Канон врачебной науки

Ибн Сина (Авиценна)
Знай, изменяет пульс в теченье
года
Телесная и внешняя природа.
Пульс у мужчин в дороге жизни
всей
Быстрее, чем у женщин, и сильней.
Пульс в юности свой ускоряет бег,
Замедлен он, коль полон человек.
Зимою склонен к большему покою,
Уравновешен раннею весною.
Сухое твердость пульса вызывает,
А влажное, напротив - размягчает.
И при уравновешенном мизадже
Бывает пульс уравновешен также.
Пульс у ребенка тоньше и быстрей,
У взрослого - замедленней, слабей.
И от того зависит пульс всецело,
Насколько соки наполняют тело.



Встает вопрос: как говорить с детьми о сбережении собственного здоровья, какие методы и приемы при этом использовать?
Активные формы познания, современные информационные технологии помогают учителю найти подход к каждому ученику. Дети нашего времени бывают гораздо грамотнее и опытнее учителей в вопросах использования информационной среды. Сейчас для педагога важно не потеряться, уметь конструировать и «нанизывать» медиакомпоненты на методический каркас урока грамотно и дозированно. Учащимся необходимо подавать материал не в готовом виде, а в форме полуфабриката, с которым им еще предстоит повозиться, чтобы приготовить изысканное блюдо под названием ЗНАНИЕ, поскольку «…учение доходит до предела в действии» (Сюнь-цзы). Главное не переусердствовать с формами, методами и техническим инструментарием, иначе урок исказит свое обучающее предназначение и превратится в сплошное развлекательное шоу, на котором приятно быть ученику, но мало что с этого мероприятия ребенок сможет унести и положить в копилку своего разума.
Где же та золотая середина?!
Каждый учитель определяет ее по-своему. Это зависит от его профессионализма, желания творить и, конечно, технических возможностей школы.
В предложенной разработке автор попытался найти эту середину. Постарался приблизиться к ней, соединяя классические формы обучения с новыми, а насколько у него это получилось, судить вам.

Структуру данного мероприятия можно представить в форме театральной постановки, ведь каждый урок - это спектакль, главным режиссером которого является учитель, а актерами - весь класс.
Как театр начинается с вешалки, так каждый урок, мероприятие начинается с так называемого организационного момента. Время его невелико, но именно эти минуты обеспечат внимание школьной аудитории и приятный психологический настрой на все время работы.
Завязка действия: проблемная ситуация. Она является предпосылкой к созданию определенного конфликта между тем, что знает ученик, и тем, что ему предлагают объяснить.
Кульминация: поиск решения учебных задач в активных формах. Для этого урока - применение мультимедийных технологий и возможностей интерактивной доски.
Развязка: нахождение ответов на поставленные в начале урока вопросы.
Рефлексия и оценивание результатов деятельности.
Итак, я приглашаю вас на представление, я приглашаю вас на урок!

Карта мероприятия
 Цель: ознакомить учащихся с понятием ЗОЖ, основными правилами ЗОЖ.
Задачи:
- Сформировать правильные пищевые привычки, усилить мотивацию к отказу от вредных привычек, а также рассмотреть вопрос о пользе активного образа жизни.
- Средствами эксперимента привить учащимся элементарные навыки самодиагностики состояния своего здоровья.
- Выработать умение определять качество продуктов.
Тип занятия: Комплексное: проблемное + поисковое + интегрированное.
Методы:
- классические: рассказ с элементами беседы, работа с тетрадью и учебником, решение биологических задач, демонстрация изображений;
- современные: метод проблемных ситуаций, эксперимент, групповой метод, поисковый метод, работа с презентацией;
- инновационные: работа с интерактивной доской.
Технические средства мультимедиа: ПК, проектор, аудиосистема, интерактивная доска Smartboard, презентация для интерактивной доски, выполненная в программе Nootebook.
Основные понятия урока: здоровье, ЗОЖ, правила ЗОЖ, вредные привычки.

Этапы и содержание занятия
1. Организационный момент
В классе раздаются звуки природы - звуки лесного ручья. На слайде весенняя композиция «Подснежники» и стихи об апреле. Учитель приветствует учащихся, поздравляет их с прекрасным днем и обращает внимание детей на дату - 14 апреля, значение этого дня в истории (перечисляет знаменательные события и факты этой исторической даты). Желает всем, чтобы этот день открыл для них что-то новое и интересное.
 
2. Эпиграф урока
Демонстрируется презентация, в которой заложена тема занятия в виде «смыслового образа». Презентация - это фотослайды, подобранные так, что их последовательность представляет процесс становления развития планеты Земля, а в дальнейшем - течение жизни здорового человека. Звучит музыкальное произведение Ф.Шопена «Весенний вальс».
Примечание. Данный урок проводился в апреле, поэтому для оформления начала урока использовалась весенняя тема. В зависимости от времени года учитель может менять тему оформления.

3. Проблемная ситуация для определения учащимися темы урока и ее разрешение
Учащимся предлагается связать два изображения одним смысловым значением. Это им сделать трудно в силу отсутствия знаний по данному вопросу. Затем учитель демонстрирует картинку-подсказку для сравнения ответа учащихся с правильным. Истинный ответ демонстрируется интерактивными средствами на интерактивной доске.

4. Озвучивание темы учителем, определение целей и задач урока
Дидактические цели и задачи занятия, так как они поставлены в данном конспекте выше, учащимся не оглашаются. Для учащихся форма определения тех компетенций, которыми они должны овладеть: «Мы узнаем…», «Мы научимся…».

5. Определение понятия «здоровье» учащимися
Работа на слайде с «Ромашкой», на лепестках которой ученикам предлагается вписать их ответы на вопрос «Что такое здоровье?». Совместно с учителем дети анализируют предложенные определения, затем знакомятся с определениями данного термина из словарей В.Даля, Википедии и с определением Всемирной организации здравоохранения. Формулируют итоговое определение понятия «здоровье».

6. Социализация
Рассказ учителя о том, как государство заботится о здоровье граждан в Российской Федерации.
7. Мини-диагностика.
Под руководством учителя учащиеся проводят пульсовую диагностику состояния собственного здоровья по методике врача Авиценны. Перед экспериментом зачитывается стихотворный отрывок из древнего трактата Абу Али Ибн Сины «Каноны» о роли пульса в диагностике здоровья.

8. Определения понятия «ЗОЖ» и его элементов
Интерактивное объяснение темы с вовлечением учащихся в обсуждение и работу с интерактивной доской.
Этапы и формы работы, используемые при объяснении нового материала:
- Отчет по предварительному заданию. Инициативная группа учащихся представляет в форме презентации отчет и анализ анкетирования «Вопросы питания», проведенного накануне учебного занятия. Формулирование выводов о качестве питания одноклассников.
- Питание - залог здоровья. Демонстрация слайдов с рассказом и пояснениями о пользе завтраков.
- Мини-эксперимент «Контрольная закупка», в котором учащимся, работающим в группах, предлагается по заданному алгоритму оценить качество излюбленных детских продуктов - газировки, чипсов и сухариков.
- Отчет руководителей групп на интерактивной доске. Запись состава продуктов и рекомендации к их употреблению.
- Посещение виртуального супермаркета. Работа учащихся на интерактивной доске (задания с «Корзинами» по выбору плохих и хороших продуктов, а также задание «Волшебная лупа», которая укажет, что опасного скрывают в себе некоторые продукты).
- Вкусная минутка - угощение всех присутствующих одним из полезных продуктов - виноградом.
- Просмотр видеофильма - новостной сюжет 1-го канала телевидения о школьном питании.
- Активный образ жизни - что это? Рассказ, беседа с демонстрацией слайдов.
- Активная минутка - зарядка для учащихся.
- Ночной сон - залог здоровья. Решение задачи «Сколько часов человек спит за свою жизнь?». Требования к постели.
- То, что нас убивает, - вредные привычки: табакокурение: дискуссия на тему, модно ли это, и рассказ учителя с иллюстрациями последствий курения, алкоголизма: просмотр роликов 1-го канала из серии «Береги себя».

9. Рефлексия и выводы
Учащимся раздаются листы с изображением символов, стилизованных под дорожные знаки - запрещающий и разрешающий (  и ), предлагается сформулировать и изобразить правила ЗОЖ. Предлагается высказать свое отношение к увиденному и услышанному на уроке.

10. Заключение, пожелания
Учитель обращается к аудитории детей, заканчивая урок афоризмами:

Здоровье - дороже золота (У. Шекспир).
Здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания, чем от врачебного искусства (Д. Леббок).
Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья (А. Шопенгауэр).
Пусть ничто не помешает вашему счастью!
Будьте всегда здоровы!

Домашнее задание:
- Нарисовать рекламный плакат, популяризующий ЗОЖ.
- Для желающих - подготовить для демонстрации презентацию о других вредных привычках, например игромании и прочих.

Прим. ред. Презентация для интерактивной доски, другие материалы к занятию опубликованы на сайте «Учительской газеты»: http://www.ug.ru/method_article/1039.

​Валентина АРЖАНОВА, учитель биологии лицея №43 города Саранска Республики Мордовия