Распахивается дверь, дети шумной толпой врываются в дверь, толкая друг друга, бегут к своим местам. Волнуюсь, класс новый, лица незнакомые, а в голове мысль: «Чему могу их научить сегодня? Новому, нужному, сверх учебника?» Подготовились к уроку, поздоровались, закипела работа. Повторение изученного, объяснение нового материала, каждое слово произношу медленно, разборчиво, чтобы услышал каждый ученик. Закрепляем изученное, выполняя упражнение у доски, вдруг замечаю, что один учащийся сидит с открытой, но абсолютно пустой тетрадью. Пока весь класс занят выполнением упражнения, нужно срочно выяснить, в чем причина. Наклоняюсь чуть ближе.
- Тебя как зовут? - тихонько спрашиваю я.
- Стас, - также тихо, в унисон мне, отвечает ученик.
- Стас, скажи, пожалуйста, а почему ты ничего не пишешь? Больше половины урока прошло, а у тебя пустая тетрадь.
- Потому что я двоечник, мои оценки - это «два», «два» и «два»! Других у меня не будет! Я двоечник! - эмоционально, громко, размахивая тетрадью, отвечает Стас.
Я опешила, внутри паника... Что же делать? Чем я его обидела? На его эмоциональное выступление обратил внимание весь класс, забыв о том, что есть работа. В классе тишина. 27 пар глаз смотрят на меня, ожидая реакции. В голове проносятся слова университетских преподавателей, наставления новых коллег, пытаюсь найти в памяти подобные сцены из своей школьной жизни, но ничего подходящего не приходит на ум.
- Кто тебе это сказал? - собравшись с мыслями, спросила я с удивлением в глазах.
- Все! Никто! Я сам, - с надрывом, ерзая на стуле, ответил ученик.
- Стас, - как можно мягче начинаю я, - разве я тебя так называла? Разве я говорила, что ты двоечник?
- Мне все так говорят.
- Нет, стоп! Я задала конкретный вопрос: я тебя так хоть раз назвала?
- Нет, - уже гораздо спокойнее выговаривает Стас.
- Так почему ты ничего не пишешь? - продолжаю гнуть свою линию. - Начинай писать с номера, который мы сейчас выполняем.
Нужно возвращаться к уроку, иначе потеряю внимание класса. Выбор остается за ним. Проверяем задание, выполняем новое, искоса смотрю в его сторону. Мнется, ерзает на стуле, роняет ручку, соседка по парте поднимает ручку и кладет ее на парту. Стас долго смотрит на нелюбимый им пишущий предмет, затем берет и начинает... писать!
- К доске пойдет... - тяну время, даю это время Стасу!
Почти все ребята поднимают руки. Особенно приятно, что среди них и рука «двоечника»! Надо узнать, какие же знания хранит эта голова. Вызываю его к доске. Решает один номер, второй, попутно задаю вопросы, отвечает на все! Как так? Почему двоечник? Он же все знает!
- Садись, «пять», - заветные слова для каждого ученика. Глаза загорелись, на лице появилась улыбка, спокойно сел, взял ручку и весь оставшийся урок без привлечения лишнего внимания к себе работал.
После урока решила побольше узнать о ребенке у классного руководителя: «Он такой с третьего класса, на уроках ничего не делает, домашние задания не выполняет, беспокойный, хорошо, если на уроках сидит и не мешает. С ним регулярно работают социальные педагоги и психологи. Дома далеко не все хорошо - семья многодетная, неполная, родители в разводе, дети сложно это переживают. Брат и сестра учатся в нашей школе. Со старшим братом такая же проблема». Я столкнулась с тем, что в теории-то выглядит все просто, а теперь на практике увидела ребенка с настоящими проблемами, которые выходят из семьи и сопровождают мальчика уже многие годы. Он еще так мал, а уже повесил на себя клеймо, прячется за ним и так защищается.
На следующем уроке очень похожая картина: пустая тетрадь, кидание ручки, мычание с места, постукивание по парте пальцами. Пытаюсь снова доверительно поговорить с ним, те же эмоции.
- Не обращайте внимания, - вдруг слышу голос его соседки по парте. - Он всегда такой.
И правда, думаю я, он же специально привлекает внимание к себе, возможно, этого ему не хватает дома. Отхожу от Стаса и продолжаю урок. Он специально кинул ручку на пол. Его соседка Катя молча подняла и положила рядом, открыла ему тетрадь и дальше участвует в уроке. Стас повертелся, поискал зрителей, но все были вовлечены в урок. Делать нечего - взял ручку и начал писать, а также принимать участие в уроке, отвечать на вопросы. Внутри тепло - победа! Наша общая со Стасом победа.
Но победа так легко не дается. На следующий урок уже знакомые ерзанья, мычание и кидание ручки. Помня слова Кати, делаю как она: не прекращая объяснений, молча поднимаю его ручку, открываю тетрадь, показываю пальцем, где нужно писать, отхожу. Сразу задаю вопрос, среди поднятых рук вижу и его! Поддерживая его интерес к происходящему, спрашиваю, он отвечает, снова «пять», глаза блестят, и улыбка искренняя, согревающая сердце. Теперь на уроках Стас уже не кидает ручки, не мычит, а пишет все номера, особенно старается успеть первым решить все задания. Это еще не победа, до нее еще долгий и тяжелый путь, но начало есть.
«Не обращайте внимания». До сих пор вспоминаю эти слова. Вроде бы один из популярнейших советов, ничего нового, однако в устах Кати это не означало: не смотрите на него совсем, ничего не предпринимайте, делайте вид, что его просто нет. Не будьте зрителем в его театре одного актера! Вот что значили те слова! От этих еще маленьких ростом людей я получила большой урок, ведь, как совершенно верно замечено в Талмуде: «Многому я научился у своих наставников, еще большему - у своих товарищей, но больше всего - у своих учеников».

Вероника ЛАВРЕНТЬЕВА, учитель математики гимназии №402 имени Алии Молдагуловой