А между тем педагогика и  психология отмечают в игре такие важные особенности, как:
- полифункциональность - возможность личности стать субъектом деятельности, а не пассивным потребителем информации, что крайне важно для эффективности учебно-воспитательного процесса;
- игра относится к косвенному методу воздействия: играющий не ощущает себя  объектом   воздействия кого-либо, а является полноправным субъектом деятельности;
- игра - первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль  в  развитии  личности,  в формировании  свойств и обогащении ее внутреннего содержания;
- игра - сложное социально-психическое явление уже потому, что это не возрастное явление, а личностное.

Потребность личности в игре и способность включаться в игру характеризуются  особым  видением  мира и  не связаны с возрастом  человека. Однако стремление  к  игре  взрослых  и  детей  имеет различные психологические основания. Умение людей входить в игру влияет на эмоциональный тон общения, создает настроение окружающим.
Игра - это сложное  социально-психологическое явление, при  достаточно  осознанном  отношении она становится средством самообновления, самосовершенствования,  преодоления внутреннего конфликта. Игра по своему  происхождению и содержанию социальна.
Лев Семенович Выготский в своей книге «Воображение и творчество в детском возрасте» замечательно сказал: «Игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются   социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности».

Так чем же помогает игра, а точнее настольная игра, психологу или педагогу работать с различными возрастными категориями детей?
Начальная школа - самый подходящий период для настольных игр. В отличие от игры-импровизации у настольной игры есть очередность хода и четкие заранее оговоренные правила, обязательные для всех игроков. Играя в настольную игру, ребенок учится соблюдать  правила, контролировать свои желания, эмоции, темперамент. Добровольная договоренность и готовность честно ее соблюдать закладывают в ребенке способность быть частью сообщества - семьи, школьного класса... Настольная игра учит уважать права и свободы других людей вне зависимости от отношения к ним. Научив ребенка игре, где есть правила, гораздо легче договориться с ним относительно правил поведения. Осознав, что такое правила, и поняв, что их соблюдение сближает и объединяет, ребенок уже не будет воспринимать распределение обязанностей между членами семьи как давление и доминирование со стороны взрослых.
Если доступны только компьютерные игры, в которых тоже есть правила, но нет возможности их нарушать и нет живых игроков-свидетелей, то вместо умения уживаться с другими людьми ребенок научится лишь  избегать всех, кто ему неудобен, и прятаться в виртуальной реальности. Реальное же взаимодействие в процессе игры дает детям важный опыт терпимости к характерам друг друга и уважительного живого общения.
Настольная игра - это всегда испытание и тренировка личных качеств - умения сосредоточиться, думать, быть вежливым, доброжелательным, терпеливым, великодушно выигрывать и достойно проигрывать. Хотите узнать своего ребенка и его окружение? Пригласите их поиграть в интересную настольную игру, и к концу партии вы будете знать про них почти все. Настольные игры позволяют легко и непринужденно беседовать во время партии, вынуждают игроков общаться и реагировать на возникающие игровые ситуации. Можно смело рекомендовать настольные игры и как средство диагностического инструмента, и как замечательное лекарство от многих неурядиц в семье.
Замечательно для начальной школы подходят такие игры, как «Башня с привидениями», «Сырный замок» «Уга-Буга», «Барабашка», «Барамелька» и другие. Есть прекрасное собрание игр «Сундучок знаний», где можно найти игры в одном стиле, но по разной тематике - математика, искусство, Россия, азбука, природа, английский и т. д.
С возрастом игра перестает быть необходимым связующим фактором отношений. Подростки уже способны проводить время, проявляя личный интерес друг к другу и обсуждая интересные им темы вне игрового процесса. Это признак взросления и сформировавшейся, осознающей себя личности. Адаптивные функции игры отступают на второй план, на первый план выходит развивающе-образовательная функция современных игровых разработок. Здесь не только тренировка памяти, внимания, логического мышления, воображения и других познавательных процессов, но и помощь в освоении учебного материала любых дисциплин.
На помощь могут прийти такие игры, как «Эволюция» (создание экосистемы), «Эрудит», «Дикие джунгли», «Скрабл» (развитие словарного запаса, интеллекта), профориентационная игра «Кем быть?», игра по правам школьников «Кималое», серия «Таймлайн», направленная на познание мира науки и открытий, «Диксит» (развитие коммуникаций и ассоциативного мышления), «Запретная пустыня», всемирно получившие признание игры «7 чудес», «Билет на поезд», «Пандемия».

С педагогическим составом очень хорошо играть в игры для большого количества человек. Они создают ту неформальную, позитивную обстановку, которая положительно влияет на психологический климат в коллективе. Это такие игры, как «Свинтус», «Мафия», «Активити», «Тик-так Бум!», «Дикие джунгли», «Угадай, что это!» и многие другие.
У взрослых, которые хотя бы пару раз пробовали поиграть в современные настольные игры, происходит такая привязанность к этому виду времяпровождения, что на протяжении всей жизни игра продолжает оставаться и приятным развлечением, и надежным способом завязывать знакомства и поддерживать отношения. Особенно это ценится в рамках семейного общения, в воспитании детей, в сглаживании разногласий и конфликтных ситуаций, так или иначе возникающих в нашей жизни.
Настольные игры бывают для разных возрастов, но лучшими настольными играми являются те, которые могут собрать за одним столом три поколения - бабушек, родителей и внуков. «Го», «Мондо», «Катамино», «Доббль», «Уно», «Ётта», «Дженга», «Алиас», «Марракеш» - семейные игры, которые очень сближают.

Но действительно ли все настольные игры такие замечательные и полезные?
Настольная игра - это не только соблюдение правил и общение, но и цель, которую нужно достичь. От этой цели и способов ее достижения во многом зависят польза и вред каждой конкретной игры.
Радость победы или выигрыша - это особое чувство, момент триумфа, возвышающий человека в собственных глазах и в глазах окружающих. Желание почувствовать себя победителем незаметно  переносится на принятие цели игры. И очень просто благородная, нейтральная и абстрактная цель - составить комбинацию, спасти, найти, прийти, заработать, построить - превращается в цель  аморальную - убить, украсть, совершить теракт, угнать чужую машину, обмануть, предать друзей и так далее. А такая победа  легко может подтолкнуть к неверному решению в реальности. Так что взрослым при выборе игры необходимо лучше следить за тем, во что играют их дети, и на этапе становления личности и формирования моральных устоев ограждать ребенка от плохих примеров для подражания и выработки ошибочных поведенческих схем.

Итак, что же дает нам игра?
Игра конкретна, ситуативна, уникальна, неповторима. Игра имеет особую  пространственно-временную организацию. Игра искусственна, идеальна, поскольку условна. У нее  есть  свои  правила, свои роли, свой сюжет, свои игровые задачи. Вне правил игра бессмысленна.
Игра добровольна. Роли в  игре  не  назначаются,  а  выбираются  самими играющими и вырабатываются в процессе игры. Сущность игры в ее  процессе,  а  не  в результате.
Игра трехпланова - каждый участник игры проявляет жизненную позицию, социальную функцию и  игровую  роль.  
Основной мотив вступления в игровое общение - потребность человека не как биологического или социального существа,  а  как  существа  культурного. Игра в этом ключе  вырабатывает  механизмы  саморазвития.  Человек в игре постигает свои жизненные смыслы, приобщаясь к  высшим  жизненным  ценностям коллектива.
Поэтому давайте поиграем!

​Мария СОКОЛОВА, педагог-психолог средней школы №7 Мурома Владимирской области