П​роцессы модернизации в системе образования способствуют формированию конкуренции между образовательными учреждениями. Формирование конкурентной среды способно решить многие проблемы образования. Конкурентная среда стимулирует активизацию отношений школы и местного сообщества, поиск социальных партнеров, становление институтов государственно-общественного управления. Коллективы школ превращаются в управленческие команды, которые должны владеть принципами современного менеджмента, разрабатывать и реализовывать маркетинговые стратегии.
В Москве степень конкуренции между школами настолько высока, что возникает особая ситуация, которая, в частности, позволяет более успешным школам отбирать педагогов более высокого уровня и тем самым обеспечивать более высокий уровень образования. Таким образом, присутствует эффект положительной обратной связи между конкурентоспособностью школы и качеством образования (чем выше качество образования - тем выше конкурентоспособность; чем выше конкурентоспособность - тем больше резервов для дальнейшего повышения качества образования).
Наш педагогический коллектив перешел к реализации стратегии управления качеством образования, что означает для нас создание системы менеджмента качества. Мы избрали ведущие идеи концепции Всеобщего менеджмента качества и универсальные принципы стандартов ИСО 9000. Ориентируясь на международный уровень, мы осуществляем систему управления процессами в нашем комплексе через мониторинг качества образования на основе систематического наблюдения качественных и количественных изменений определенных показателей - ключевых компетенций.
Объединение нескольких учреждений в большие комплексы делает образовательную организацию конкурентоспособной, поскольку позволяет не только объединить материальные, кадровые, финансовые ресурсы, но и более эффективно и рационально их использовать и максимально полно реализовать личностно ориентированные задачи школы. Сегодняшнее развитие школы мы расцениваем как процесс качественных изменений в составляющих ее компонентах и структуре, вследствие которых школа приобретает способность достигать более высоких, чем прежде, результатов образования.
Основной фактор при выборе образовательной организации сегодня не только шаговая доступность школьного учреждения, но и его характеристики, важнейшие из которых - качество образования и условия, в которых проходит процесс обучения и воспитания. Коренным образом изменилась стратегия поведения московских школ, каждая школа пытается найти собственную стратегию для достижения конкурентных преимуществ. Для выбора наиболее успешной стратегии развития и повышения конкурентоспособности школы №1980 мы провели детальный анализ результатов деятельности.
Для дальнейшего развития образовательного учреждения мы много лет используем технологию управления школой по конечному результату. Это позволяет при ежегодном анализе результатов образовательного и воспитательного процессов четко представить пути развития образовательного учреждения по всем направлениям его деятельности.
Наша школа расположена на территории района Южное Бутово. Район экологически чистый, комфортный для проживания, однако достаточно удален от учреждений культуры, спорта, здравоохранения, учебных центров и промышленных предприятий. Эти условия местонахождения накладывают свой отпечаток при определении задач деятельности школы.
После завершения реорганизации в 2015 году наша школа стала крупным образовательным комплексом, который, кроме школы №1980, объединил еще школы №1970, 1372, 1916 и 1931, а также 10 детских садов. Все здания комплекса находятся достаточно близко друг от друга, а все школы расположены по Чечерскому проезду. Мы изучаем спрос, в соответствии с которым формируем социальный заказ. На основании социологического опроса родителей «Какое образование необходимо для вашего ребенка?» можно сделать вывод, что хорошее образование - это:
    качественное образование в шаговой доступности;
    углубленное образование по предметам (физика, математика, английский язык, испанский язык, немецкий язык, обществознание, история, литература);
    развивающее дополнительное образование;
    широкий спектр досуговых направлений воспитывающего характера.
После завершения реорганизации у школы №1980 появилась возможность расширения выбора профилей обучения, включая открытие редких профилей, которые ранее были востребованы сравнительно небольшим числом учащихся. Сейчас на старшей ступени обучения учащиеся имеют возможность выбора гуманитарной, физико-математической, химико-биологической, социально-гуманитарной, универсальной, художественно-эстетической направленностей. Учащимся мы предоставляем право изучения второго иностранного языка - немецкого или испанского. В 2016-2017 учебном году мы планируем открытие классов с углубленным изучением математики, английского языка, спортивных классов.
Многопрофильный образовательный комплекс станет более значимым и существенным потенциальным партнером для вузов, которые наиболее заинтересованы в организации совместных мероприятий, конференций, круглых столов для общих наработок, научных исследований, а также привлечения наиболее успешных выпускников для обучения у них. В перспективах развития нашей образовательной организации - сотрудничество с НИУ «Высшая школа экономики», Академией правосудия и другими высшими учебными заведениями Москвы.
В нашей школе мы планируем дальнейшую специализацию структурных подразделений, которая позволит эффективнее использовать существующие специализированные кабинеты, естественно-научные лаборатории, кабинеты психологов и логопедов, мультимедийные средства, мастерские, конференц-залы, спортзалы для разных видов спорта, хореографические залы, медиатеки.
Следует отметить, что появление больших школ приводит к объединению интеллектуального капитала. Использование успешного опыта, наработок, традиций, возможность задействовать потенциал педагогических коллективов приводит к продвижению передовых идей и повышению качества образовательных услуг.
По итогам 2014-2015 учебного года 84 учащихся нашей школы стали победителями и призерами муниципального и регионального этапов всероссийской и московской олимпиад школьников. 31 выпускник по итогам единого государственного экзамена набрал 220 баллов и выше. 21 выпускник награжден федеральной медалью «За особые успехи в учении».
Наш сплоченный педагогический коллектив, представляющий команду единомышленников, способен решать любые поставленные задачи. Свыше 80% учителей и воспитателей имеют высшую и первую квалификационные категории, 24 - почетные работники общего образования РФ и отличники народного просвещения, 9 награждены грантами Москвы, 2 - обладатели гранта префекта, 7 - победители конкурса лучших учителей РФ в рамках приоритетного национального проекта «Образование», 1 - доктор физико-математических наук, профессор, 6 учителей - кандидаты наук, двое из них имеют звание доцента, один учитель награжден грамотой Президента РФ, четверо имеют звание «Заслуженный учитель РФ». Большинство педагогов школы работают вместе уже не один десяток лет. Наши учителя активные участники многих профессиональных форумов, конференций, сообществ, члены педагогического коллектива имеют общий взгляд на образовательные ценности и миссию школы. Наше образовательное учреждение по праву может считать себя современным, поскольку не ограничивается только передачей детям знаний, а развивает у них способность самостоятельно действовать, отвечать за свои поступки, принимать решения, прививает навыки к постоянной работе над собой. Педагогический коллектив школы находится в постоянном творческом поиске, овладевает и успешно использует новые педагогические технологии. В 2014-2015 учебном году 30 учителей нашей школы повысили квалификацию. Сейчас 70 человек обучаются на курсах повышения квалификации по теме «Подготовка педагогов к инновационной деятельности в образовательной организации в условиях реализации ФГОС».
В рамках большого многопрофильного комплекса осуществляется наиболее эффективное взаимодействие педагогических работников не только в рамках учебного процесса, но и через организацию и проведение совместных мероприятий: концертов, праздников, фестивалей, конкурсов, появляются возможности для дальнейшего развития дополнительного образования и создания благоприятных условий для удовлетворения практически любых запросов родителей и детей. Развитие многих направлений дополнительного образования позволит каждому ребенку реализовать себя в той или иной области, что повлияет на конкурентоспособность. В школе №1980 созданы все необходимые условия для организации внеурочной деятельности учащихся и дополнительного образования. Более 75 процентов наших учащихся посещают различные кружки и спортивные секции, в школе есть три спортивных класса, их учащиеся занимаются хоккеем в ледовом дворце «Метеор» района Южное Бутово. Ребята также занимаются в музыкальных и художественных школах, посещают спортивные секции и различные кружки, театральные и хореографические студии. В школе активно работают 11 музеев, экскурсии в которых проходят не только для учащихся школы, но и для ветеранов Великой Отечественной войны, жителей города. Учащиеся школы - активные участники различных городских мероприятий, фестивалей, конкурсов: «Юные таланты Московии», «Бережем планету вместе», «Чтения имени Вернадского», «Ученик года Москвы», «Есть такая профессия - Родину защищать!», «Не прервется связь поколений». С огромным интересом учащиеся изучают объекты культурно-исторического наследия нашего любимого города и принимают участие в олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы».
Если принять к сведению шутливую мудрость, что образование - это то, что остается после того, как ты все забыл, то сегодняшний человек должен выходить в жизнь с определенным набором, системой взглядов, умений, компетенций, причем самых разных: социальных, образовательных - одним словом, ключевых компетенций. Таким образом, сегодняшнее образование должно готовить человека самоопределяющегося, самообразующегося и саморазвивающегося.
Образование по своей сути уже инновация. Удовлетворение образовательных и воспитательных потребностей жителей микрорайона, наших настоящих и будущих учащихся - один из главных результатов в работе современной школы и один из главных показателей ее успешного развития. На примере нашего учреждения мы убедились в том, что объединение школ дает исключительно положительный эффект, происходит постепенное выравнивание качества образования в структурных подразделениях комплекса, поскольку усилия администрации и педагогического коллектива школы обращены на то, чтобы подтянуть более слабые учреждения, а это лучше всего делается с помощью объединения.
С объединением школ появились большие возможности для реализации образовательных потребностей школьников и для реализации педагогических возможностей учителей, происходит постепенное повышение эффективности качества образовательного процесса через расширение спектра образовательных услуг, увеличение направлений профильной подготовки, получают дальнейшее развитие профессиональные педагогические сообщества. Новые условия, то есть переход в статус большого образовательного учреждения, улучшают качество образования и условия труда педагогических сотрудников. Формирование многопрофильного образовательного комплекса приводит к взаимоусилению конкурентных преимуществ объединяемых образовательных учреждений для более полного и качественного удовлетворения потребностей обучающихся.

Игорь СИБИЛЕВ, директор школы №1980;
Нина СУРАЕВА, заместитель директора школы №1980