​Чем более профессионален учитель, тем более он защищен

Антонина ГУДКОВА, председатель комиссии по вопросам повышения профессионального уровня педагогических работников, председатель Самарской областной организации профсоюза:

- На заседании комиссии были обсуждены данные мониторинга по вопросам повышения квалификации педагогических работников в субъектах Российской Федерации. Эта работа была осуществлена силами аппарата Центрального Совета профсоюза. Мониторинг показал, что во всех территориях так или иначе поставлены вопросы повышения квалификации педагогических кадров. Но картина складывается очень пестрая, в том числе и в плане финансового обеспечения.
В половине территорий повышение квалификации осуществляется через организации дополнительного образования. Это либо центр развития образования, либо институт повышения квалификации. К сожалению, очень многие кадры в ИПК не соответствуют тем требованиям, которые сегодня предъявляются, и сами нуждаются в повышении квалификации. А такая форма, как привлечение к повышению квалификации вузов, очень мало распространена в большинстве регионов. Конечно, это предполагает дополнительную работу по составлению специальных программ, которые бы удовлетворяли наши педагогические кадры.
В связи с этим комиссия считает необходимым добиваться установления единых государственных требований к дополнительным образовательным программам повышения квалификации. Причем и по количеству часов, и по финансированию программ. Учитывая сложную экономическую ситуацию в большинстве регионов, без этого качественно решить вопрос о повышении квалификации педагогических работников мы не сможем.
И если уж мы говорим о повышении квалификации, то его как-то нужно связать с аттестацией кадров. Сегодня этот вопрос пока остается открытым.
Мне часто приходится произносить фразу: чем более профессионален учитель, тем он более защищен. Она очень уместна для определения важности работы нашей комиссии.

От человека к человеку

Юрий АБДУЛЛАЕВ, председатель комиссии по информационной работе, председатель Алтайской краевой организации профсоюза:

- Пять вопросов было в повестке дня нашей комиссии. Первый - о ситуации по информационному освещению деятельности региональных организаций профсоюза. Итоги мониторинга, проведенного в виде анкетирования, во многом стали неожиданностью. 45% опрошенных отметили, что информацию о деятельности профсоюза черпают из неформального общения. Образно говоря, работает сарафанное радио. Около 7% - из Интернета и электронных источников, 15% - из печатной продукции и около 25% - от профсоюзных лидеров. Таким образом, еще раз подтверждается тезис о том, что профсоюз «идет» от человека к человеку.
Следовательно, необходимо менять и подходы к информационной работе. В этой связи на комиссии прозвучала рекомендация об организации сообщества, пула авторитетных учителей, педагогов, руководителей, которые могли бы стать лицом профсоюза.
Также профильным отделом аппарата профсоюза был проведен сквозной мониторинг сайтов региональных организаций, которые представляют собой достаточно пеструю картину. Какие только эмблемы и наименования на них не встречаются, не говоря уже о том, что часто не выдерживаются общая тематика и стиль. Например, поздравление с днем рождения оформлено броско, а об акции 7 октября на сайте ни слова. Кстати, на большом количестве сайтов вообще нет ссылки о том, что это за организация, к какому головному профсоюзу она относится и чем занимается его центральное руководство. Нет даже ссылки на наш общий портал. Поэтому комиссия рекомендует навести порядок в этой сфере, перейти к унификации самих сайтов и подачи информации. Там, где есть возможность, необходимо переводить сайты на платформу Общероссийского Профсоюза образования, тем более что она будет совершенствоваться.
Третий вопрос - об участии в работе интернет-ресурса «Российская общественная инициатива», который предназначен для размещения общественных инициатив граждан и голосования по ним. Нам необходимо обеспечить как можно более широкое присутствие членов профсоюза на портале РОИ, чтобы выдвигать собственные инициативы, применять новые формы подачи электронных петиций и сбора подписей. Сегодня наши с вами килограммы подписных листов уже никто не читает и иногда даже не принимает.
Положительно решен вопрос о возобновлении деятельности Совета по информационной работе при ЦС профсоюза. Предложены кандидатуры в его состав из числа специалистов, занимающихся этим направлением деятельности в наших региональных (межрегиональных) организациях.
И заключительный вопрос - о проведении третьего Всероссийского тренинг-лагеря по подготовке лекторов профсоюза. Он получил рабочее название «Школа профсоюзного пиарщика» и запланирован на следующее лето.

Инновационный опыт требует широкого распространения

Светлана ПРОНИНА, председатель комиссии по развитию проектной деятельности и инновационным формам работы, председатель Башкирской республиканской организации профсоюза:

- Мы прекрасно понимаем, что нам необходимы новые формы работы по социальной защите членов профсоюза. Поэтому и создана наша комиссия. Одна из ее задач - транслирование успешного опыта, который накоплен в различных регионах, во все наши профсоюзные организации.
На заседании мы обсудили положение о Всероссийском смотре-конкурсе «Профсоюзная организация высокой социальной эффективности». Он будет проводиться в продолжение конкурса «На лучшую организацию по внедрению инновационных форм социальной поддержки членов профсоюза», который проходил ранее. Мы прекрасно понимаем, что внедрение уже прошло, надо делать следующий шаг, и решили название и назначение конкурса сделать более широким и приемлемым для сегодняшних задач. Теперь можно выносить на конкурс все интересные наработки, и не только ради победы, но и для того, чтобы об этих новых формах защиты узнали и в других территориях.
Второй вопрос, который мы рассматривали, касается кредитных союзов. Практически каждые полгода меняется законодательство, которое касается их деятельности. Региональные организации у нас разные - где-то есть юристы в штате, где-то их нет. Поэтому мы решили делиться наработанными локальными актами, чтобы на их основе нашим организациям было проще создавать свои документы, в том числе для открытия кредитного союза.
Третий вопрос был посвящен формированию средств социальной поддержки штатных и выборных работников профсоюза. Много лет назад, на одном из первых пленумов нашего профсоюза, мы предметно говорили о том, что необходимо предоставлять социальную поддержку штатным и выборным работникам профсоюза. Но никаких документов по этому вопросу принято не было. Если исполком профсоюза нас поддержит и примет соответствующее положение, думаю, мы получим основание для формирования средств социальной защиты наших штатных и выборных работников.

Кадровый резерв нужно формировать

Надежда ПЕРЕЛЫГИНА, председатель комиссии по организационным вопросам и кадровой работе, председатель Орловской областной организации профсоюза:

- На заседании комиссии оживленный интерес вызвало рассмотрение вопроса о состоянии работы с резервом на должности председателей профсоюзных организаций всех уровней и их заместителей. Члены комиссии отмечали, что целостной системы по подготовке кадрового резерва нет и это сказывается на нашей работе. К тому же далеко не всегда люди из резерва дают согласие на то, чтобы возглавить профсоюзную организацию. Причины здесь, конечно, разные: большая нагрузка, выборность, предложения другой работы. Проанализировав предложенный примерный порядок формирования резерва, который носит вполне конкретный характер, члены комиссии решили рекомендовать его для использования в работе профорганизаций всех уровней.
На заседании комиссии была рассмотрена информация о проведении в первичных организациях собраний с единой повесткой дня: по итогам VII съезда профсоюза и в связи с 25‑летием Общероссийского Профсоюза образования. На начало декабря они прошли в 82% первичных организаций. Проведение таких собраний - очень удачная инициатива Центрального Совета, поскольку она значительно активизировала работу первичек, побудила их обратиться к архивным и музейным данным, провести чествование профактива и организовать торжественный прием в члены профсоюза.
Также мы рассмотрели предложения об обновлении формы профсоюзного билета и типовой перечень документов организации профсоюза. Задача членов Центрального Совета профсоюза - обеспечить ведение документации профсоюзных организаций всех уровней именно по этому перечню.

Как распределять профсоюзный бюджет?

Валентина ХУДЯКОВА, председатель комиссии по вопросам повышения эффективности планирования и расходования профсоюзного бюджета, председатель Тюменской межрегиональной организации профсоюза:

- Наша комиссия создана недавно и заседала впервые, вместе с тем одним из актуальных направлений деятельности профсоюза всегда было рациональное распределение финансовых средств. Мы все знаем, что вопросы финансовой дисциплины у нас постоянно анализируются и находятся на контроле, так как речь идет об эффективности использования средств, которые доверяют нам члены профсоюза.
По итогам обсуждений наша комиссия предлагает в течение следующего года разработать систему критериев для определения нормативов распределения средств профсоюзного бюджета по всем уровням структуры профсоюза в соответствии с приоритетными направлениями деятельности.

Есть эксперты в наших рядах!

Светлана ПАВЛУШКОВА, председатель комиссии по взаимодействию с институтами гражданского общества и участию в осуществлении независимой оценки качества образования, председатель Вологодской областной организации профсоюза:

- Мы обсуждали возможность и целесообразность участия профсоюза в оценке качества образования. Это, конечно, для нас дополнительная нагрузка, тем не менее мы уже работаем в аттестационных и наградных комиссиях, были экспертами национального проекта «Образование», то есть так или иначе оцениваем деятельность образовательных организаций и педагогов. Мы уже по сути профессиональные эксперты.
Думаю, что и в независимой оценке качества образования профсоюзу нужно найти свою нишу. Как известно, ее координаторами в регионах являются общественные советы, действующие при местных департаментах и министерствах образования. Большинство председателей региональных организаций профсоюза - члены таких общественных советов. Поэтому у нас появляется хорошая возможность в ходе формирования показателей независимой оценки задавать дополнительные критерии, которые мы как организация, представляющая интересы работников, сочтем целесообразными.
В рамках этой работы мы можем способствовать дальнейшей дебюрократизации системы образования, снижению обилия бумаг. Нам также важно удержаться от дублирования надзорных и всех других органов, которые уже осуществляют контроль в сфере образования.
В завершение хочется отметить, что наша комиссия считает актуальным развитие взаимодействия с Общественной палатой РФ и с Общероссийским народным фронтом. Как показывает практика, на повестку дня этих общественных объединений можно выносить самые актуальные темы и вопросы. Например, какой ценой исполняются указы президента? Путем сокращения работников? Сверхнагрузками педагогов? Мы должны доносить до представителей власти нашу позицию по самым острым вопросам. Консолидация усилий во всех регионах будет залогом успеха нашей работы.

Официальная статистика расходится с действительностью

Светлана СУТЯГИНА, председатель комиссии по социально-экономическим вопросам, председатель Новосибирской областной организации профсоюза:


- Наша комиссия прошла в формате круглого стола. Мы рассматривали итоги мониторинга заработных плат работников системы образования, который проводил профсоюз. Все вопросы, рассмотренные на комиссии, можно сгруппировать в три блока. Первый касается средней заработной платы. Данные, которые нам представляет официальная статистика, не соответствуют действительности. Мы понимаем, что это не реальная средняя зарплата, так как в нее включаются все доходы педагогических работников. Кроме того, мы говорили об эффективном контракте. Определяли те территории, где он уже введен и применяется действительно эффективно, чтобы успешный опыт могли использовать другие региональные организации профсоюза.
Второй блок вопросов касался высших учебных заведений, нас интересует организация работы в опорных, головных вузах, а именно - каким образом в них будет построена профсоюзная работа, как будут защищены члены профсоюза.
Третий блок вопросов был связан с обслуживающим персоналом. Ни для кого не секрет, что эта категория работников составляет более 30% членов нашего профсоюза. В связи с отсутствием индексации заработной платы они сегодня остаются самыми незащищенными. Члены комиссии предложили региональным (межрегиональным) организациям профсоюза добиваться включения в региональный бюджет средств на индексацию зарплат этой категории работников.
На комиссии шла речь и о стипендиальном обеспечении.
Мы договорились об участии совместно с депутатами Государственной Думы РФ в парламентских слушаниях либо в круглых столах по вопросам, касающимся деятельности профсоюза.
Прозвучало предложение более активно использовать такие площадки, как Общероссийский народный фронт, общественные палаты как регионального уровня, так и федерального, и тем самым создавать условия для того, чтобы позиция профсоюза звучала на различных площадках.
Также были предложены отдельные тематические выезды членов комиссии с целью изучения положительного опыта регионов, связанного с оплатой труда, социальными льготами, другими вопросами, которые так или иначе касаются экономики.

Рейтинг как стимул к развитию


Информацию о работе комиссии по мониторингу эффективности деятельности и формированию общероссийского рейтинга территориальных организаций профсоюза представил заместитель председателя профсоюза Вадим ДУДИН:

- Мы впервые комплексно подходим к вопросу оценки эффективности деятельности территориальных организаций профсоюза и формированию соответствующего рейтинга. Комиссия во время своей работы определила основные базовые подходы к тому, каким образом этот рейтинг можно было бы выстроить, создав для всех единые стартовые условия.
Рейтинг ни в коем случае не будет средством давления или дискриминации территориальных организаций. Мы рассматриваем его как инструментарий подтягивания территориальных организаций до определенного уровня. Мы предложили подходы, подразумевающие мягкое рейтингование по трем уровням: абсолютно эффективная организация, условно эффективная и неэффективная.
Я уверен, что в третью категорию у нас вряд ли кто-то попадет, потому что все наши организации работают на достаточно высоком профессиональном уровне. Но уверен, что основное определение, которое будет довлеть над этой третьей подгруппой, будет примерно таким - это организации, где уровень материальных и трудозатрат никак не соответствует конечному результату.
Члены комиссии предложили оценивать деятельность организаций по показателям, отличным от тех отчетов, которые мы ежегодно получаем из регионов. Мы постараемся максимально дистанцироваться от отчетов, не игнорируя их, а рассматривая в дополнение к той информации, которую будем собирать для рейтинга. Такое рейтингование будет проводиться с периодичностью один раз в два года.
Мы учтем все мнения по поводу того, какие критерии могли бы быть полезными и исчерпывающими для оценки организации. Путем мозгового штурма на комиссии мы набросали базовые подходы к этим критериям, после доработки они будут направлены в региональные (межрегиональные) организации для окончательной оценки. Последнее, на что хочется обратить внимание, рейтингование - это инструмент самодиагностики, самооценки, инструмент, стимулирующий к повышению результатов эффективности деятельности организации.