Профессиональные союзы в России име­ют богатую историю.
В 1905-1907 годах в России, на волне активного объединения рабочих и служащих в профессиональные организации, резко возросло демократическое движение и среди работников образования.
С 11 по 13 апреля 1905 года в Москве представители 30 губерний России собрались на Съезд педагогов и деятелей по народному образованию, который обсудил принципы объединения разрозненного учительского демократического движения, проект программы и устава создаваемого союза.
А уже 9 июня 1905 года на Учредительном съезде было провозглашено создание Всероссийского союза учителей и деятелей по народному образованию, который положил начало организованному профсоюзному движению в образовании.
Позволю себе процитировать небольшую выдержку из статьи: «Единственное и самое действенное средство борьбы против предпринимателей - сильный богатый союз, который объединил бы, по возможности, всех работников данного предприятия или ремесла и имел бы наготове солидный забастовочный фонд. Необходимо стремиться и добиваться, чтобы все отдельные и разбросанные по всей России союзы были объединены в один мощный всероссийский союз. И тогда не страшны локауты». Обращаю ваше внимание на дату публикации - 11 марта 1907 года. Как мы видим, уже при создании профсоюзного движения в начале прошлого века было понимание того, каким должен быть профсоюз.
И в этом году наряду с юбилеем нашей профессиональной организации мы отмечаем и 110‑ю годовщину профсоюзного движения в России.
Наш профсоюз является продолжателем и хранителем лучших традиций профсоюзного движения в российском образовании.
Особенностью создания нашего профсоюза стало то, что оно совпало с рождением суверенного Российского государства. Это были очень непростые времена. В этой ситуации были возможны два вектора развития профсоюза: распустить действовавший в советское время профсоюз и начать создание с нуля нового. Но мы прекрасно понимали, что есть огромное количество людей в России, которые уже были членами профсоюза в советское время. И тот факт, что меняется общественный строй, меняется политика в стране, не означал, что они перестали испытывать необходимость в защите и представлении своих интересов. Поэтому мы пошли наиболее сложным, эволюционным путем: пытались в рамках уже действующего профсоюза менять его деятельность, делать ее адекватной процессам, происходившим в стране. И наш первый председатель, Владимир Михайлович Яковлев, начал создавать профсоюз новой формации.
Примерно с 1993 года в отрасли был обвал с невыплатой в срок заработной платы. Началась непростая пора для профсоюза. Нужно было заниматься именно теми вопросами, которые были наиболее болезненными для людей, чьи интересы мы представляли.
Все 90‑е годы прошли для нас в публичных акциях. Кроме того, началось создание забастовочных стачечных комитетов. Вначале эти комитеты и лидеры были вне профсоюза, но мы пошли на объединительные процессы, взяв их под свое крыло. Провели вместе ряд серьезных, всероссийских конференций, чтобы объединиться и действовать уже в рамках профсоюза. Это у нас получилось. Именно тогда мы начали приучать власть к необходимости ведения переговоров с социальными партнерами.
С конца 80‑х годов прошлого столетия в силу известных политических причин начался активный процесс консолидации международного профсоюзного движения, приведший к созданию в 1993 году единой организации профсоюзов работников образования мира - Интернационала образования, наследника целого ряда региональных и международных структур, отражавших узкопрофессиональные и политические интересы.
Очевидно, что молодой Российский профсоюз не мог принять участие в этом процессе. Откровенно говоря, его там не очень-то и ждали. В начале девяностых на нас смотрели, как на продолжателей дела Коминтерна.
Но участие в международных инициативах нам было необходимо. Вспомните, ведь только в начале 90‑х нам стало известно о Рекомендациях ЮНЕСКО-МОТ о статусе учителя, о целом ряде международных документов, регламентирующих условия труда работников образования.
Многие из нас помнят о бурной активности Всемирного банка и МВФ в России в те годы, в том числе и в сфере образования. Надо отдать им должное - они шли на контакт с нашим профсоюзом, но нам была нужна реальная фактура, доводы и советы, чтобы аргументированно отстаивать интересы работников. Получить мы это могли только от коллег - международного профсоюзного движения образования.
Осуществились первые контакты. Сначала - достаточно настороженные, затем - все более профессиональные и тесные. Но были и те, кто искал пути к созданию параллельных организаций, чего в тогдашней сложной обстановке допустить было никак нельзя. И спасибо вам, уважаемые руководители региональных организаций, мы этого не позволили.
Официальному вступлению в Интернационал образования в 1995 году предшествовала целая череда визитов делегаций руководителей отраслевых профсоюзов мира в Москву и в регионы с целью установить, реально ли Российский профсоюз независим, реально ли он представляет то количество работников, о котором заявляет, не манипулируют ли им политические партии и власть.
Честно скажу, вначале у нас было двоякое отношение к этому тестированию, но жизнь показала, что старания тех, кто пытался изолировать профсоюз, привели к совершенно противоположному результату - мы обрели десятки истинных сторонников и друзей в лице авторитетных профсоюзов мира, что было не раз продемонстрировано в дальнейшем.
Благодаря вступлению в Интернационал образования мы были первым из российских профсоюзов, кто представил интересы работников образования в МОТ в 1997‑м и затем - в 1998 году.
В это же время мы занимались важнейшей работой по укреплению профсоюза. Для этого было необходимо в первую очередь реализовать следующие задачи: обеспечить взаимодействие уровней структуры профсоюза по вертикали, начать укреплять его финансовую базу, обеспечить необходимыми профессиональными кадрами организации как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. И надо признать, что за эти годы нам удалось многое.
Пожалуй, качественные изменения и расширение спектра направлений деятельности профсоюза стали наиболее заметными с начала 2000‑х годов.
Одновременно в этот период усилили свое влияние и начали развиваться институты социального партнерства на федеральном и региональном уровнях. Да и в профсоюзе формировалось социальное партнерство, которое сегодня приобрело системный характер.
Мы прекрасно понимаем, что социальное партнерство - это важнейший правовой механизм, определяющий взаимоотношения профсоюза и партнеров в решении всего спектра проблем. Казалось бы, власть отдает себе отчет в том, что необходимо всемерно поддерживать социальный диалог и повышать его эффективность. Вместе с тем вызывают обеспокоенность проявляемые порой попытки под предлогом назревшей необходимости в модернизации отношений на рынке труда расшатать основы социального диалога, пересмотреть роль институтов трипартизма, поставить под сомнение право профсоюзов на представительство интересов трудящихся. Профсоюзное движение очень остро и негативно реагирует на подобные попытки.
В апреле 1993 года была создана Ассоциация профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ.
Прошедший период полностью подтвердил своевременность этого шага, тем более что действующая законодательная база определяет социальными партнерами правительства на федеральном уровне не отдельные отраслевые профсоюзы, а их объединения.
Ассоциация позволила трем профсоюзам успешно выступать с единых позиций в вопросах развития законодательной базы в интересах работников бюджетных отраслей, инициировать Правительство РФ на принятие постановлений по повышению оплаты труда, противостоять попыткам профсоюзов работников производственных отраслей не замечать наши проблемы и интересы при заключении Генерального соглашения, усилить позицию работников бюджетной сферы внутри ФНПР.
Центральный совет профсоюза продолжает взаимодействие с различными государственными органами на основе заключенных соглашений с Рострудом, Рособрнадзором, Минобрнауки России, Комитетом по образованию Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Центральной избирательной комиссией.
Подобное взаимодействие осуществляется и региональными организациями профсоюза.
Кроме того, стандартом для общественной жизни российских профсоюзов, в том числе и нашего, становится участие в работе общественных палат - как федерального, так и регионального уровней, а с недавнего времени - деятельности Общероссийского народного фронта.
Все эти годы наш профсоюз был активным, влиятельным, деятельным и неравнодушным участником всех основных изменений, которые проходили в системе образования России и в профсоюзном движении страны, а также автором важных инициатив.
Понятно, что на протяжении всей деятельности профессионального союза вопросы, связанные с заработной платой и социальным статусом работников образования, остаются в центре нашего внимания. И не могу сегодня не вспомнить, как в самую трудную пору, когда месяцами не выплачивалась заработная плата, мы отстаивали принятие закона о том, чтобы все, что касается финансирования заработной платы учителей, было передано в сферу ответственности государственных органов власти субъектов РФ. Это был непростой процесс. Было большое противостояние, прежде всего со стороны муниципалитетов, потому что они понимали, что лишаются возможности управлять значительными финансовыми ресурсами. И только через три года борьбы такой закон был принят - пусть и не в полном объеме, как мы предлагали, - президентом Владимиром Путиным. Но мы-то знаем, что это наша инициатива, которую мы в профсоюзе называем «законом Яковлева». Впоследствии подобные решения были распространены в отношении и других категорий работников.
Затем после жесткой централизации начался не менее сложный процесс передачи полномочий и ответственности с федерального на региональный уровень. К сожалению, этот процесс не сопровождался, как правило, передачей необходимых финансовых ресурсов, призванных обеспечить эти полномочия, да и механизмов повышения мотивации регионов для укрепления своей финансовой стабильности не предлагалось.
В результате внутренние резервы регионов иссякают, в сегодняшнее непростое время это проявляется особенно остро. Все эти вопросы мы внимательно обсуждали на предыдущих заседаниях исполкома профсоюза.
Возвращаясь к периоду передачи полномочий регионам, не могу не остановиться на том, что в этой ситуации возникла острая необходимость обретения региональными организациями профсоюза опыта участия в переговорах с властью с целью представления интересов работников - как социально-экономических, так и профессиональных. И вы, уважаемые коллеги, сегодня достойно исполняете эту функцию. Уверена, что в этом значительную роль сыграла системная работа по повышению квалификации, которая сложилась в нашем профсоюзе за эти годы.
Если попытаться охарактеризовать последние 15 лет, это период, когда в сфере образования происходят процессы модернизации и обновления законодательного поля как на федеральном, так и на региональном уровнях, что не может не касаться социально-экономических прав и интересов членов профсоюза. И на всех этапах этих процессов профсоюзу приходилось решать очень важные задачи по недопущению нарушения трудового законодательства, сохранению прав и гарантий работников.
Представить будущее профсоюзного движения, укрепление его рядов, повышение эффективности деятельности невозможно без выработки молодежной политики в профсоюзе. Именно поэтому в последние годы мы пришли к пониманию, что нельзя ограничивать нашу деятельность только студенческой молодежью, которая в рамках уже действующего СКС проявила себя как эффективно работающее объединение в профсоюзе. В настоящее время у нас активно развиваются советы молодых педагогов в регионах, и наша задача - расширять это движение. Молодежь - это будущее нашего профсоюза, и мы очень рассчитываем на них.
Завершая блиц-ретроспективу 25‑летия нашего профсоюза, его можно охарактеризовать как этапы большого пути. Поэтому сегодня, возвращаясь к началу, в очередной раз хочется вернуться к памяти человека, который стоял у истоков создания нашего профсоюза, - его первого председателя Владимира Михайловича Яковлева. Как вы знаете, профсоюз учредил премию его имени, которой награждено уже свыше 100 человек.
Огромную благодарность мы хотим высказать сегодня нашим ветеранам, которые создавали наш профсоюз, которые и сегодня не теряют связи с его организациями, помогают им растить молодые профсоюзные кадры, сохранять и развивать традиции.
Большая группа ветеранов находится сегодня среди нас, участвует в работе пленума.
Сегодня мы хотим высказать слова признательности и действующим профсоюзным лидерам, руководителям межрегиональных и региональных профсоюзных организаций, председателям районных и городских профсоюзных организаций, председателям профсоюзных организаций вузов, школ, дошкольных учреждений, лидерам студенческих организаций, которые, приняв профсоюзную эстафету, продолжают активно участвовать в укреплении и развитии нашего профсоюза.
Мы должны поблагодарить и членов профсоюза, которые сохраняют ему верность и участвуют во всех делах по защите государственной системы образования, защите своих прав и профессиональных интересов.
И конечно же, мы рады видеть коллег из профсоюзов работников образования и науки стран СНГ на нашем пленуме.
За прошедший период мы сделали немало, но при этом я уверена, что потенциал нашего профсоюза далеко не исчерпан. Я уверена, что могу сегодня сказать: наш профсоюз с достоинством прошел непростые испытания и готов к работе в сложные времена.
Хочу еще раз поблагодарить всех, кто приехал на наш пленум, и поздравить всех членов профсоюза с нашим общим 25‑летием.