- Ирина Сергеевна, как получилось, что вы, сотрудник НИИ, сделали свой выбор в пользу работы в школе? Что подтолкнуло к такому решению?

- В середине 90-х, в укор нынешнему времени, в школе была очень творческая обстановка. Это было время поиска, время творчества. Оплачивались часы, называемые экспериментальной работой, новые программы, дополнительная работа. Конечно, меня захватили сама работа с детьми, общение с ними.

На моем пути встретились замечательные люди: академик Юрий Абрамович Первин, которого мы считаем нашим научным руководителем по информатике. Несмотря на расстояния, автор и создатель Роботландии мог приехать на каникулы, чтобы заниматься с нашими детьми. Еще один наш руководитель по информатике - Александр Николаевич Никитин организовал в области компьютерные лагеря, куда мы с детьми ездили много лет подряд. Выпускники до сих пор вспоминают то время и мечтают вернуться в лагерь в любом качестве: учителя или ученика. В этих лагерях работали преподаватели самарских вузов, и дети получали то, чего не видят в школе: другое отношение, другой материал, работу над проектами. Фактически то, чем мы сейчас занимаемся.

Кроме этого, у нас в лицее есть еще один научный руководитель - мой муж Надточий Михаил Юрьевич, администратор нашей школьной сети. Благодаря его золотым рукам все компьютеры в нашей школе работают и не ломаются, он участвует во всех наших школьных делах, и дети за глаза называют его «сэнсей».

Благодаря таким учителям я в школе и осталась.

- Как вы пришли к созданию собственной программы?

- В то время шло бурное развитие информатики как науки. Это объяснялось появлением новой техники, персональных компьютеров. Кроме того, наша школа традиционно была школой с математическим уклоном. То есть в ней собирались дети высокомотивированные, у них была хорошая математическая подготовка, а учебники и программа курса ОВИт были рассчитаны на общеобразовательную школу. Консультируясь с Юрием Абрамовичем Первиным, основываясь на его курсе «Информационная культура», я составила программу углубленного изучения информатики. Конечно, за время, которое я по ней работаю (с 1996 года), менялись техника, учебники, требования и стандарты, соответственно менялась и программа. Наверное, в гибкости заключается еще один ее плюс.

- А какова основа программы?

- Это углубленное изучение основ программирования. Конечно, большое внимание мы уделяем проектной деятельности. Оба направления тесно взаимосвязаны. Знакомство с программированием идет по спирали: от простого к сложному. Это очень серьезный этап, когда детей нужно правильно настроить.

- Как это сделать?

- Здесь есть два аспекта: методический и педагогический. В педагогическом плане я стараюсь поддерживать в детях интерес к программированию, который возникает на начальном этапе. Именно поэтому я сторонница раннего обучения программированию. Старшеклассники относятся к компьютеру по-другому. Они уже избалованы технологиями, а решение задач воспринимают через опыт в области математики и физики - это скучно, надо думать. В то время когда так соблазнительно щелкнуть кнопочкой, войти в интернет, поиграть. У младших нет такого подхода, они садятся за компьютер и, как губка, впитывают все идеи. Если выстроить правильно интерес к программированию, он остается, и ребята будут любить решать задачи, потому что почувствуют от этого вкус и радость. Нужно дать почувствовать, что они работают с компьютером наравне, что он их слушается.

Методический аспект связан с нашей уверенностью в том, что языковая система программирования, предназначенная для изучения элементов программирования в 5 - 6-м классах, должна быть специализированно учебной. В нашем лицее это пропедевтический курс «Программирование в среде Кукарача». Это связано, во-первых, с имеющимся в лицее программным обеспечением и соответствующей техникой. Во-вторых, программирование в среде Кукарача позволяет сразу познакомиться с процедурным стилем программирования. В этом возрасте русскоязычная среда, простой интерфейс не отпугивают ребенка, а само слово «программирование» вызывает интерес и побуждает к усвоению новых знаний. Ребята решают потрясающе сложные задачи, с которыми порой не справляются даже старшеклассники. А дети не просто решают, но еще и придумывают новые.

- Чем отличается изучение программирования по вашей программе от других курсов?

- Вообще в том образовательном стандарте по информатике, по которому мы сейчас работаем, все большая доля учебного материала относится к изучению информационных технологий. Таким образом, важнейшая задача школы - формирование у школьников операционного стиля мышления и научного мировоззрения - подменяется подготовкой к практической деятельности.

Изучение же темы «Основы алгоритмизации и программирования» часто строится по схеме: ученики знакомятся с теоретическими понятиями, применяют эти знания в учебных несложных упражнениях, переходят к новой теме, не связанной с программированием, и напрочь забывают ранее изученный материал. В нашем лицее курс информатики выстроен таким образом, чтобы вопросы, связанные с алгоритмизацией и программированием, изучались непрерывно с 5-го по 11-й класс. Задачи подбираются таким образом, чтобы их сложность постепенно увеличивалась. Обучение проходит по спирали: сначала один вид программирования, потом новый виток. В итоге ребята получают представление о многоязычии в мире программирования. При этом для учебных целей обязательны максимальная простота начального языка программирования и близость среды программирования в конце обучения к профессиональным языкам.

- Ваша точка зрения на программирование сейчас непопулярна. Считается, что обучить практическим навыкам гораздо важнее.

- Я бы не стала ни с кем спорить. Ведь если результат есть у тех и других сторонников, значит, оба подхода имеют право на существование. Результаты работы по нашей программе есть. В чем секрет: в подходе, программе, детях - я не знаю.

- Расскажите, пожалуйста, поподробнее о результатах, которых вам удалось достичь. Думаю, важным результатом можно считать то, что выпускники лицея учатся в ведущих вузах Москвы и Санкт-Петербурга.

- Это действительно так. Кроме того, важным результатом можно считать многочисленные победы во всероссийских олимпиадах и конкурсах по информатике.

Одними из первых моих «звездных» детей были десятиклассники, создавшие мультимедийный альбом о нашем городе. Правда, тогда таких слов, как «мультимедийный альбом», никто еще не знал. Это было в конце девяностых. Ребята ездили на конференцию «Поиск-98» и вернулись с этой идеей. Они ее реализовали и получили патент. Их работа была признана лучшей компьютерной программой выставки «Шаг в будущее». Министр Владимир Филиппов вручил им свидетельство. Это действительно была очень профессиональная программа.

Рассказать обо всех победителях в рамках газетной статьи невозможно. Я очень горжусь своими учениками! Сейчас моей главной надеждой и помощницей является моя дочь Александра. Со своим проектом «Тоника. Уроки сольфеджио» она заняла первое место во Всероссийском конкурсе «Компьютерный всеобуч-2004» и из рук министра связи и информационных технологий получила ноутбук в подарок. Мне кажется нескромным говорить о своей дочери, но сказать о программе стоит, это сложная и интересная работа. Проект представляет собой учебную программу по сольфеджио. Можно писать музыкальные диктанты, строить аккорды и интервалы, проверять слух и чистоту пения.

- А как заинтересовать детей теорией, программированием?

- Было бы очень жаль перестать изучать программирование, когда дети имеют такую замечательную математическую подготовку.

К сожалению, возможности и мощность современных компьютеров часто уводят детей от решения определенных задач к развлечению. Можно с уверенностью сказать, что только единицы из них дома не смотрят фильмы, не играют в игрушки. Наша задача в школе - показать ребятам, какие фантастические вещи можно делать с помощью компьютера. Бывает особенно приятно удивление старшеклассников, которые давно работают с ним, но, получив интересные задачки, понимают, что компьютер можно использовать гораздо шире.

- Как вам удается заинтересовать детей проектной деятельностью?

- Очень важна помощь директора лицея Юрия Николаевича Бурдина, который делает возможными наши поездки на конкурсы, конференции. Вы же знаете, как это трудно сегодня, но он находит возможность нам помочь. Участие в конкурсах сейчас очень дорого, но это необходимо. Мы видим уровень других работ, и дети начинают стремиться к большему.

Юрий Николаевич поддерживает все творческие начинания и в школе. Это школьные компьютерные фестивали, научные конференции. Кстати, жюри конференций по информатике в основном состоит из наших выпускников. Их советы и замечания дети воспринимают совсем по-другому.

Когда в школе проходит декада информатики, мы проводим ставший традиционным школьный компьютерный фестиваль. Его кульминацией является брэйн-ринг, в котором команда лицея играет с командой выпускников. Самое интересное, что играть в эту игру приходят выпускники, их захватывает атмосфера школы.

- Вы очень цените атмосферу, созданную в школе. Благодаря чему создается эта связь выпускников со школой, учителей и учеников?

- Дети видят, что их товарищи побеждают на конкурсах, выигрывают в олимпиадах, видят, что в школу приходят выпускники. И малыши тянутся за старшеклассниками. У нас нет жесткой границы между параллелями, как в других предметах: олимпиады, конкурсы единые - пятый и одиннадцатый классы решают одни и те же задачи. Конечно, это способствует их сближению. Одаренные дети видят, что умеют старшие, и тянутся за ними, расширяется их горизонт.

В школе очень важна, а атмосферу создают все поровну - администрация, директор, учителя, дети. Когда есть равновесие и творчество педагогов, тогда в школе есть жизнь, есть интересы и у детей горят глаза. В нашей школе создана атмосфера творчества и замечательных детей, выпускников, связи между нами. Стоит убрать какой-нибудь компонент, и равновесие нарушится. Эту атмосферу создают все поровну - администрация, директор, учителя, дети.

- Поддерживают ли эту связь учителя-предметники?

- В нашей проектной деятельности творческие учителя-предметники задают тон. В прошлом году мы участвовали во Всероссийском конкурсе «Заявка на успех». В нашей команде кроме учеников у меня было два соавтора - учитель русского языка и литературы Н.П.Маштакова и учитель химии С.С.Дробот. Мы создали три проекта, это очень много.

Представляете, проект предлагает изучать химию в школьном казино, где крутится рулетка, делаются ставки, задаются вопросы. Это фантазия детей, которым надоело традиционное тестирование. Задаются вопросы, но, как в казино, ты получаешь не оценки, а фишки. Есть комната отдыха, где можно посмотреть опыты. Этот проект вошел в десятку лучших проектов.

Совместно с учителем русского и литературы мы создали проект «В поисках идеала», в котором представлено развитие образа русской женщины от древности до наших дней. А победителем конкурса стал проект «Родина моя Тольятти (город без корней?)», в котором мы рассказали об истории города, его легендах и былях.

- Выпускники Самарской области поступают в вузы по итогам ЕГЭ, а это значит, что нужно много времени, чтобы их подготовить. Неужели в условиях ориентации на результат у педагогов остается желание заниматься проектами?

- За эти годы выявилась новая тенденция: в 11-м классе дети и учителя полностью поглощены подготовкой к ЕГЭ. Это занимает много времени. Поэтому, когда я прихожу к учителям-предметникам 11-го класса и предлагаю заниматься проектами, они отвечают, что им не до того, надо готовиться к ЕГЭ.

В результате акцент сейчас сместился на 9 - 10-й классы. Жаль, ведь одиннадцатиклассники больше знают, умеют, они могли бы делать серьезные вещи. Конечно, многие из них все равно продолжают работать над проектами, но их становится меньше. А раньше нашими «звездами» были именно одиннадцатиклассники.

- Как заместитель директора вы могли бы всех обязать.

- Задача заместителя директора по ИТ не в этом. Нужно «подружить» информатику с остальными предметами, выступить координатором, связующим звеном между учителями-предметниками и учителями информатики.

Бывает сложно найти подход к учителю, объяснить ему, что использование информационных технологий сделает преподавание предмета богаче, интереснее. Есть учителя, которые работают в школе 10, 20 лет. Их методика дает хорошие результаты. На перестройку программы нужно много времени. Иногда необходимости в использовании информационных технологий в обучении не видят даже учителя, прошедшие курсы повышения квалификации по ИКТ, ведь зачастую отправляют по приказу, по необходимости, в то время как сами учителя этой необходимости не понимают.

Поэтому нужно «заразить» учителей желанием, пониманием того, что без использования ИТ невозможно общаться с современными детьми. В нашей школе эту задачу мы пытаемся решить с группой учителей математики, русского языка и литературы, английского языка, МХК, истории, физики. Они готовят учебно-методический пакет по своему предмету, который продемонстрирует, как раскрывается тема с использованием информационно-коммуникационных средств.

- Это и есть выход из сложившейся ситуации?

- Один из путей. По-прежнему важным остается индивидуальное общение с преподавателями. Очень важно показать учителю, как использовать ИТ в преподавании. Даже на уроках информатики далеко не всегда нужен компьютер, что уж говорить о других предметах. Нужно чутко ощущать грань, чтобы использование компьютера не становилось самоцелью и не отвлекало от темы урока.

- Если бы у вас в руках оказалась волшебная палочка, какое желание вы бы загадали? Как бы достигли идеального использования информационных технологий учителями?

- Обязать использовать ИТ, даже оговорив систему поощрений, сегодня невозможно. На сегодняшний день методик, которые помогли бы учителям, нет, а без них никакая система поощрений не сработает. Поэтому я бы загадала, чтобы использованию информационных технологий обучали в педагогических вузах. Тогда молодые педагоги, обучая детей XXI века, могли бы творчески сочетать традиционные доску и мел с компьютером.

Екатерина СОРОЧКИНА, Тольятти