«Каждый человек, появляющийся в нашей жизни, - учитель! Кто-то учит нас быть сильнее, кто-то учит нас быть мудрее, кто-то учит  прощать, кто-то учит быть счастливым и радоваться каждому дню, кто-то вовсе нас не учит, он просто ломает нас, но и от этого мы получаем опыт. Цени каждого человека, даже если он появился на мгновение. Если он появился, то это уже неспроста!» - именно с этих слов начинаются наши общешкольные родительские встречи. Программа Комиссии по профилактике негативных проявлений ЭКС РО при ДОгМ включает родителей различных возрастных групп обучающихся, использует разные методы работы с родительскими коллективами, не оставляя направление работы по «сигналу», когда родителям необходимо помочь справиться с определенной ситуацией. Быстрое реагирование на сложившуюся ситуацию в городе, несущую опасность для детей и подростков и их семей, обозначение и оповещение родительской аудитории о возможных опасностях в каникулярное и праздничное время - это направление также не останется без внимания. Темы, которые необходимо затронуть, могут быть подняты как самим родительским сообществом, так и государственными, силовыми структурами, а могут обозначиться в результате работы комиссий и рабочих групп. Так, родители после одного из собраний попросили разработать программу для ДОУ и младшего школьного возраста, ведь у этих семей и детей свои факторы риска. После заседания рабочей группы по ДТТ возникла идея структурировать знания родителей в этом направлении, а это на самом деле немалая часть жизни школьников - поездка на городском транспорте в школу и обратно. В результате заседания Городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав поступило предложение отработать с родителями тему самовольных уходов несовершеннолетних из семей, причины и последствия. Приближающийся новогодний праздник даст нам много радости, поездок в каникулярное время, в течение которого происходит много травм и несчастных случаев, о предотвращении которых необходимо оповестить родителей.
Вы спросите, как мы чувствуем себя, когда выходим к родителям, каждый из которых может оказаться намного опытнее в каком-то вопросе, может просто встать и сказать: «Мне это не нужно, я все знаю...» Боязно? Нет. Волнуемся? Да, каждый раз. Но это волнение не за себя, не за организацию, в которой работаем, за родителей: смогут ли они сконцентрироваться, преодолеть усталость, выбросить все другие заботы из головы на один час и понять смысл происходящего, принять информацию позитивно, чтобы она осталась в памяти, и захотеть чуть-чуть поменяться, изменить свое отношение и вслед за этим отношение детей к своему поведению.
Один из родителей на собрании сказал, что многое происходит от того, что государство не заботится о нем и его семье. Я мягко не согласилась с ним, перечислив ему малую часть организаций Москвы, осуществляющих помощь жителям, оказавшимся в различных ситуациях. Помощь - это не только учебная (получение ребенком общего и дополнительного образования), но и юридическая, медицинская, психологическая, социальная, материальная, волонтерская. Понятно, что московские родители не знают всей инфраструктуры помощи, предоставляемой Правительством Москвы и общественными организациями, не следят за тем, что образовалось, действует для их семей и детей. В этом направлении им также нужно предоставлять актуальную информацию и направлять их.
Программа рассчитана на еженедельную работу. Кроме первого и последующих собраний, запланированных на вторую часть 2015-2016 учебного года и первую половину 2016-2017 года, общение с родителями включает в себя и дистанционный блок. Еженедельно информационные материалы для родителей поступают в адрес образовательной организации, в определенный раздел сайта, что должно способствовать беседам с детьми сообразно их возрасту и наличию проблем в семье. В некоторых школах родителей оповещают и через рассылку на почту, электронный журнал, - например, за ноябрь были разосланы материалы по обеспечению безопасности в сети Интернет, о вреде курения кальяна, мы готовим материалы по подключению систем родительского контроля и безопасного поиска, расскажем, как сделать это быстро, по алгоритму, оптимально по стоимости и выбранным параметрам. Установка такой системы обойдется родителям в 500 рублей за год, но далеко не каждый родитель знает, что можно контролировать и контент, передаваемый через 3G и 4G, а также поступление негативной информации через мессенджеры - специальные программы для быстрого обмена сообщениями (WhatsApp, Viber, Telegram, KikMessenger). Мы подобрали 100 тем для работы с родителями в ближайший год, но темы продолжают прибавляться, появляясь из дополнительных запросов родителей после родительских собраний. Родителям мы предлагаем информацию об организациях, центрах, учреждениях, структурах, куда можно обратиться за помощью по конкретному случаю, с адресами и телефонами. Всю информацию, предоставляемую комиссией, мы тщательно собираем в результате межведомственной работы - постоянного общения с представителями официальных, государственных, общественных структур. Как иначе можно рассказать о ГППЦ ДОгМ и той поддержке, которую он предоставляет родителям? Где провести бесплатное медицинское исследование на генетическую предрасположенность к зависимостям, какую помощь предлагает отделение профилактики и центр «Квартал» МНПЦ наркологии? Как, не выходя из дома, с рабочего места получить консультацию по детско-родительским отношениям или интернет-зависимости? Если ребенок не радуется жизни, родителям, отношениям со сверстниками, куда обратиться при депрессивных состояниях? Москва - город больших возможностей, главное - не пропустить их и не упустить ребенка.
В новостном разделе сайта образовательной организации мы размещаем письмо-сообщение, таким образом родители узнают о том, что их образовательная организация объединяет свои усилия с Комиссией по негативным проявлениям ЭКС РО при ДОгМ и предлагает совместные мероприятия, полезную информацию, причем родительские встречи происходят во время проведения родительских собраний в школе. Мы бережно относимся ко времени, которое родители могут провести со своими детьми. После пленарной части родители расходятся по классам.
Немного философского подхода не повредит, а более того, подготовит каждого к внутренней работе над собой. Ведь то, о чем мы говорим, - это необходимое изменение себя, подхода к жизни и воспитанию, к обеспечению безопасности ребенка в мегаполисе, обучение ребенка в семейном кругу навыкам безопасного поведения, самостоятельного предотвращения угроз и преступлений, предоставление ему механизмов и алгоритмов действия в различных кризисных ситуациях. Как-то незаметно для себя мы повторяем множество истин, которые знаем, но забываем.
Несмотря на название нашей встречи «Привлечение родителей к семейной профилактике негативных проявлений среди детей и подростков», мы начинаем ее с добрых слов, улыбок и слов благодарности за то, что родители сегодня отложили свои дела и пришли, чтобы пообщаться с нами. Несколько первых минут - это знакомство с членами ЭКС РО при ДОгМ, рассказ о сферах деятельности комиссий и нескольких примерах предоставления помощи членами совета родителям Москвы, попавшим в затруднительную, тяжелую, сложную ситуацию. Говоря с родителями о том, что год от года угрозы в обществе трансформируются, появляются новые опасности, преступления становятся более профессиональными и изощренными, появляются члены общества, которые ведут асоциальную, антиобщественную деятельность, применяя новые способы организации преступлений и сетевые методы вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность или деятельность, угрожающую их здоровью и жизни, мы подчеркиваем тот факт, что ЭКС РО при ДОгМ и многие его партнеры - структуры, ведомства, департаменты - сплотились в работе по предупреждению, информированию, просвещению родителей Москвы для предотвращения угроз для детей и подростков. Почему? Межведомственное взаимодействие в профилактической работе существует давно, но есть еще одна причина, вследствие которой многие структуры оказывают нам поддержку, и она очевидна - каждый из их сотрудников родитель, который переживает и заботится о своих детях, внуках, «о многих детях в городе», как часто мы говорим на встрече. Каждый родитель, сообщив о противоправном контенте, пьяной компании, засевшей в вашем подъезде, о жестоком отношении к соседскому ребенку, предотвращает следующее преступление, не оставив безнаказанными беззаконные действия тех или иных лиц. Это повлечет ответственность нарушителей перед законом и сохранение физического и психологического здоровья, а порой и жизни детей.
«То, что мы имеем, - информацию, знания, опыт, как свой, так и коллег, связи и знакомства, мы предоставляем вам, дорогие родители, но как вы поступите далее - ваша личная ответственность за ребенка, перед законом и перед своей совестью. Найдете ли вы время поговорить с ребенком о жизненно важном, будете ли вы настойчивы и доброжелательны, запасетесь ли вы энтузиазмом и терпением, подберете ли ключик к его разуму - зависит от вас. Важно предоставить детям алгоритм противодействия угрозам, научить их - и это ваша зона ответственности. Регулярные упражнения сохраняют человеку здоровье, беседы с детьми сохранят им жизнь. Знайте - мы, члены совета, ваши сподвижники в этом, мы будем продолжать оказывать помощь каждый день» - эти слова об ответственности родителей.
Мы всегда благодарим отцов, пришедших на собрание, ведь их ответственность в воспитании равна материнской, а их привлечение дает для ребенка запоминающийся алгоритм действий в различных ситуациях, сформированный подчас не тревожной мамой, а сильным, спокойным, знающим ответы на все вопросы родным человеком. Важно заострить внимание на том, что ребенок должен получать информацию о негативе и способах сопротивления ему не от своего сверстника, друга, соседа или постороннего человека, тем более не в результате приобретения жизненного опыта, а от своего любимого близкого - родителя. Но в этом случае родитель должен быть осведомленным, проявить компетентность, суметь не только дать четкую оценку негативному поступку или явлению, но и объяснить причины его появления в обществе, в семье. Иногда в беседе пригодятся знания как о способах борьбы с этим проявлением, так и о структурах, которые осуществляют противодействие, способах профилактики как в семье, так и в обществе. Многие негативные явления в обществе можно образно подвести под схему: возникновение болезни (причины возникновения) - заражение (признаки заболевания) - определение диагноза (причин заболевания) - лечение (устранение факторов и последствий заболевания) - восстановление (реабилитация, умение жить, обходя факторы) - профилактика (качественная защита от заболевания). Важно понимание, что заболевание легче лечить, когда родители, зная признаки заболевания, сразу установили факт заражения (на малой стадии развития заболевания) или сразу предупредили заражение им (провели всевозможные мероприятия, не способствующие заражению).

Ведь заболевание легче победить на самой малой стадии его развития, чем лечить запущенную форму. Здесь речь может идти и о групповых заболеваниях (заражение зацеперством, антивитальной активностью, вовлечение в преступную деятельность), а может и о редких, частных случаях (предрасположенность к вовлечению в религиозные деструктивные организации ребенка). «Явление» может охватить семьи (трудная жизненная ситуация со всеми вытекающими последствиями для детей из этих семей) или конкретного ребенка «группы риска» (из благополучной или неблагополучной семьи).
О чем еще мы считаем важным напомнить родителям: о доверительных отношениях, которые могут быть неким гарантом того, что ребенок, попав в сложную, щекотливую ситуацию, обратится именно к родителям, а не к сверстникам или окружающим его членам общества. Ведь и молчание ребенка, самостоятельный поиск выхода из положения может привести его в тупик. Мы говорим о том, что родительская любовь - это все то, что вы даете своему ребенку, включая и обеспечение безопасности, предоставление навыка сопротивления угрозам, о том, что такое ответственность ребенка перед семьей, перед школой, как начать с малого, увеличивая его сферу ответственности на протяжении всех этапов взросления и не забывая при этом контролировать и проверять результаты, не жалея похвалы. Мы говорим о том, что такое умение ребенка говорить «нет», «нельзя», «не буду», «не хочу», «не нужно» посторонним людям, кто такой «свой» и «чужой», в том числе в пределах семейных отношениях, как вести себя ребенку с «чужими», с теми взрослыми, которые просят помощи у ребенка в то время, когда вокруг есть другие взрослые... Мы рассказываем о том, чему научить ребенка, чтобы родители не волновались о его местонахождении, как ввести это в традиции семьи и оттачивать этот навык, помогая ребенку закрепить его. И еще много о чем мы говорим на родительских собраниях, и все это за час с небольшим.
Ядро собрания составляют те угрозы, которые могут причинить вред здоровью и жизни детей и подростков, - интернет-зависимость, игровая зависимость на примере жестоких игр, груминг и совращение несовершеннолетних через социальные сети, химическая зависимость от спайса, вовлечение в экстремистские организации, в том числе и в актуальные на сегодняшний день организации, опасное селфи. Важно, что в каждом проявлении мы делаем акценты на то, что может сделать семья, чтобы предупредить, и куда можно обратиться за помощью.
Как же проходят собрания, какова реакция родителей? Каждый вечер своеобразен и не похож ни на предыдущий, ни на последующий, как и каждая московская семья. Не по Льву Толстому, сегодня семьи по-своему и счастливы, и несчастны. Родители собираются разные - усталые, грустные, веселые, довольные, работающие, непонимающие (зачем мы здесь?), доверяющие, ожидающие, в том числе и окончания собрания еще до начала, и скептически настроенные. Но все они приветливы, культурны, терпеливы и ответственны, готовы к дебатам и восприятию, всегда улыбаются в ответ. Во время собрания они внимательно и сосредоточенно слушают, записывают и расставляют вместе с нами акценты, иногда замирают, слушая реальные истории из жизни других московских семей, иногда удивляются тому, что может произойти. И отступает «с нами этого не может случиться...». Перед началом мы показываем фильм «С кем ваши дети?» - шестиминутный ролик, короткий и понятный. После него каждый думает только о детях. Мама из короткометражки говорит: «Как бы я хотела, чтобы моя дочь была счастлива, но я не смогла уберечь ее!» Заканчиваем мы собрания с улыбкой: «Любите ваших детей! Беседуйте с ними на темы безопасного поведения! Расскажите о том, что вы услышали, другим родителям, своим родным, близким, друзьям и подругам, соседям и сослуживцам. Пусть и они воспользуются информацией, памятками, будут предупреждены».
Родители всегда подходят к нам, знакомятся ближе, спрашивают, куда обратиться, как поступить в той или иной ситуации, как решить проблему. Часто подходят, чтобы просто поблагодарить. Было очень приятно, когда после собрания в школе №1248 подошла молодая женщина и оставила свои контакты, сказав, что не может оставаться в стороне и если сможет кому-то быть полезной, это будет замечательно. Она работает юристом по семейному праву. В другой школе администрация не согласилась на общешкольное родительское собрание, а собрала только человек 30 родителей из родительских комитетов. После окончании собрания родители инициировали проведение второго собрания, уже общешкольного. Подходят родители с просьбами провести собрания в других структурных подразделениях, в других школах, для родителей детей ДОУ и младших школьников. Чаще всего спрашивают: «Можете ли вы, члены комиссии, поговорить по некоторым темам со старшеклассниками, как другие родители?» Вопрос пока остается открытым.
С какой школы мы начали? Как кооптированный председатель управляющего совета школы №1497 по согласованию с директором М.Обижаевой я предложила дать старт программе, как говорится, «с родных мест». Отличная подготовка и организация, красочные сопроводительные материалы, трансляция на все структурные подразделения - все это победило волнение, придало веры. Собрание прошло успешно, дав возможность пообщаться с 121 родителем и педагогом, 20 семьями, подключившимися онлайн. На следующий день родители написали отзыв директору и спрашивали, когда будет размещена просветительская информация. Благодарю свою школу за помощь! Будем развивать это направление.
Затем собрание прошло позитивно в школе №1349, там тоже было более 120 участников, психологическое сопровождение собрания взяла на себя родитель, бывшая ученица школы, клинический психолог Л.Романова. Родители подходили и задавали вопросы, спустя пару недель из школы пришло письмо-ролик, созданное детьми: «Наши дети включились в профилактическую работу. Это ролик «Опасное селфи», снятый командой «учитель - ученик - выпускник», предлагаем эксплуатировать».
В школе №1252 родители подходили, давали советы, что еще было бы интересно включить в программу, рассказали о сериале, информация которого в переработке могла бы помочь подросткам старшего возраста противостоять шаблонным преступлениям. Мы не оставили информацию без внимания.
Школа №1474 - легких путей мы не ищем - территориально расположена не близко, но опыт интересный: посетили собрание около 200 человек, родители даже стояли в проходах, заглядывали в зал и оставались, один родитель попытался высказать мнение, что мы не по адресу, что эту информацию мы должны предоставить только их детям, но зал папу не поддержал, каждый уже проникся ответственностью за безопасность своего ребенка.
В Курчатовской школе собралось большое количество родителей и педагогов, классных руководителей, воспитателей (256 родителей и педагогов, находящихся в зале, и 4000 человек, подключенных онлайн в других структурных подразделениях) - собрание стало частью педагогического совета. Большое спасибо директору, администрации, родителям за оперативность и положительные отзывы.
Школа №2010 собрала около 110 родителей, родители были спокойны и внимательны, но показательно, что такое явление, как доверительные отношения, вызвали спор родителей - могут ли отношения между детьми и родителями быть доверительными, если ребенку 18 лет. Но и они успокоились и поддались общему настроению - запомнить информацию и поговорить об этом с детьми.
Родительский коллектив школы №293 собрался в составе 145 человек, тут было самое большое количество присутствующих отцов. Встреча прошла строго, но в холле возникло обсуждение тем.
Родители школы №1248 были, пожалуй, самыми активными и заинтересованными: после собрания долго не отпускали, задавали вопросы, оставляли свои телефоны, не расходились из холла, общались, было видно, что информация оказала влияние на их восприятие негативных явлений, заставила задуматься о безопасности детей. До сих пор получаем от них письма о будущих встречах. Мы уже успели побывать на заседании их управляющего совета, председателем которого стал родитель, отец четверых детей, Герой России.
Беседуя с родительской аудиторией Петровского кадетского корпуса, мы волновались - много военных, много мужей отечества, сможет ли информация заставить их задуматься, ведь за их плечами немало опыта. Зал вместил 154 человека, среди которых была бабушка воспитанника. После встречи прозвучали слова: «Доброе дело делаете, храни вас Господь». Здесь мы встретились с инспектором КДНиЗП, который пригласил нас провести собрания в районе Западное Дегунино, конечно, мы согласились. Порадовала нас благодарность директора М.Збойковой. Часто бывая у них, мы видим ее занятость, но были тронуты ее словами: «Я зашла в зал, чтоб посмотреть, как все проходит, но не смогла уйти, так и простояла до самого конца. Слушала». Родители кадетского корпуса - обязательные участники программы - и это их инициатива, заявленная после собрания.
Школы, которые мы посещаем, расположены далеко от центра и часто далеко от метро. Казалось бы, собрание длится 60-90 минут, а вместе с дорогой порой часов 5-6 времени уходит у нас. Заинтересованные родители школы №1370 - 180 человек - слушали настолько внимательно и ответственно, причем часть из них стояли в конце зала, не желая проходить вперед, что не только активно задавали вопросы по своим проблемам, но еще написали отзывы после собрания. Теперь мы приступим после каникул к систематизации работы на уровне управляющего совета. На следующий день мы выступили на заседании КДНиЗП района Алтуфьево, очень приятно, что наша работа вызвала заинтересованность участников комиссии.
Сегодня мы уже готовим встречи с другими школами района, выразившими заинтересованность. Приняла предложение о сотрудничестве школа №1416, разместила информацию на сайте так, что родители сразу найдут раздел, на базе этой школы будет проведена встреча с инициативными группами, родительскими комитетами школ №166, №1430, №1449, №1573 для формирования представления о дальнейшем взаимодействии. Надеемся, что мы сможем заинтересовать их и вовлечь в процесс.
Район Алексеевский - школа №1539, директор сразу определил дату собрания, на встречу пришли 119 родителей. Разными родителями нам запомнилась эта школа. Родители улыбались, я спросила у них: «Вы скептически отнеслись к тому, о чем мы говорили?» Оказалось, они были удивлены тем, что информация, кажущаяся неприятной, тяжелой, была преподнесена им с позитивной стороны. Импозантный мужчина после собрания спросил, не из табачной ли я компании - бдительность родителей никто не отменял. Подошла мама и попросила организовать взаимодействие со школой №2107. Один из первых случаев, когда родители инициировали собрание в своем комплексе сами. Организация заняла два дня, родительско-педагогический актив собрался днем, родители - 135 человек - вечером. Зал небольшой, сразу не все поместились, и все же важно, что те, кто проходил мимо зала, услышав тему, проходили и замирали вдоль стен, так и оставшись до конца. Спасибо этой ответственной маме, которая так просила за школу, что пришлось «переиграть» график.
1-й МОК, Медведково, прекрасная техника, родители сами инициировали взаимодействие, мы выступаем вместе с сотрудником ГИБДД перед родителями и многочисленным педагогическим составом (115 человек), подключены онлайн все структурные подразделения. Это почти как из рассказов Р.Киплинга - «мы с тобой одной...» с добавлением: и вы, и я - родители, педагоги - тоже родители. На следующий день раздался звонок: «Кому можно написать отзыв о встрече, у меня после нее как будто флажки красные в голове появились, почувствовала, что вокруг много того, о чем нужно говорить с детьми, а я педагог!» Будем продолжать работу с ними!
Колледж архитектуры и градостроительства запомнился многими приметами: и поездкой на станцию Лось Ярославской ж/д, и огромным зданием с уже красиво украшенной елкой, и необычно большим актовым залом с множеством экранов, с которых родители записывали номера важных телефонов не для себя, как обычно говорим, а еще и для многих знакомых: «Не дай бог они попадут в неприятную ситуацию - вы сможете прийти им на помощь!» Пятница - родители вполне могли бы сказать, что хватит, пора домой, но эти 180 человек, почти не двигаясь, внимательно слушая, были с нами ровно час, мы очень торопились, но глаза родителей - тот орган, который не обманывает. Прикованные взгляды, удивление много о чем говорят. Ответственность за детей - вот что еще читалось в них. Приятным бонусом оказался комментарий неравнодушного молодого человека за стойкой аппаратуры: «С программой родительского контроля сейчас тяжело, дети закачивают программу, которая отменяет контроль. Интернет изначально создавали как ресурс, который нельзя ограничить - и это условие соблюдают создатели. Но для ребят помладше «Контроль и поиск» выручит родителей, хоть на какое-то время». Возвращаясь, вспоминаем много родительских глаз, в которых читается любовь, огромная, всепобеждающая любовь к своим детям, инстинкт, данный самой природой, защищать свое потомство. За каждым из родителей - своя судьба, ситуация, жизненный путь. Но на собраниях мы видим, как они становятся единым целым, готовым дать отпор преступности, преступникам, защищая своих детей. Может, это и есть то ответственное общество - родительское сообщество, которое может остановить многие антиобщественные, преступные «эпидемии», научив своих детей мыслить иначе, не поддаваться провокациям, следовать здравой мысли и алгоритму действий, заложенному родителями, не быть равнодушными, не быть толерантными.
Состоялись встречи в школе №536, теперь мы ждем знакомства с УС и взаимодействия, в школе №554 собрание прошло уже два раза. Интересным было родительское собрание в школе №1078, где председателем управляющего совета стала Людмила Мясникова - председатель ЭКС РО при ДОгМ, «наша мама», как ее часто называют члены совета и многие родители. Тут собрались 286 родителей, разговор шел о том, как бороться с компьютерной зависимостью, можно ли пригласить в ДОУ, где на сайте размещена информация, можно ли обращаться в комиссию. После таких встреч понимаешь - то, что делаем, важно, нужно, усталость пропадает!
Школа №1282 стала интересна тем, что сразу на наше письмо отреагировал управляющий совет, раздался звонок: «Мы заинтересованы, будем помогать, придем на собрание». На встрече познакомились, определили зону ответственности (информация на сайте, рассылка по родителям), получили приглашение на заседание, находимся в переписке, впереди ожидаем интересных встреч. Нас ждут в школах №1249, 1005, 1505, 1223, 625, 390, обратились педагоги и родители школ №166, 305, 345, 1540, 518, 1883, 1416, 1503, 1002, 1530, 1015, 814, 2009, 1253, 2013, 1234, 1420, 2109, 1297, 830, 2006, 1191, 1347. Инициативу проявляют и КДНиЗП районов Алексеевский, Богородское, Преображенское, Марфино, Лианозово, Алтуфьево. На рабочих встречах с родителями, представителями силовых и государственных структур проявляется их готовность посетить несколько собраний, донести информацию об актуальных угрозах и осветить правовую сторону проблем.
 Но не все готовы к такой работе. Около года назад я была на одной из стажировочных площадок по профилактике негативных проявлений. Директор, к которой я обратилась с просьбой, много раз высказанной на «Родительском селекторе», - назначить на заседании управляющего совета ответственного за профилактику родителя, долго объясняла мне нравоучительным тоном на повышенных тонах, что это никому не нужно, что делать она этого не станет, указывать ей мы не имеем права, что предостаточно психолога, который есть в комплексе, для борьбы с негативными проявлениями среди всех участников образовательного процесса: «А вы родители, так что знайте свое место, оно ровно с краю!» Но родители этого комплекса тоже имеют право быть проинформированными о негативных явлениях, для нас они так же важны, как и все остальные родители Москвы - ответственные, внимательные, мудрые, а главное - способные научить ребенка безопасному поведению в мегаполисе.
Правда, после такого разговора я ни разу не встречала директора с подобной точкой зрения и отношением к нуждам родительского сообщества. В других школах реакция может быть быстрой или не очень, но понимание почти всегда стопроцентное. Бонус за быструю реакцию - назначение даты собрания на ближайшее время, плюс есть время и для разговора с педагогическим коллективом. На январь-февраль мы планируем уже вторые-третьи встречи, знакомство со всеми представителями - членами управляющего совета.     
Иногда встречается подход, при котором в ответ на предложение о сотрудничестве секретарь (руководитель очень занят) говорит о том, что материалы перенаправлены социальному педагогу: «Если она сочтет необходимым такую деятельность в комплексе, она вам перезвонит!» У ЭКС РО при ДОгМ иной взгляд на этот вопрос. Во-первых, при чем здесь социальный педагог, если он принимает решения о взаимодействии с советом за директора, за членов управляющего совета (мы всегда направляем письмо председателю), за родителей, то при отсутствии энтузиазма он лишает возможности этих членов общества и их детей быть подготовленными, информированными, «вооруженными», а нас - возможности взаимодействия с родителями. Сегодня ЭКС РО при ДОгМ, направляя предложение руководителю образовательной организации, просит «консолидировать общие усилия по организации и ведению профилактического процесса» и «оказать поддержку и помощь в организации просветительско-профилактической работы с родительской общественностью», то есть содействовать работе с родителями! Как «завести» эту «машину», имя которой «москвич», московский родитель, как помочь ей двигаться и выглядеть так же, как энергичный «феррари»? «Машину», имеющую много возможностей, огромный потенциал, состоящую из замечательных, деятельных, неутомимых, профессиональных, квалифицированных личностей, название которой «управляющий совет и родительская общественность»? Необходимо дать ей возможность «заправляться» все новыми идеями, опытом лидеров, свежими взглядами на развитие, «не стоять в запасе», уныло ржавея, кряхтя на мир, а работать, работать, работать на благо школы, для развития ее потенциала, ее возможностей, для расширения границ образования наших детей, ради одной цели и в команде единомышленников.
Наша цель - создать четкую систему информационно-просветительско-разъяснительной деятельности для профилактирования (предупреждения!) негативных явлений среди детей и подростков для родительской среды каждого образовательного комплекса. Москва не сразу строилась, и возможность понимания этого - это проблема осознания этого процесса. Необходимо сделать первый шаг, провести собрание, постараться достучаться до каждого пришедшего родителя, показать, что эти знания жизненно необходимы им и их детям, но при этом они должны развивать себя и взаимодействие с ребенком в этом направлении, а дальше приступить к созданию инициативной группы в каждом образовательном комплексе из ответственных родителей, для которых развитие этой деятельности станет неотъемлемым вкладом в развитие образовательного комплекса. Можно шагнуть и далее - создать актив помощи, состоящий из родителей, готовых оказать посильную помощь другим в решении проблем в ситуациях, требующих обращения к специалистам. Как мы обычно подчеркиваем на встречах - «анонимно, бесплатно, конфиденциально».
Радуют неординарным подходом некоторые школы, которые не успели попасть в декабрьский график, что свидетельствует не о «палочном» принципе в работе. Они организуют встречу с комиссией в дневное время - для родителей и педагогического состава (классные руководители, воспитатели, педагоги), ведь учителя родители вдвойне, они ответственны за своих и за наших детей. Спасибо им за развитое чувство ответственности, информацию, которую получат на собрании, педагоги донесут до каждого родителя, сделают рассылку, объяснят, как пользоваться ей и где ее найти еженедельно. Например, в районе Солнцево школа №1002 проведет три собрания в один день, в разных структурных подразделениях для родителей и педагогов, в школе №1347 состоится встреча одновременно с родителями нескольких образовательных комплексов. Сейчас мы дополняем встречу информацией о безопасном праздновании Нового года и как провести каникулы без травм.
Вновь приближается вечер, время к 18 часам, как обычно, в одной из московских школ для родителей сейчас прозвучат слова: «Добрый вечер, дорогие друзья. Мы одни из вас, мы такие же, как и вы, обычные родители, мы члены Экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования Москвы. Мы готовы оказать вам или вашей семье помощь, поддержку, содействие во многих вопросах. Мы не спросим вашей фамилии, номера школы, но спросим, чем помочь!»
Мы не занимаемся обучением, мы просто напоминаем всем и каждому о том, что родители ответственны перед законом и перед своей совестью за сохранение здоровья и жизни своих детей. Только поэтому мы говорим обо всех явлениях, которые несут опасность, о некоторых членах общества, которые могут навредить ребенку. Каждого, кто помог бы усилить это направление в работе ЭКС РО при ДОгМ, мы готовы выслушать, привлечь к работе.
Уважаемые родители, члены управляющего совета, педагоги, инициируйте взаимодействие вашего комплекса с нашим советом по всем направлениям!

Ольга ГАЛУЗИНА, член Московского городского экспертно-консультативного совета родительской общественности, председатель Комиссии ЭКС РО по профилактике негативных проявлений


P.S. ЭКС РО благодарит подполковника, начальника ОДПДН УОООП УТ МВД России по ЦФО Е.Коренкову за регулярные выходы на родительские собрания и предоставление актуальной информации по профилактике различных асоциальных явлений.