Самый первый коллектив школы был сформирован из преподавателей, приехавших сюда со всех концов страны, причем конкурс и подбор вакансий проходил через «Учительскую газету». Сюда приглашали методологов из столицы, которые помогали создать и обосновать концепцию развития учреждения. Лицей сразу складывался как многопрофильный, причем явный упор был сделан на работу с одаренными детьми, это направление курировал ФНПЦ «Алтай». Однако одаренность рассматривалась в широком понимании этого слова, например, помимо физико-математического, естественно-научного и гуманитарного отделений здесь существовало и спортивное.
Интересный факт: полноценное профильное и предпрофильное обучение в лицее начали реализовывать также намного раньше других, во многом предвосхитив те подходы, которые сейчас реализуются по всей стране. В те давние времена лицеистам уже в начальных классах преподавали такие экзотические предметы, как философия, а в старших классах - логику, латынь. Но, как ни странно, никаких возмущений по поводу несоответствия формы содержанию и возрасту не было, потому что делалось это очень грамотно и профессионально. Любой учитель-практик подтвердит: когда ученик увлечен, когда ему интересно учиться, он готов работать, усваивая даже очень сложную информацию и не замечая нагрузок. И наоборот, если все делается через силу, вопреки желанию, тогда будут и перегрузки, и утомляемость. Впрочем, модернизация образования все же определила приоритеты, в итоге количество часов в неделю пришлось снизить.
По словам директора лицея Нины Полежаевой, еще в 90-е годы была создана мощная основа для развития дополнительного образования. Все, что нужно по программе, дети получали на уроках, а затем имели возможность посещать любой из многочисленных кружков и факультативов, где можно было либо углубить знания по предмету, либо освоить что-то совершенно новое, на отличной материальной базе и под руководством высококлассных преподавателей. Достаточно сказать, что для увлеченных физикой ребят существовала возможность поработать даже с электронным микроскопом, который в то время занимал в нашей школе целую комнату.
На сегодняшний день система дополнительного образования Бийского лицея - это кружки, факультативы, внеурочная деятельность по всем предметным направленностям, историко-краеведческий клуб «Эврика», интеллектуально-творческий клуб «АБ», правовой клуб, компьютерная школа «Роботрон», театр-студия «Блиц», танцевальный коллектив «Лимонад», школа искусств, экономическая школа, школа молодых ученых, научное лицейское общество, спортивная школа, собственный пресс-центр. Для желающих укрепить не только интеллект, но и тело, есть возможность посещать бассейн (который находится в шаговой доступности и с которым заключен договор о сотрудничестве в удобное для лицея время), две ледовые базы, лыжная база.
Как и любое солидное учреждение, лицей заботится о своем будущем. Уже с трех лет сюда приходят дошколята, для которых организованы занятия по системе Монтессори. Затем, в шесть лет, к делу подключаются педагоги начальной школы, которые помогают развивать у будущих первоклашек теоретическое мышление.
Впрочем, собственно лицейские классы здесь формируются лишь с восьмого класса. Тем не менее уже со второго класса начинается «углубленка» по иностранному языку, с шестого - по математике. Есть элективные курсы по выбору, они проходят в занимательной форме. К слову, о том, когда лучше вводить предпрофильную подготовку, тут спорили с самого начала, были разные инициативы, однако в итоге сошлись на том, что раньше 14 лет делать это не стоит.
Вполне закономерно, что при таком подходе практически все ученики в той или иной степени вовлечены в активную творческую и познавательную деятельность как на уроках, так и после них. Исключение, пожалуй, составляют лишь дети, которые уже заняты по полной, посещая художественную или музыкальную школу вне стен лицея. В среднем каждый ребенок здесь участвует минимум в двух олимпиадах и соревнованиях разного уровня.
- Хочу особо подчеркнуть, что созданная нами система дополнительного образования открыта не только для своих, - говорит Нина Полежаева. - Лицей - открытая площадка, и желающих попасть к нам более чем достаточно, причем люди приезжают со всего края. Лицей проводит очень широкий спектр открытых мероприятий, на которые могут приходить дети из других школ, как городских, так и сельских. И чтобы посещать наши кружки, вовсе не обязательно быть нашим учеником. Это касается и олимпиад, и интеллектуальных марафонов, математических боев. На нашем сайте www.biysk-liceum.ru вся эта информация вывешивается заранее, можно ознакомиться, выбрать, зарегистрироваться, приехать, поучаствовать.
В отличие от многих других школ в 1-6-х классах ребят здесь опекают освобожденные воспитатели, они же тьюторы. Это значительно снижает нагрузку на преподавателей, одновременно позволяя проконтролировать каждого ребенка, выяснить, какие у него трудности, оперативно связаться с родителями и т. п. С 7-го класса, как и везде, роль воспитателя берет на себя классный руководитель, он же преподаватель-предметник. Как известно, в этом возрасте дети уже считают себя взрослыми и самостоятельными, а потому возражают, чтобы их специально кто-то опекал. И вот здесь подключается система общественного воспитания, когда ребята из числа старшеклассников выступают в роли вожатых и волонтеров. Происходит классическое «воспитание делом, воспитание коллективом»: ученики старших классов встречают первоклассников, помогают им освоиться в новом для них мире, парни и девушки из 10-11-х классов вместе с ребятами из среднего звена проводят мероприятия для начальной школы. Все они дружно участвуют в различных акциях, посещают дом малютки, помогают ветеранам. Такая форма взаимодействия и взаимопомощи способствует укреплению духа лицейского братства.
Неудивительно, что многие выпускники Бийского лицея, состоявшись в этой жизни, живут по принципу «нужно возвращать то, что тебе дала школа». По их собственным словам, находясь в самых разных точках земного шара, они открывают наш сайт, радуются успехам и выражают активное желание помочь. Именно для этих целей силами выпускников создан фонд, который выделяет гранты для лучших учеников, имеющих явные успехи в исследовательской деятельности. Этот фонд наполняется исключительно за счет добровольных пожертвований. Через совет лицея средства распределяются среди учеников в виде грантов на основе конкурса портфолио. Кроме того, на ежегодном фестивале «Дни науки», классных часах выпускники рассказывают детям о тех или иных перспективных направлениях деятельности человека, о новейших исследованиях в той или иной области, о возможности применить свои знания для создания собственного бизнеса.
На базе лицея в 2013 году создан ресурсный центр Бийского образовательного округа Алтайского края «Одаренные дети». Это сделано для предоставления широкого спектра образовательных услуг детям из сельских школ, обеспечения равенства доступа обучающихся к качественному образованию независимо от места жительства и социально-экономического статуса. Основные направления деятельности ресурсного центра для сельских школьников - углубленное и профильное образование, олимпиадное движение по предметам учебного плана, организация исследовательской деятельности сельских школьников и их обучение методологии научного исследования, проектная деятельность - от выдвижения оригинальных идей до их воплощения.
Один из таких проектов носит название «Школа молодых ученых». В рамках ФГОС это одно из главных направлений организации внеурочной и исследовательской деятельности. Однако разработанная в Бийском лицее модель заметно отличается от традиционной, когда дети вместе с педагогом выбирают тему, делают проект, а потом оформляют результаты.
- По итогам участия в конференции «Первые шаги в науку», организованной Малой академией наук «Интеллект будущего», мы пришли к выводу: нужно сначала научить педагогов, дать им теоретические основы исследовательской работы, а затем переходить к выполнению конкретного проекта, - говорит заместитель директора по научно-методической работе Светлана Назарова.
Действительно, педагог-предметник, как правило, хорошо разбирается только в своем направлении и далеко не всегда может помочь тем детям, которые интересуются совершенно иными проектами. Поэтому был разработан курс, который позволяет и учителям, и ученикам вне привязки к конкретному предмету освоить единую методологию исследования, понять требования к оформлению работ, которые также для всех едины. В итоге силами лицеистов создан УМК, с помощью которого педагоги вместе с детьми могут начать заниматься исследованиями буквально с нуля.
Словом, инновации, с которых все начиналось, дали обильный урожай, и его плодами коллектив Бийского лицея щедро одаривает всех своих соратников и единомышленников.

Статфакт

Бийский лицей Алтайского края:
    Лучшая школа России (2008 г.).
    Топ-500 - лучшие школы России-2013, 2014, 2015.
    Топ-200 2015 г. лучших школ России для поступления в ведущие вузы России.
    Топ-200 2015 г. лучших школ России, обеспечивающих развитие талантов учащихся.
    Топ-100 2014 г. лучших общеобразовательных учреждений РФ по 4 профильным направлениям (физико-химическое, физико-математическое, химико-биологическое, социально-экономическое).
    Топ-100 2014 г. лучших общеобразовательных учреждений Российской Федерации в области математики.
    Абсолютный победитель краевого конкурса инновационных общеобразовательных учреждений «Новая школа Алтая-2010».
    В лицее обучаются 1370 учащихся в 55 классах-комплектах. Это дети из города Бийска и сельских районов (61 учащийся из сельской местности проживает в лицейском интернате).
    94% сотрудников лицея имеют высшую и первую квалификационные категории.
    5 из них - кандидаты наук.
    3 заслуженных учителя РФ.
    19 педагогов (20% от общего количества) - победители ПНПО, трое из них - дважды победители ПНПО.
    2 педагога являются членами Клуба учителей-новаторов при губернаторе Алтайского края.