- Для людей с ограниченными возможностями здоровья и маломобильных групп населения большая проблема - преодоление узких дверных проемов. Для таких людей препятствием являются, например, двери малогабаритных квартир, лифтов, туалетов. С целью решения этой проблемы на кафедре технологии машиностроения Политехнического института НовГУ под руководством Владимира Тимофеева была разработана модель трансформируемого инвалидного электротранспортного средства - сокращенно ТИЭС.
ТИЭС задумывалось как инвалидное кресло, способное преодолевать узкие дверные проемы шириной от 60 сантиметров. Делать это человек с ограниченными возможностями может самостоятельно, без посторонней помощи. Некоторые опытные образцы были разработаны непосредственно на кафедре. На сегодняшний день ТИЭС является совместным проектом малого инновационного предприятия ООО «Инновация-Н» при Политехническом институте НовГУ и АО «НПО «Квант». Наша идея поддержана на федеральном уровне Фондом Бортника - Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Разработка ведется в рамках федеральной программы «Кооперация». На первом этапе мы разработали пакет эскизной конструкторской документации на опытные образцы ТИЭС. В ближайшее время будут созданы опытные образцы уже по этой конструкторской документации, проведены испытания. В результате испытаний отберут наиболее перспективные модели, которые будут запущены в серийное производство на НПО «Квант».
- Чем ваше изобретение отличается от аналогов?
- Во-первых, мы существенно снизили массу кресла за счет применения других, в том числе инновационных, материалов. Стандартные инвалидные электротранспортные средства весят от 60 до 180 килограммов. Наше - порядка 35 килограммов, не более. Во-вторых, мобильность пользователя повышается за счет того, что он может самостоятельно складывать подлокотники и спинку в один уровень с сиденьем и таким образом двигаться в любом направлении. Повышение мобильности, в частности, позволяет пользователю самостоятельно перемещаться с сиденья коляски назад для пользования туалетом без посторонней помощи. В настоящий момент такой функцией не обладает ни одно инвалидное электротранспортное средство на российском рынке.
- В этом заключается основная идея трансформации?
- Нет, основная трансформация происходит за счет изменения габаритного размера по ширине при сохранении размеров сиденья. Пользователь самостоятельно изменяет ширину коляски для проезда в узкий дверной проем, а потом восстанавливает ее после проезда. Таким образом, восстанавливается устойчивость кресла. Дело в том, что нельзя изначально изготовить очень узкое кресло, поскольку оно будет неустойчивым. А с той шириной, которую оно должно иметь для устойчивости, кресло не может преодолеть узкие дверные проемы.
Это новый принцип. Существуют инвалидные кресла, которые при транспортировке складываются. Естественно, пользователь в этот момент не может находиться в кресле. В нашем варианте этого не происходит: пользователь остается сидеть в кресле, управляя механизмом изменения ширины с помощью двух удобно расположенных ручек.
У ТИЭС есть еще ряд некоторых более специализированных характеристик, по которым данная разработка также превосходит то, что предлагают зарубежные компании на отечественном рынке. В рамках сложившейся политики импортозамещения этот проект достаточно актуален. Но самым важным для нас, конечно, является создание доступной среды.
- А за рубежом существуют аналоги ТИЭС?
- Я бы сказал, что за рубежом нет потребности изготавливать такие кресла. Там развитие доступной среды достигло таких масштабов, что не стоит задача преодоления узких дверных проемов просто потому, что дверные проемы удовлетворяют нужным требованиям. Возможно, по этой причине нам неизвестны зарубежные аналоги именно таких средств с возможностью изменения габаритного размера.
- Практический вопрос: какова будет стоимость кресла и есть ли уже независимая оценка вашего изобретения?
- Ориентировочная цена на настоящий момент не превышает 80 тысяч рублей - столько стоят самые дешевые аналоги, не обладающие свойствами ТИЭС. Наша разработка в 2014 году была представлена на выставках всероссийских форумов в Москве «Здоровье нации - основа процветания России», где получила диплом победителя конкурсной программы выставки, и «Научно-техническое творчество молодежи», там мы заслужили медаль и диплом Всероссийского выставочного центра.

А знаете ли вы, что...


Осуществление многих инновационных проектов в Новгородском государственном университете стало возможным благодаря созданию в 2012 году в НовГУ бизнес-инкубатора. Его уже назвали «новгородское Сколково».
Бизнес-инкубатор появился благодаря выигранному гранту в размере почти 100 миллионов рублей на развитие инновационной инфраструктуры университета. Он объединяет два десятка инновационных предприятий, среди которых ЗАО и ООО с говорящими названиями - «Новгородский технопарк», «Микротех», «Инновация-Н», «Экопромстрой», «Новбиомед». При отборе предприятий для инкубатора предпочтение отдается в первую очередь тем, что созданы при участии НовГУ или достаточно долго сотрудничают с университетом, а также тем, в которых работают сотрудники, аспиранты и студенты университета. К основным направлениям, в которых работают инновационные предприятия инкубатора, относятся радиоэлектроника, программное обеспечение, микроэлектроника, утилизация отходов, робототехника, мехатроника.

Комментарий


Ирина ШАЛИМО, директор гимназии «Новоскул», Великий Новгород:
- Наша гимназия активно участвует в программе «Доступная среда». В частности, мы установили пандус и расширили проем калитки при входе на территорию гимназии, дверные проемы на первом этаже в библиотечном центре, санитарных комнатах. Расширения дверных проемов не потребовалось в столовой и классах, где изначально были установлены двойные распашные двери. Однако, я думаю, существуют школы, в которых для проезда ребенка в инвалидном кресле потребуется расширение дверных проемов в значительном количестве. Поэтому идея разработчиков из НовГУ мне кажется очень актуальной.
В наше образовательное учреждение в следующем учебном году планирует поступать первоклассница, которая будет приезжать на занятия в инвалидном кресле. Первые четыре года эта девочка будет обучаться на первом этаже, где, как я уже отметила, созданы все условия для ее удобства. Когда ученица перейдет в основное звено, возникнет вопрос: как она станет подниматься наверх? Дело в том, что согласно проекту здание гимназии, в котором она будет учиться, не может быть предназначено для устройства подъемника. Единственный выход - приобретение специального подъемного приспособления для самого инвалидного кресла. Такое приспособление стоит 250-260 тысяч рублей. Сумма значительная. Поэтому мы хотели бы пожелать разработчикам из НовГУ: если в дополнение к их замечательному креслу могло бы быть предложено еще и приспособление для его поднятия наверх и цена такого приспособления была бы не слишком велика, это увеличило бы актуальность такого кресла именно для школ и учеников с ограниченными возможностями здоровья. В любом случае большое спасибо разработчикам за помощь взрослым и детям.