Рекламу делаем сами!

Первым свой доклад «Использование компьютерных технологий в развитии творческих способностей учащихся» представил Владимир АКИМОВ, заместитель директора по ИТ гимназии №56 г. Санкт-Петербурга. В своем обращении к аудитории он отметил, что постепенно в школьном курсе информатики количество часов, отведенное на изучение программирования, сокращается. Все больше внимания уделяется освоению навыков работы с готовыми программными продуктами. В этих условиях, считает Владимир Борисович, необходимо так определить цель преподавания информационных технологий: нужно дать ученикам понять, где и когда следует применять тот или иной программный продукт для достижения наилучшего результата.

Докладчик предложил выделить два варианта преподавания информатики: традиционный, когда теоретическая часть урока дополняется упражнениями и лабораторными работами по карточкам, и инновационный, который предполагает освоение материала через творческие работы.

В гимназии №56 используется, как правило, второй вариант. Причем он сочетается с концентрическим подходом к изучению, то есть в каждом классе дети возвращаются к уже «пройденным» программным продуктам, но работают с ними на новом уровне. Порой одни и те же виды работ выполняются с помощью разных программных продуктов. Например, ученики младших классов создают визитные карточки и открытки с помощью текстового редактора Word, а старшеклассники делают то же самое в редакторе PhotoShop.

Творческий конкурс, который проводится по результатам работы, стимулирует ребят к созданию оригинальных проектов. Кстати, критерии оценки вырабатываются преподавателями и учениками в процессе совместного анализа творений. В гимназии существуют и другие виды представления творческих работ учащихся: издание сборников графических и текстовых работ, проведение конкурсов по мультимедиа и Web-дизайну. В медиатеке гимназии, классах и методическом кабинете созданы постоянно действующие выставки. Лучшие работы учащихся в Web-технологиях выставлены на сайте гимназии.

Ученики-старшеклассники создают проекты по профилю своего класса. Так, в технологических классах подробно знакомятся с современными компьютерными технологиями, изучая основы курса Media Art. В этом курсе предусмотрены работы по созданию концертных афиш, реклам, обложек к CD-дискам и книгам, верстка буклетов и газет, создание анимационных роликов с помощью Flash-технологий.

Экраны компьютеров привлекают малышей

Об опыте использования компьютеров на предметных уроках в начальных классах малокомплектной сельской школы говорили Ольга КОНДРАТЬЕВА и Нурия ЖУКОВА в своем докладе «Компьютеризованные предметные уроки в начальной сельской школе». Обе учительницы работают в Филимоновской общеобразовательной школе Ярославской области.

Особенностью компьютеризованных предметных уроков в начальной школе, по их мнению, является взаимозависимость изучения информатики и других предметов. В то время как компьютер используется в качестве инструмента для совершенствования навыков чтения и освоения грамоты, элементарные навыки чтения требуются для освоения работы на компьютере. Эта взаимообусловленность определяет необходимость наладить взаимодействие учителя информатики и предметника.

Непосредственно в Филимоновской школе для проведения уроков подбираются готовые программы из имеющегося программного обеспечения. Так, для изучения математики в третьем классе используются программы из «Роботландии».

При обсуждении доклада некоторые коллеги отмечали, что использование в течение урока отсканированных страниц учебника, применяемое Ольгой Юрьевной и Нурией Галимовной, ничем не отличается от использования печатной книги. Авторы доклада возразили, заметив, что компьютерный экран больше привлекает внимание малышей, а также снижает затраты по подготовке урока.

Здроровье - основа всему

Ольга КУТУКОВА из Центра образования №1874 г. Москвы представила собравшимся презентацию «Интегрированных курсов для начальной школы на базе информационных технологий». В центре разработано и апробировано несколько вариантов интегрированных курсов для изучения окружающего мира на основе информационных технологий. Все они помогают в реализации главной, по мнению Ольги Григорьевны, задачи начальной школы - обеспечении целостного развития ребенка, его социализации.

Содержание курсов составлено по единой схеме: в каждом есть здоровьесберегающая основа (урок естественно-научного цикла или обществознания; урок материальных технологий; урок информационных технологий), учитывается тематический подход, даются поисковые задания. Последние дают возможность учащимся формулировать цели своей работы, принимать самостоятельные решения, знания из одной области применять для решения разных проблем, аргументированно отстаивать свои идеи. Реализация курса достигается в процессе интеграции уроков и проектной деятельности.

В докладе были приведены примеры детских работ, выполненных учащимися («Я умею», «Моя семья» и др.). По этим работам было видно, что уровень навыков программирования и владения программными продуктами у младших школьников еще невелик, но уровень владения технологией обработки и демонстрации информации довольно высок.

Разноуровневая сложность

Доклад Нины ШУМИЛИНОЙ назывался «Обучение школьников методу последовательного уточнения на основе комплекса задач разного уровня сложности». Нина Дмитриевна утверждает, что решение указанных задач позволяет снять трудности планирования действий, возникающие у школьников.

При составлении плана решения задач снимаются типичные проблемы, возникающие у младших школьников на начальном этапе: трудности обобщения и трудности обратного движения мысли.

Нина Дмитриевна предлагает осваивать метод с помощью решения задач разного уровня сложности: ознакомительных (2-го пункта плана), простых (для усвоения 3-го пункта плана), сложных (для закрепления и контроля 4-го пункта плана) и, наконец, повышенной сложности (для индивидуальных заданий 5-6-го пунктов плана).

Тезисы докладов можно прочитать в интернете на сайте ИТО-2004 по адресу http://www.ito.su/index.php. Так что знакомство с опытом преподавания информатики, представленным на конференции-выставке «ИТО-2004», продолжается. Но можно и развивать тематику секции: переписка преподавателей с участниками конференции, чьи электронные адреса также указаны на сайте, продлит ее работу на весь год. А в следующем году заинтересованные в обмене опытом специалисты снова встретятся на конференции «Информационные технологии в образовании».