Даже в обозримом будущем дистанционное обучение должно занять видное место в современной образовательной системе и значительно модернизировать как классно-урочную форму передачи знаний, умений и навыков другим поколениям людей, так и управленческую образовательную деятельность.

Новое в науку и производство вносят, как правило, высокообразованные личности, обладающие нестандартным мышлением, способностью находить оптимальные решения как локального, так и глобального уровней. Но личности не родятся таковыми - их нужно обучить и воспитать.

Дистанционное обучение развивает у будущих специалистов самостоятельный поиск, творчество, инициативу, ответственность, предприимчивость, точность, то есть формирует те качества, которые необходимы в деловых кругах. Кроме того, этот способ обучения удешевляет подготовку специалистов. Опыт нашего колледжа по внедрению ДО в учебный процесс позволяет сделать оптимистичный вывод. Знания студентов становятся более осознанными и глубокими, возрос уровень творческой инициативы преподавателей и студентов. А это весьма важные показатели, ибо в решении проблемы благополучия нации знания и творчество людей выступают как основополагающий фактор.

Развитие дистанционного образования в России необходимо, так как такая система обучения обеспечивает более высокий уровень научной организации труда, снимает с процесса образовательной и профессиональной подготовки ряд негативных психологических проблем, которые есть в отношениях «учитель - ученик». Это новая технология обучения, которая уплотняет, улучшает процесс получения знаний. В то же время дистанционная система образования способствует совершенствованию управления учреждениями образования. Сегодня это объективная необходимость, так как курс рынка есть постоянный поиск путей оптимизации управления. Да и сам по себе управленческий труд является во многом информационным. Он напрямую связан со сбором и передачей информации, влияющей на качественную подготовку кадров.

Марина ВАЙНДОРФ-СЫСОЕВА, директор Института дистанционного образования МГОУ, зав. кафедрой методики дистанционного обучения и новых образовательных технологий МГОУ, Москва: Форма, удобная для всех

Развитие дистанционного образования в России тормозит тот факт, что мало кто представляет себе, что это такое и каким образом оно реализуется.

А ведь дистанционное образование может помочь многим реализовать себя, учиться можно в удобное время, в удобном месте, по индивидуальному плану; изучать проблемы, которые на данный момент актуальны для данного конкретного человека; повышать свою квалификацию, не теряя при этом работу.

Сегодня это удобная форма обучения для повышения квалификации, изучения новых информационных технологий, получения второго высшего и модульного образования. Это выход из почти безвыходной ситуации для школ, в которых годами не ведутся какие-либо предметы. Это образование для лиц, работающих по конкретной специальности, но не имеющих по этой специальности профессионального образования.

Так как эта форма реализуется с помощью различных технологий (кейс, сетевых, телекоммуникационных), то доступно оно для каждого: и для того, у кого есть компьютер, и для того, у кого его нет.

Важно иметь стремление учиться, желание самостоятельно работать, и все получится! В отличие от заочного обучения студентов в процессе обучения сопровождает преподаватель-тьютор, который всегда поможет, подскажет, посоветует. Индивидуальный план позволяет построить процесс обучения по-новому, в соответствии с интересами, возможностями, потребностями обучающегося. Дистанционное обучение дает возможность сократить время учебы, поступить в любое время года и сразу начинать учиться.

Предполагаю, что при правильном разъяснении, просвещении данная форма будет развиваться очень стремительно. Дистанционное обучение дает возможность учиться как в группах, так и индивидуально, что позволяет действительно индивидуализировать процесс обучения, избежать предвзятости в отношениях «учитель-ученик». Наконец, преподаватели, работающие в дистанционном образовании, - это люди нового поколения, владеющие новыми информационными технологиями. А учебно-методические комплекты, по которым обучаются студенты в дистанционном образовании, позволяют эффективно работать самостоятельно, под руководством тьютора.