​Екатерина КИРЮШИНА, учитель начальных классов одной из школ Нижнего Новгорода:
Не делайте уроки вместо детей


Я против отмены домашних заданий. Мой 25-летний стаж и опыт работы с детьми позволяет сделать однозначный вывод: без домашних заданий не обойтись, ведь именно во время домашней работы идет процесс закрепления навыка, полученного на уроке. В классе мы большую часть работы делаем вместе с детьми, объясняем, комментируем, разбираем. И иногда у ребенка появляется иллюзия: «Ах, как это легко, как все просто!» Но когда он один садится делать то же самое, выясняется, что не очень-то просто. И приходится самому разбираться, заглядывать в классную работу, сверяться с учебником. И вот только когда ученик от начала до конца все сделал самостоятельно и без ошибок, мы можем говорить об освоении материала.  Я несколько лет совмещаю работу учителя начальных классов с должностью воспитателя группы продленного дня и вижу, с какими трудностями дети сталкиваются даже при выполнении простых заданий. Им и подсказываешь, их направляешь. Главное, чтобы родители не делали все за детей, не подсказывали им дома - тогда вся польза от домашней (самостоятельной) работы нивелируется, она просто теряет смысл, превращается в наказание. Нужно немного помочь ребенку, но не стараться сделать за него. Нам, учителям, нужно не безошибочное выполнение упражнения или правильный ответ в решении примеров и задач, нужно, чтобы ребенок НАУЧИЛСЯ все делать САМОСТОЯТЕЛЬНО. Иногда родители об этом забывают. Приходится напоминать.
Следующий момент, важный для меня, - я никогда не задаю домашние задания на выходные и на каникулы. Хотя некоторые мои коллеги по начальной школе этим грешат. На мой взгляд, это нехорошо и по отношению к детям, и по отношению к их родителям. Дети должны иметь свободное время, должны отдыхать, полностью отключаясь от школы. Многие родители хотят провести выходные в приятной и спокойной атмосфере (и правильно!) - зачем я буду создавать им дополнительный стресс. Тем более что необходимости в закреплении нет. Раз в выходной день не было объяснения, не нужно и закрепление. Исключение - чтение. Читать небольшие произведения, соответствующие возрасту, я задаю и на каникулы, и на выходные. Но это я не считаю заданием. Дневник читателя - по желанию. Хочет ребенок записать коротко свои впечатления - замечательно. Не хочет - заставлять не нужно. Я не хотела бы, чтобы у детей литература ассоциировалась с нудной рутинной работой. Пусть чтение остается одним из удовольствий.
И третий момент, тоже для многих актуальный. Нельзя злоупотреблять заданиями, которые требуют участия родителей. Подготовка докладов, сообщений - особенно в начальной школе - подразумевает участие взрослых. Поэтому я задаю такие задания не чаще чем раз в месяц.

Евгения КНЯЗЕВА, мама пятиклассника, Нижний Новгород:
Задают много лишнего и ненужного


Я не против домашних заданий, но они не должны быть рутинными, скучными. Всякое задание должно пробуждать интерес к предмету, обогащать ребенка, пробуждать его мыслительную активность. Совершенно глупыми считаю задания, связанные с подготовкой так называемых докладов или сообщений. Ребенок один или с помощью взрослых роется в Сети, делает нарезку, чаще всего убогую, все это копируется, распечатывается, а потом вялым голосом зачитывается на уроке, а то и просто сдается учителю. Ну и что дает это задание ребенку? Ничего. Ни в эмоциональном, ни в интеллектуальном плане - лишние хлопоты для мамы или папы.
Если бы давались задания, связанные с поиском только самых интересных фактов о том или ином известном человеке, событии или явлении, которых нет в Интернете (учитель должен будет в этом лично удостовериться), был бы совсем другой эффект. Поощрять нужно самостоятельный поиск, оригинальный подход, любые усилия ребенка сделать или найти что-то непохожее, нестандартное, уникальное.
Это информационные задания, но есть огромное поле для исследовательских заданий. Насколько я помню себя в школе, самый большой интерес у нас вызывали задания, связанные с самостоятельными исследованиями - самыми простейшими, но самостоятельными. Их было не так много, но в памяти они сохранились надолго. Помню, задали по математике построить график зависимости частоты сердечных сокращений от скорости передвижения пешехода. Для этого нужно было идти, потом бежать, при этом необходимо было несколько раз останавливаться, чтобы замерить пульс, записать его, потом снова продолжать бег. Далеко не у всех это получилось с первого раза. Кто-то обращался за помощью к родителям, я это делала с подружкой, чтобы соблюсти чистоту эксперимента. Пульс мы мерили друг у друга, бегали и записывали по очереди. Это было весело, здорово, интересно! Кстати, и графики мы научились делать легко и быстро. И главное - многие вошли во вкус исследования. На уроке физики в старшем классе нас как-то попросили исследовать мыльные пузыри. Найти, от чего зависит величина выдуваемого пузыря. Пришлось привлечь и учителя химии. Задача была поставлена сложная, но очень интересная.
На любом предмете могут быть интересные задания. Например, по литературе в 9-м классе нам задали написать письмо от имени одного из героев «Горя от ума» - выбрать можно было любого, даже второстепенного персонажа. Главное, чтобы по письму, по его стилистике и лексике, он был узнаваем. Конечно, не все с этим справились, но как было интересно, когда учительница наша зачитывала отрывки, а мы узнавали героев - думали, анализировали. В этом было много положительного. 
Есть и еще аспект - практические задания на дом. Их тоже очень не хватает. Вот вам пример. У моих друзей дочка семиклассница. Она круглая отличница, очень целеустремленная и нацеленная на знания. Проблем с домашними заданиями у нее нет. Но ее пятерки, как выяснилось, вовсе не свидетельствуют о том, что она может решить практическую жизненную задачу. Папа решил проверить, сможет ли дочь высчитать, сколько рулонов обоев нужно купить для оклейки их кухни. Все вроде бы было несложно: известна высота стен, длина рулонов, периметр кухни. Но высчитать девочка не смогла, хотя имеет твердую (тверже некуда) пятерку по математике, не раз побеждала на внутришкольных математических олимпиадах.
Это говорит о том, что в школе не задают задач, с которыми дети столкнутся в жизни.
Но без заданий все-таки школа не может обойтись. Просто они должны быть максимально продуманными и эффективными.

Галина КОВАЛЬЧУК, мама восьмиклассника, Саров Нижегородской области:
Липовые проекты не нужны


Очень много задают. Просто ужас. С первого класса. Если ребенок занимается еще чем-то помимо школы, то у него вообще не бывает свободного времени. Но качество заданий при этом оставляет желать лучшего.
У меня есть немало претензий к этой системе. Я не очень понимаю, почему дают для всех одно задание. Исключение - иностранный язык и литература (здесь без одинаковых домашних заданий не обойтись). Учителя словно не знают, что дети очень разные. Кому-то нужно дополнительно посидеть над русским, кому-то над математикой или биологией, чтобы не отстать от класса. А кто-то хочет пойти за рамки программы, узнать что-то новое. Но у нас по старинке всем задают одно и то же - надо или не надо. На мой взгляд, во всем должен быть смысл. А какой смысл в домашних заданиях, которые сейчас задают? Какие-то липовые проекты, сделанные для галочки, доклады, которые просто берут из Интернета. Я не против проектов, но пусть они будут развивающими, интересными - они должны мотивировать детей к познанию, а не быть «дополнительной нагрузкой».
И еще. Почему-то перестали задавать то, что действительно полезно и нужно: например, раньше по географии нам задавали заполнять контурные карты. Это очень правильно было. Мы ведь в отличие от нынешних выпускников знаем географию и не станем искать Енисей в Индии. И истории выпускники не знают. Не ориентируются в хронологии: у них Александр Первый и Ленин - современники. Что-то и с историей не то. Зато домашних заданий много. Зачем они, если на выходе такой результат?
И потом: во всех классах есть дети очень способные, они быстро схватывают на уроке, им не нужно сидеть над рутинным заданием - оно бесполезное, просто занимает время. Дайте им что-то по-настоящему нужное. Задайте сложную задачу, над которой они будут думать, трудиться. И почувствуют вкус победы, когда найдут решение. Оно ведь дорогого стоит.

Мария СЕРГЕЕВА, мама восьмиклассницы, Санкт-Петербург:
А если на уроке ребенок ничего не понял?


С одной стороны, я согласна, что домашнее задание - это закрепление пройденного на уроке материала. Наверное, оно необходимо. Вопрос в другом: а если ребенок на уроке мало что понял? Например, приходит домой моя дочь и пытается решить пример, где сначала нужно  произвести извлечение из корня. И все, тупик. Потому что на уроке, на котором  сидят 29 человек, учительница гонит программу, и ей, по сути, неизвестно, кто что усвоил. Моя дочка примеры не решила, но и отметку не принесла, из чего я заключила, что домашнее задание не проверялось. Мало того, когда я ее спросила, узнала ли учительница, кто справился с примерами, а кто нет, то получила отрицательный ответ. Что из этого следует? Что часть детей из класса так и пойдут дальше с непониманием  этого материала. Добавлю, что мы вместе пытались решить пример, но я очень давно училась и дочке не смогла помочь.
 В связи с этим как самый продуктивный период  вспоминается начальная школа. Прежде всего потому что у детей было больше времени и они не учились по субботам. На дом задавали много творческих заданий. Например, провести опыт, понаблюдать и записать  или зарисовать и т. д. В этом плане  многое зависит от учителя. Бывают и в средней школе такие домашние задания, но редко. К примеру, моей дочке, да и всему классу, понравилось задание учительницы русского языка и литературы выразить рисунком любую поговорку, связанную со значением слова в жизни человека. Причем на уроке ребята размышляли о сути выбранных поговорок. 

Только факты

В течение последних десяти лет профессор Университета Пенсильвании Джеральд Кей ЛеТандре вместе с коллегами изучал, как объем домашнего задания в школах разных стран отражается на уровне образования и успеваемости детей. Вот некоторые из его выводов.
Больше всего домашней работы школьники получают в странах со слаборазвитой экономикой и ярко выраженным социальным неравенством.
Учеными было установлено, что из-за большого количества заданий у детей и родителей могут возникать конфликты на почве их выполнения. Само домашнее задание в таких случаях будет вызывать исключительно негативные эмоции, и ни к каким успехам в учебе это не приведет.
Самый важный совет, который исследователь дает учителям: искать индивидуальный подход к домашней работе, учитывать возраст, семейную ситуацию, интересы, необходимость в развитии определенного навыка у каждого конкретного школьника.