Светлана ШЕВЧЕНКО, учитель русского языка и литературы гимназии №12, Волгоград:
- Никого бы не убрала. Возможно, поменяла бы произведения изучаемых авторов. Я бы, напротив, включила в программу старших классов произведения Лескова, Шмелева, больше внимания уделила бы в 11-м классе Андрею Платонову: он один из самых ярких писателей, а мы его упускаем. Гораздо больше внимания я бы уделила современным писателям, среди них много интересных имен, достойных изучения. Конечно, на романы времени в программе нет, но рассказов стоило бы больше читать и обсуждать. В них поднимаются темы, волнующие молодежь, понятные ей. Многое из классики нынешним детям приходится объяснять, обращаясь к истории и культурологии - на это уходит дополнительное время. Вообще программу хотелось бы более осмысленную, более продуманную. Даже в среднем звене набор текстов вызывает вопросы. Не по персоналиям, а именно по содержанию.

Наталья БУРЦЕВА, учитель русского языка и литературы школы №302, Санкт-Петербург:
- Я бы убрала всю зарубежную литературу, и эти произведения изучала бы по отдельному учебнику, разделив курс литературы на две части: «Русская литература» и «Зарубежная литература». Произведения зарубежной литературы вписаны в программу очень формально. Хотелось бы изучать ее в системе, позволяющей проводить параллели между отечественными образцами и шедеврами мировой литературы. Это было бы интересно и полезно детям.

Татьяна ПАВЛОВА, учитель русского языка и литературы, Нижегородская область:
- Это сложный вопрос. Но уж если что-то менять, я бы убрала не столь крупных авторов (их можно было бы изучать на факультативе), чтобы по-настоящему знаковых, гениальных писателей разбирать на серьезном уровне, а не по верхам, как сейчас. Например, можно было бы убрать из школьной программы за 9-й класс из плеяды поэтов второй половины XX века Евгения Евтушенко (Андрея Вознесенского, по-моему, достаточно как представителя поэтов-«шестидесятников»), а вместо него я бы изучила с ребятами поэзию Иосифа Бродского. А в программе 10-го класса я бы исключила лирику Константина Бальмонта, зато подробнее остановилась на творчестве Марины Цветаевой.

Ольга ТЕРЕНТЬЕВА, мама третьеклассника, Великий Новгород:
- Я бы убрала или перенесла на 10-11-й класс из программы для 3-х классов русские народные былины. Ничегошеньки в них дети не понимают. Вот мой сын, как я услышала недавно, читает по слогам: «ка-ли-ки пе-ре-хо-жи-е». С ударением в слове «калики» на «а». Спрашиваю: «И что такое кАлики?» Он пожимает плечами. То, что имеются в виду калеки, ему и в голову не приходит. Для него это набор бессмысленных слов и фраз, который к тому же еще и учительница заставляет выучить. Не любовь к русской литературе воспитывается таким образом, а настоящая ненависть! Мое мнение: все произведения, в которых преобладает устаревшая лексика, нельзя давать в начальной школе. А может быть, и убрать ряд таких произведений из школьной программы вообще.