Эмоциональное выгорание, которое в той или иной мере касается многих, - это своеобразная дань времени, в котором мы живем. Впервые термин «эмоциональное выгорание» появился 40 лет назад в Америке. Сегодня синдром эмоционального выгорания (СЭВ) различные специалисты трактуют по-разному: от серьезного заболевания до особой формы психологической защиты, когда выполнение обязанностей становится формальным, происходит отказ от профессионального творчества и карьерного роста.
Эмоциональному выгоранию особенно подвержены люди, чья профессиональная деятельность связана с общением с другими людьми, а также представители альтруистических профессий: врачи, соцработники и, конечно, педагоги.
Во многом это обусловлено значительными требованиями к современной школе, к учителю. У родителей и общества в целом зачастую сформированы завышенные ожидания. Знания, педагогические навыки, способ действия и сама личность педагога постоянно находятся под пристальным вниманием, а комментарии и оценки порой бывают чрезмерно жесткими и бескомпромиссными. Стремление оправдать эти ожидания, достичь видимых показателей профессиональной и личностной успешности приводит к постоянному психологическому напряжению, появляется разрыв между требованиями на работе или в семье и собственными ресурсами человека, и начинается его истощение.
Как правило, картина эмоционального выгорания проявляется далеко не сразу.
В первой фазе наблюдается активная работа на износ, трудовой энтузиазм и повышенная активность во всех сферах деятельности. Важно отметить, что дело не в самой трудовой активности, а в эмоциональной удовлетворенности и «подзарядке», которую получает работник от завершенных дел и оценки своего труда.
Вторая фаза наступает, когда чрезмерные нагрузки обретают форму регулярного стресса, когда между требованиями в личной жизни или на работе и собственными ресурсами человеческого организма появляется весомый разрыв. Эмоциональное истощение также провоцирует хронический конфликт в коллективе, который значительно истощает ресурсы любого человека.
После повышенной активности и рабочего энтузиазма приходит период истощения и утомления. Критические проявления синдрома эмоционального выгорания происходят на физическом, психологическом или поведенческом уровне. Это может быть отсутствие аппетита, обострение хронических заболеваний, бессонница. У работника падает самооценка, снижается интерес к работе, происходит личностная отстраненность.
К поведенческим проявлениям относятся злоупотребление не только алкоголем, но и, например, кофе, агрессия к окружающим, пренебрежение семейными обязанностями, тревожность и неудовлетворенность. В зависимости от психологических особенностей конкретного человека недовольство своей профессиональной деятельностью может привести к ярко выраженной агрессии или депрессии. В первом случае в своих неудачах он будет винить всех окружающих: коллег, друзей, семью, начальство, а во втором - самого себя и свои личностные качества: «Это я виноват в том, что у меня ничего не получается. Я ни на что не способен». Такая позиция наиболее опасна для самого человека и может стать прологом серьезных заболеваний.
Очевидно, наличие в коллективе работников с синдромом эмоционального выгорания должно насторожить руководителей и неформальных лидеров. Взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание «выгорающих» - жертв «скверной» организации, «неинтересной» работы, «плохого» руководителя.
Как для одного человека, так и для группы людей последствия выгорания образуют замкнутый круг. Каждый новый человек, пришедший на замену «сгоревшему» сотруднику, попадает в нездоровую среду и подвергается риску приобретения синдрома эмоционального выгорания. Поэтому простая замена людей в коллективе оказывается малопродуктивной и сводит на нет все связанные с ней затраты. Эта проблема очень серьезная, и конечно, и администрация образовательной организации, и работники профсоюза должны обращать внимание на сотрудников с признаками синдрома эмоционального выгорания.
Существуют две основные группы ресурсов противостояния эмоциональному выгоранию.
Личностные ресурсы - возможности самого человека для изменения. Навыки самоподдержки, изменение привычного распорядка дня, хобби и занятия, приносящие удовольствие и эмоциональную подзарядку.
Внешние или социальные ресурсы - это окружение, близкие люди, поддержка коллег, участие в общественной жизни. Большую роль могут сыграть позитивная профессиональная поддержка, возможность поделиться проблемами, наличие обратной связи - например, успешное выступление на отраслевых конференциях, участие в форумах и конкурсах.
Зачастую люди подолгу пребывают в состоянии эмоционального выгорания. При этом педагоги уверены, что если они начнут обсуждать свои проблемы с кем-то посторонним, то это лишь усугубит их положение, а на освоение методов психологической самоподдержки и саморегуляции ни сил, ни времени, ни желания не хватает.
В этом случае хороший результат может принести общение со специалистом, например, с педагогом-психологом Городского психолого-педагогического центра Департамента образования. Для начала можно будет просто проговорить все накопившиеся проблемы, обсудить причины их возникновения, далее наметить пути разрешения ситуации. А для тех, кто не может решиться на личную встречу с психологом, начал работу единый телефон Службы неотложной психологической помощи 8 (800) 250-11-91. По этому номеру за советом и поддержкой могут обратиться все участники образовательного процесса - и родители, и дети, и, конечно, педагоги. Очень важно, что обратиться за помощью можно анонимно.
Если в разрешении проблем в рабочем коллективе заинтересован руководитель, наши специалисты могут предложить различные подходы - вплоть до проведения тренингов командообразования, если синдром эмоционального выгорания приобретает массовый характер. Практика показывает, что до пяти тренингов достаточно, чтобы в коллективе начались позитивные изменения. Однако и руководителям образовательных организаций, и профсоюзам важно помнить: лучше говорить не о коррекции уже возникших проблем, а об их профилактике, о предупреждении ситуаций, которые могут возникнуть в дальнейшем.
Синдром эмоционального выгорания - это стрессовое состояние, непосредственно связанное с профессиональной деятельностью человека. Но давайте отметим, что это не единственный стресс, который получает каждый из нас в своей жизни - личной, бытовой, социальной. Здесь актуален принцип «Помоги себе сам» - это и осознание собственных проблем, и здоровый образ жизни. Я надеюсь, системные решения мы сможем предложить уже в ближайшем будущем.

Любовь ОЛТАРЖЕВСКАЯ, директор Городского психолого-педагогического центра ДОгМ