Проектная деятельность школьника - собственный, индивидуальный, через ошибки и достижения, открытия и неудачи, путь познания окружающего мира. Наверное, поэтому желание и готовность работать над проектом активно проявляются не у всех детей. Задача учителя на этом этапе - найти ту технологическую модель образовательного взаимодействия «автор - консультант», которая позволит подготовить обучающихся к работе над проектом.
Творчески работающий учитель создает и совершенствует собственную,  охватывающую все стороны деятельности методическую систему. Моя система называется «5Д». Ключевые термины авторской системы: доступность, дифференциация, деятельность, движение, достижение.
Ведущая идея системы «5Д»: обеспечить инновационный процесс познания ребенком окружающего мира через различные виды деятельности, развитие его интеллектуальной и творческой одаренности. Система «5Д» позволяет:
- создавать доступную любому ребенку  образовательную  среду;
- двигаться от простого к сложному в освоении науки через учебную деятельность;
- дифференцировать образовательный процесс на основе использования современных образовательных технологий;
- достигать максимального образовательного результата.
В лицее проектная и исследовательская деятельность обучающихся в области естественных наук  осуществляется как  во время основного образовательного процесса, так и в рамках внеурочной деятельности в условиях  реализации образовательных стандартов второго поколения.
Учебный проект - продукт особой организации самостоятельного мышления ребенка, его умений устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать  и получать результаты при решении теоретической или практически значимой проблемы. Полученный при реализации проекта результат можно увидеть, осмыслить, применить в образовательной или реальной практической деятельности.
Как рождается идея проекта? По-разному, иногда совершенно неожиданно. Попытка пятиклассника в летнем лагере удалить нечаянно посаженное на футболку пятно стала отправной точкой проекта «Как помочь со стиркой бабушке». Артем Гроздев не просто изучил  физические основы процесса удаления загрязнений с тканей, он узнал о природных «мылах» и особенностях процесса стирки в Древней Руси, действии силы поверхностного натяжения и эффекте лотоса. Изучение истории появления стиральной машины и ее эволюции повысило техническую осведомленность пятиклассника, а на основе практических исследований эффективности действия различных стиральных порошков появилась памятка как результат реализации проекта. Для сверстников, желающих помочь взрослым дома со стиркой, Артем составил алгоритм действий, позволяющих достичь максимального эффекта, и предложил расшифровку символов и знаков от производителей тканей, которые есть на любом виде одежды. Проект был с успехом представлен на заседании кружка «Юный физик-исследователь». Артем Гроздев  стал победителем зонального этапа конкурса учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика, ЮНИОР» Малой академии наук учащихся Кубани в номинации «Физика», призером Всероссийского конкурса исследовательских работ «Шаги в науку»  в 2014-2015 учебном году.
Евгения Полат определяла учебный проект как «практический результат детальных исследований проблемы, поднятой (озвученной) автором, представленный и оформленный тем или иным образом». Действительно, работа над проектом позволяет ребенку не просто обозначить интересную или значимую для него проблему - социальную, прикладную, исследовательскую, информационную, но и представить свой собственный способ ее решения.
Так, изучение на заседании кружка «Юный физик-исследователь» свойств питьевой воды и значения ее качества для здоровья человека стало толчком для проекта «Чиста ль водица, что мы пьем?». Валерия Безмогорычная исследовала картриджи домашней системы очистки воды, оценила эффективность их работы и срок службы, представила сравнительные характеристики природных очистителей воды и разработала рекомендации для юных туристов по очистке воды в походных условиях. Проект - победитель зонального этапа конкурса учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика, ЮНИОР» Малой академии наук учащихся Кубани в номинации «Безопасность жизнедеятельности», призер Всероссийского конкурса исследовательских работ «Шаги в науку» в 2014-2015 учебном году.
Завершена разработка образовательного проекта «Что умеют дирижабли», созданного Михаилом Куликом, в котором не просто дано научное обоснование воздухоплавания, но и выполнены расчеты подъемной силы, которые могут быть использованы в реальных условиях.
Старшеклассники, уже имеющие опыт представления  собственных работ на различных уровнях, сопровождают разработку проектов дискуссиями по социально значимым проблемам, планированием деятельности по поиску, осмыслению и обработке информации, созданием и представлением собственного продукта как результата проектной деятельности.
Возможности современного образования позволили выпускнику лицея Александру Кулику, самостоятельно освоившему язык программирования Visual Basic, стать автором программы обработки результатов и оценки погрешностей для лабораторных работ по физике. Программа представлена как интерактивное приложение к отчетам по лабораторным работам в десятом и одиннадцатом профильном классе. Проект - участник регионального этапа (Южный федеральный округ) Всероссийской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее», он получил достойную оценку жюри.
Авторская программа используется для обработки полученных данных и оценки погрешностей, графического сопровождения результатов эксперимента. Лицеисты единодушны: программа экономит учебное время старшеклассников, делает учебное занятие информационно насыщенным, интересным, современным.
Данил Каширин на заключительном этапе региональной политехнической олимпиады представил проект автономной гелиостанции - системы энергоснабжения небольшого поселка, туристической базы, расположенных в горной местности и удаленных от ЛЭП. Получив от жюри рекомендации по совершенствованию системы БАРРА, Данил готовится представить модернизированный проект на практическом этапе региональной олимпиады.
Неожиданным для меня стало желание Виктории Яковлевой выполнить проект о жизни и деятельности лауреата Нобелевской премии Эрвина Шрёдингера. Всего на одном слайде (по условиям конкурса) должна быть представлена работа, содержащая максимальные сведения о личности, аспектах деятельности, достижениях. Проект Виктории «Человек, о котором мы знали немного» стал победителем (диплом I степени) развивающего проекта «Бытие выдающихся людей» Всероссийского конкурса «Эврикум». Представление проекта на одном из уроков физики вызвало неподдельный интерес ребят.
 Талантливый человек талантлив во всем! В лицее многие одаренные дети успевают совмещать отличную учебу с занятиями музыкой, искусством, спортом. Веронике Молчановой интересны не только математика и физика, но и музыка, художественная гимнастика. Выбранная выпускницей тема проекта «Мастерство гимнастки глазами физика» позволяет каждое движение сложного гимнастического упражнения рассмотреть с позиций механики - науки о движении. Вероника составила собственный алгоритм физических расчетов каждого элемента упражнения, вычислила, с какой силой спортсменке необходимо подкинуть мяч, чтобы он был пойман в заданной точке ковра в заданное мгновение. Результат такого проекта - практические рекомендации юным гимнасткам от знатока основ гимнастики и виртуоза математических расчетов физических процессов.
Такая инновационная по форме внеурочная деятельность, безусловно,  обеспечивает развитие интеллектуально-творческих способностей обучающихся.
Физика - наука, практическую основу которой составляют учебные исследования и эксперименты. Поэтому каждый обучающийся, считающий себя технарем, стремится воплотить собственные замыслы, идеи, даже фантастические, в самостоятельно изготовленные действующие модели, приборы и устройства, с помощью которых подтверждаются или опровергаются эти замыслы.
Николай Латкин уже второй год демонстрирует во время лабораторного практикума в профильном классе авторские разработки учебных приборов, реализуя  единство теории и практики, расширяя метапредметные знания, развивая навыки программирования, популяризируя прикладную физику в молодежной среде, в том числе среди одноклассников.
Представив проект «Самодельные приборы для учебных исследований» на научно-инженерной выставке в рамках соревнований молодых исследователей «Шаг в будущее» Южного федерального округа, Николай получил диплом I степени от молодежного жюри и Почетную грамоту Кубанского государственного технологического университета за инновационную разработку приборов. Сегодня Николай - кандидат в состав национальной делегации РФ для участия в Международной научной и инженерной выставке Intel ISEF (США). Сейчас он приступает к работе над новым проектом - участником конкурсного отбора XXI Российской молодежной и инженерной выставки «Шаг в будущее», которая пройдет в марте 2016 года в Московском государственном техническом университете имени Н.Э.Баумана. От всего сердца желаю Николаю победы и в этом престижном соревновании!
«В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово за ребенком, последнее за учителем!» - эти слова Е.Коллингса уже более десятка лет являются для меня  руководством.
Метод проектов предполагает интегративное применение в деятельности исследовательских, поисковых, проблемных методов, требует от учителя грамотного научно обоснованного подхода к решению целого комплекса задач, творческих по своей сути. Поэтому актуальной для педагогов, организующих и курирующих проектную  деятельность школьников, была и остается проблема высокого уровня собственной научно-методической подготовки, владение технологией учебного и социального проектирования.
В преддверии новогодних праздников после общения с первоклассником, желающим увидеть необычную елку, появилась идея нарядить елочку украшениями из кристаллов, собственноручно выращенных ребенком. Проект Дмитрия Фанда «Кристаллы для елочки» сейчас на стадии разработки алгоритма действий по выращиванию кристаллов из растворов соли и сахара. Надеюсь, нарядить такую креативную новогоднюю елку захочется еще не одному ребенку!

​Любовь СПИЦЫНА, учитель физики лицея №64 Краснодара