Однако для меня сделали исключение и разрешили проникнуть в тайны «Мастерславля» под прикрытием своего 9-летнего сына и его приятеля. Получив на руки стартовый капитал - 50 талантов, после недолгих споров мальчики решили начать путешествие с чего-нибудь познавательного. Нам повезло вдвойне: 20 ноября, во Всемирный день ребенка, «Мастерславль» отметил свой первый день рождения, и хотя мы не застали потрясающий парад, в котором приняли участие представители всех здешних профессий, и не увидели салют с конфетти, зато получили возможность посетить праздничные мероприятия от друзей и партнеров города. Так, столичный музей занимательных наук «Экспериментаниум» показывал свое научное химическое шоу, на которое ребята и решили пойти.
- Как вы думаете, за какое время голодный студент-химик приготовит яичницу? - спросил у мальчишек, девчонок и их родителей взлохмаченный юноша в белом халате.
- За пару минут!
- Пару часов! - раздались ребячьи голоса.
- За три ночи, - ошарашил детей ведущий шоу и, выдержав эффектную паузу, добавил: - Три химические ночи.
Оказалось, это совсем мгновение: в трех колбах быстро закипела химическая реакция, и вот уже яйцо пожарено...
- Классно, да?! - делились мальчишки впечатлениями друг с другом после шоу. Но вовсе не в нанолабораторию понесли их ноги. Их душа просила приключений, и мы свернули в ближайший переулок. Оказалось, что это Аптекарский проезд и там располагаются неонатальное отделение, поликлиника, «скорая помощь», стоматология. Отделение «скорой помощи» как раз набирало желающих. Андрей и Даниил, естественно, тут же решили примерить на себя роли молодых и симпатичных докторов.
Наставница мастерской (в этой роли выступают обычно студенты или недавние выпускники вузов) - энергичная девушка Катя - расспросила, кого как зовут, и выдала каждому бейджик с именем. И началось самое интересное - нам предстояло научиться оказывать первую помощь пострадавшим на пожаре. Катя показала нам картинки со степенями ожогов (кроме самых страшных, третьей и четвертой, из этических соображений) и рассказала, что от нас требуется.
- Диана, подойди ко мне, пожалуйста, у тебя хорошая ручка, на ней я и покажу, как нужно прибинтовывать пакет со льдом, - попросила Катя.
Потом блицопрос ребят, вручение аптечек, надевание медицинских халатов, и мы готовы ехать на вызов!
- Все в машину! - позвала нас наша предводительница.
Ребята шумно загрузились в электрическую мини-копию настоящей «скорой помощи», и, включив мигалку, она поехала, лавируя в плотных скоплениях народа на улицах «Мастерславля». И вот мы уже на месте происшествия и видим пострадавшего, его изображает лежащий манекен. Катя командует:
- Первая и вторая степень ожога. Оказываем помощь!
Юные Склифосовские мужского пола несколько растерялись. Зато девочки догадались раскрыть аптечки и перевязать места ожогов. Черед мальчиков настал, когда потребовалось перенести пострадавшего в машину. И хотя их техника несения носилок явно требовала некоторой доработки, «больной» был благополучно доставлен в отделение.
После сего подвига, не иначе как задумавшись о бренности жизни, ребята решили зайти в библиотеку. Библиотекарь по имени Лео, напоминающий молодого Пушкина, дал задание найти книги по загадочным буквам и цифрам на библиотечных карточках. Мальчишки на лету схватили суть профессиональной абракадабры и наперегонки побежали искать книжные сокровища. Кто бы мог подумать, что это так увлекательно! Да еще и денег - тех самых условных талантов - заработали (в «скорой» мы их потратили).
После короткого интеллектуального отдыха мальчишки с новым энтузиазмом направились в отделение МЧС. Оно было явно одним из самых популярных в городе - здесь постоянно стояла очередь из желающих приобщиться к делу спасателей. Андрюша и Даня твердо решили подождать (каждая мастерская открывается строго по часам, указанным на двери), несмотря на то что девчонки в костюмах арлекинов зазывали их на спектакль в местный театр, а юные полицейские по соседству спешили на место преступления. В итоге мальчики сначала спасли плюшевого мишку, жертву пожара, оказавшегося на верхнем этаже (его поймали в специальный батут), а потом и вовсе... потушили пожар.
Мои кавалеры чувствовали себя уже матерыми спасателями, и, будучи подготовлены сначала наставником Михаилом, на вопросы красавицы Ариэль отвечали без запинки. Вообще наставники - отдельная тема. Эти молодые ребята просто боги интерактивного общения. С первой минуты они вовлекают ребят разного возраста в игру, делая ее интересной для всех. Вот и Ариэль подвела ребят к ответам на довольно сложные вопросы. Например, для чего на каске пожарного нужен гребень?
- Чтобы, если что свалится сверху, раскалывать! - выпалил Андрей.
- Точно, чтобы, например, горящее бревно раскололось и удар был не так ощутим, - одобрила наставница и добавила: - Респект, дай пять!
Сын с готовностью подставил ладонь девушке и победно взглянул на мальчишек: мол, учитесь покорять дам!
И вот ребята, экипированные в спецовки и каски, гордо дефилируют мимо наблюдающих за окнами родителей к пожарной машине. Мне, как старшей из присутствующих здесь дам, великодушно предлагают занять место рядом с водителем - нашей наставницей. И я наконец почувствовала, как же это здорово - ехать под звук сирены, предвкушая огненное действо!
Да-да, в «Мастерславле» существует специальная площадка с макетом дома, где тушат пожары. Огонь, конечно, иллюзорный (все-таки безопасность детей превыше всего), зато вода в пожарных насосах настоящая. И вот по команде Ариэль наши ребята принялись азартно поливать окна с языками пламени. И это было не просто развлечение: каждой установкой удобнее управлять вдвоем, поэтому слаженность в действиях необходима. И так можно сказать про каждую мастерскую: дети получают полезные навыки, что-то оседает в памяти (например, телефоны вызова чрезвычайных служб или знание, что открытую рану трогать нельзя).
Но вот пожар потушен, и нам... пора уходить. Как-то незаметно наше время истекло. А мы так и не успели сходить на радиостудию, в пекарню, академию художеств, в школу дальнобойщика и еще в кучу мест.
- Мам, мы же приедем сюда еще? - требовательно спросил меня сын.
Видимо, придется. После всего увиденного я вполне поверила словам организаторов о том, что 90% посетителей возвращаются в их город мастеров. Есть даже такие, кто за год успел побывать здесь более 100 раз. Тем более что каждая мастерская здесь работает по нескольким сценариям, рассчитанным на разные возрасты и ситуации, так что и во второй, и в третий раз ребенок узнает что-то новое. И пусть в городе мастеров дети лишь играют в пекаря или врача, это редкая возможность примерить на себя разные жизненные роли, научиться соблюдать законы, зарабатывать, тратить и, наконец, понять этих странных взрослых, которые каждый день ходят на работу.

А знаете ли вы, что...

В «Мастерславле» более 150 мастерских и около 300 сценариев, по которым они действуют. Особенность «Мастерславля» - национальный и исторический колорит. Так, в городе есть Каретная площадь, Колымажная улица, Академгородок и т. д. В городе действует табель о рангах: чем больше ребенок потратит на повышение своей квалификации, тем выше продвинется по служебной лестнице - от подмастерья до старшего мастера - и тем больше будет его зарплата. Есть здесь и Центр добрых дел, где детей знакомят с особенностями жизни людей с ограниченными возможностями здоровья.
Другие детские парки профориентации в России - «Кидбург», «Кидзания» (всемирная сеть  вскоре должна открыться в Москве).