Профессиональная проба способствует формированию следующих универсальных учебных действий:
1. Личностных, таких как профессиональное и жизненное самоопределение, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.
2. Регулятивных, таких как планирование деятельности, внесение необходимых дополнений и корректив в план и в способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта, оценка результатов своей деятельности, способность к волевому усилию - выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.
3. Познавательных, таких как  поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
4. Коммуникативных, к которым относятся планирование сотрудничества со взрослыми и сверстниками - определение целей, функций участников и способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Содержание профессиональных проб по различным направлениям обусловливает наличие исполнительского, созидательного, коммуникативного и творческого компонентов деятельности, соответствующих уровню интеллектуального развития учащихся.
Профессиональная проба - одна из областей исследовательской и практической деятельности учащихся, где можно использовать технологию работы тьютора. Именно тьютор не дает готовых знаний, а направляет процесс их поиска. Наиболее эффективные формы сопровождения учащегося в процессе осуществления профессиональной пробы - беседа, консультирование, психологическая поддержка, информационная поддержка.
Получить представление об организации профессиональной пробы удобно на конкретном примере. Наиболее популярной среди учащихся является профессиональная проба «Врач».
На начальном этапе пробы ученики получают представление о профессии, соотносят свои склонности и возможности с требованиями, которые предъявляет данная профессия человеку.
Первый этап профессиональной пробы - изучение профессиограммы (см. профессиограмму на стр 13).  Учащийся не просто прочитывает профессиограмму, но и  выделяет в ней положительные стороны и минусы, сложности профессии для себя. Свои предположения ребята фиксируют письменно, чтобы в дальнейшей совместной беседе не упустить из виду выбранные аспекты.
Следующий этап - обсуждение выводов участников пробы после работы с профессиограммой. Необходимо отметить, что положительными сторонами профессии ученики называют полярные характеристики: часть ребят ставит на первое место стабильность спроса профессии на рынке труда, другая часть видит профессию перспективной, если она может служить основой для развития собственного дела, третьи считают профессию интересной, если она дает возможность переучиваться на различные специальности.  Все ребята подчеркивают значение  высокого социального  статуса профессии. Отрицательными сторонами профессии чаще всего называют значительную степень прямой ответственности, необходимость постоянного общения с людьми,  длительную продолжительность  обучения.
Задача дальнейшей беседы по профессиограмме - поиск и рассмотрение путей преодоления  трудностей, связанных с профессией.   
Второй этап профессиональной пробы - экскурсия на предприятие или в учреждение и интервьюирование специалиста в данной области. К сожалению, непосредственные экскурсии не всегда возможны.
Преподавателю рекомендуется провести беседу, которая могла бы заинтересовать учащихся данной отраслью науки, техники, производства. Это может быть научно-популярный, исторический материал, сопровождающийся примерами, демонстрациями, опытами, раскрывающий специфические особенности того или иного труда, его перспективы.
Например, непосредственное посещение медицинского учреждения возможно заменить демонстрацией фильма,  в котором есть рассказ врача о профессии.
Третьим, и самым важным, этапом профессиональной пробы является выполнение практического задания, содержание которого связано с данной профессией. Учащимся предлагают комплексные работы, выполнение которых дает ученику представление о функциональной деятельности специалиста.
К подготовке заданий для участников профессиональной пробы привлекается специалист в данной области. Сотрудничество врача, учащегося и тьютора эффективно по многим показателям. Тьютор способен скоординировать объем и сложность задания, чтобы практическая часть была приемлема и посильна для выполнения.  Врач владеет профессиональным языком, навыками, может предъявить специализированные информационные ресурсы для выполнения задания, дает оценку работе ученика.

Задания к профессиональной пробе:
1. Используя снимки УЗИ щитовидной железы, определить отклонения.
2. Расшифровать кардиограмму.
3.  Определить тип прикуса  у себя и своих родственников.
4. На рентгеновском снимке определить отклонения и описать их, пользуясь текстом «Рентгеновское исследование» (см. текст на стр. 12).
В ходе практического этапа ученик может понять, насколько интересной и постижимой для него является эта специальность.
Заключительный этап профессиональной пробы - рефлексия. Школьники отвечают на вопрос о возможности выбора данной профессии. Проанализировав более 150  выводов участников профессиональной пробы «Врач», можно выделить  следующие типичные ответы:
1. «Я и прежде рассматривал профессию врача как вариант своего профессионального пути, и участие в профессиональной пробе укрепило мой выбор».
2. «Я никогда не рассматривал профессию врача как профессию для себя, но, пройдя профессиональную пробу «Врач», увидел, что эта профессия мне подходит, потому что я обладаю необходимыми личностными качествами, практическое задание было для меня интересным. Я комфортно чувствовал себя в ходе профессиональной пробы».
3. «В ходе профессиональной пробы я понял, что профессия врача мне подходит, но я не имею достаточных знаний по биологии и химии, чтобы успешно сдать экзамены». Тьютор может показать возможности преодоления трудностей, ознакомить ученика с такой формой сопровождения, как индивидуальный образовательный маршрут.
4. «Профессия врача мне не подходит». Далее ученик перечисляет причины, которые невозможно преодолеть. Например, наличие хронических заболеваний. Или участник пробы констатирует факт, что данная деятельность не вызвала у него интереса. Такой условно отрицательный результат также является очень важным для профессиональной ориентации ребенка.
Чем больше профессиональных проб осуществит ученик, тем больше вероятность, что выбор профессии будет выполнен обдуманно.
Профессиональные планы подростка весьма расплывчаты, имеют характер мечты. Ему нужен осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки, осуществлению которого способствует участие в профессиональных пробах различной направленности. Благодаря пробам ученики не только ориентируются профессионально, но и совершенствуют свои учебные действия.

​Ольга КОВШИКОВА, учитель биологии гимназии №33 Костромы, учитель года Костромской области-2014