Следуя логике учебного процесса, в первый период обучения чаще предлагаются упражнения на основе данного образца, а также конструктивные. Выполняя их, ребенок накапливает необходимый «фундамент» для своей работы – отдельные слова, словосочетания, фразеологические обороты, синонимические ряды и целые смысловые поля.

По степени самостоятельности и развивающему эффекту творческое составление предложений предлагаю учащимся в следующей последовательности: по опорным словам (2-3 слова, не более); по одному опорному слову, чаще всего новому, отличающемуся особыми оттенками значений и выразительностью; по заданному обороту речи; по предметной картинке; по сюжетной картинке; по узкой теме; свободное составление предложений.

Использование разнообразных творческих упражнений рождает у ребенка веру в свои силы, развивает интерес к литературному творчеству. Приведу примеры таких упражнений:

Составь как можно больше предложений, которые начинаются с данных букв. Например: Н... п... с...

Настя принесла сосульку.

Постепенно задание усложняется: из данных букв составь предложения, чтобы получился текст. Дается несколько вариантов. Ребенок выбирает посильный для себя.

1 вариант:

в н н с з э м ф

2 вариант:

к н в м з ф о с я и о д л

3 вариант:

ж б в л м с о л з п в ф м ф с о я и о в л ж д н х ч п в с з ф

Сообщаю, что текст о фонарике.

«Вечером на небе сияют звёздочки. Это маленькие фонарики». (Анатолий Пристенский).

«Катя на вершине маяка зажгла маленький фонарик. Он сиял ярко и освещал дорогу лодкам». (Надя Жаворонкова).

Третий вариант выбрала только одна девочка – Катя Горбунова, и вот какая интересная работа у нее получилась:

«Жил-был в лесу маленький светлячок. Он любил зажигать по вечерам фонарики. Маленькие фонарики светили очень ярко и освещали всем лесным жителям дорогу. Как хорошо, что по вечерам светлячки зажигают фонарики!».

Дети с интересом сами придумывают подобные задания для работы в классе. И затем сравнивают полученные произведения, оценивают их.

Хочется рассказать и о другом эффективном приеме конструирования внешней и внутренней речи – «Слово-магнит» (от слова – к собственному тексту). Учитель представляет слово с точки зрения нравственно-эстетической: слово – существо живое, способное, как и человек, радоваться, грустить, может быть добрым и злым, жестоким, коварным врагом. Отличать слово доброе от слова злого нам помогает его смысл. Лексическое значение слова можно узнать из толкового словаря.

Светлые, добрые слова мы отмечаем знаком плюс (+), а злые – знаком минус (-). Дети называют любое слово, наиболее часто употребляемое, и фантазируют, представляя его себе в качестве магнита, способного притягивать, присоединять к себе другие слова... Что же получается? Необычное поле слов, состоящее из отдельных слов и словосочетаний, «речевые кирпичики» для строительства целого здания – составление связного письменного текста. Посмотрим, что получилось: Катя выбрала слово «альтруистический» (среди предлагаемых слов его не было).

Альтруистический (+): помощь, радость, добрый, беспокойный, гуманный, заботливый, человек, поступок, мир, дружба, согласие, щедрость, золотой, бескорыстный.

Опираясь на поле слов, девочка составила вот такой рассказ:

«Жил на свете добрый человек – альтруист. Он был заботливым, беспокойным. Поливал во дворе цветы, которые смотрели на мир грустными лепестками. Все бродячие животные его любили, потому что он их кормил и укрывал от дождя в своём доме.

Сердце у него было золотое. Он всегда приходил на помощь тем, кто в этом нуждался: подкармливал зимой птичек, носил в лес корм для зверят, лечил раненые деревца, помогал соседям. Он был щедрым – всегда делился тем, что у него есть.

И поэтому он жил в мире с самим собой и со всей окружающей природой».

«Слово-магнит» - эффективный способ «копания» в своей речи, ведь происходит естественный процесс речевого созидания. Важно то, что у ребёнка работает механизм отбора слов.

В конце года (3-й класс) можно предложить детям необычную и интересную творческую работу «Слово – дело великое» - составить своеобразную энциклопедию одного слова (родители помогают детям). Дети ощущают, как через родное слово в языке отражается духовная жизнь народа, наших предков, развивается речь ребенка, идет формирование читательской культуры, развивается эстетический вкус и значительно обогащается словарь учащихся, расширяются жизненные познания. Ребенок наблюдает, как живет слово в сказке, маленьком рассказе, повести, стихотворении, песне, как слово может ранить, обидеть человека или, наоборот, сделать его счастливым. Ребенок использует все типы словарей, справочную, энциклопедическую литературу.

Для успешного выполнения задания-исследования предлагается использовать примерный план, который поможет расположить собранный материал в определенной системе.

Схема – план.

Слово ... и его лексическое(ие) значение(ия) (в толковом словаре).

История происхождения слова (в этимологическом словаре).

Слово ... и «слова-родственники» (однокоренные).

Слово ... и его «друзья-синонимы» (в словаре синонимов).

Слово ... и его «враги-антонимы» (в словаре антонимов).

Слово ... во фразеологических оборотах (во фразеологическом словаре).

Слово ... и слова (сочетания) – рифмы.

Слово ... в русском фольклоре: в пословицах, в загадках, в скороговорках, в притчах, в легендах, сказках, в русских народных песнях.

Слово ... в произведениях литературы (русской и зарубежной, в поэзии и прозе), (отрывки, строфы).

Слово ... в детском речевом творчестве (собственные стихи, рассказы, сказки).

В итоге такой кропотливой работы всей семьи получается настоящая семейная книга. И, конечно, в такой работе хорошо просматривается уровень литературного творчества, которого достиг ребенок.

Любовь БЕЛОГЛАЗОВА