На первый взгляд то, о чем мы сказали выше, может показаться преувеличением, а то и вовсе не проблемой. Ведь наши дети не разучились говорить, они могут отвечать на вопросы, знают, как их задавать. Но давайте задумаемся! Все чаще в речи молодежи, особенно во время общения в Сети, встречаются усеченные формы слов и аббревиатуры. Несмотря на кажущуюся раскрепощенность, детям трудно познакомиться на улице с понравившимся человеком, у них мало тем для разговора при встрече. Даже находясь в школе, учась в одном классе, они общаются через социальные сети. Разве это не повод направить максимум усилий на формирование навыков общения, воспитать потребность в нем?

Коммунарство - известная всем образовательная практика, средство развития личности и ученического представления. Мы хотели бы представить свой опыт организации коммунарского сбора.
Программа школы актива «Коммунарский сбор» (далее - Сбор) направлена на создание развивающей среды для раскрытия творческого потенциала, организаторских способностей, коммуникативных навыков личности через включение воспитанников в различные виды деятельности. В результате у участников формируются не только навыки, но и потребность живого общения и взаимодействия для реализации своих способностей. На протяжении всей программы Сбора участники не пользуются мобильными телефонами и другими гаджетами. Многие из них с удивлением отмечают, что вполне можно обойтись без Интернета, а общаться, глядя в глаза собеседнику, гораздо интереснее. Причем мы совершенно не запрещаем гаджеты. Просто строим программу таким образом, что у детей нет желания ими пользоваться.
На Ямале коммунарский сбор работает с 2001 года. За это время программу, основу которой составляют социально-психологические тренинги и коллективные творческие дела, освоили больше тысячи учащихся  в возрасте от 14 до 17 лет. Пять раз коммунарский сбор проводился на уровне региона. Участники - представители самоуправления всех школ города. Многолетний опыт показывает, что эта образовательная практика нужна детям. Возвращаясь после прохождения программы в школу, учащиеся становятся организаторами и активными участниками школьных и городских мероприятий. Многие из них остаются в городской организации школьников «Союз активной молодежи». О нужности и результативности программы говорит и то, что на итоговом огоньке на протяжении 14 лет от участников звучат слова: «Коммунарство - это маленькая жизнь».
Особенностью программы является то, что в ходе реализации запланированных мероприятий каждый участник постепенно раскрывает свой потенциал: тренинговые занятия психологов способствуют сплочению отряда и в то же время раскрепощению каждого учащегося. Мастер-классы педагогов-организаторов помогают раскрывать и развивать креативное мышление, творческий потенциал, формируют умение обосновывать  и воплощать в жизнь свои творческие замыслы, а грамотно выстроенная система КТД («Защита имени отряда», «Эверест», «Веселые старты», «Главное философское дело», «Хорошие песни о коммунарах», «Теоретический конкурс» и др.) позволяет закрепить на практике навыки, полученные в ходе изучения теории, и раскрыть свои способности каждому ребенку. Кроме того, формат выездной школы способствует приобретению важных для жизни навыков - самостоятельности, трудолюбия, ответственности  за полученный результат перед самим собой и перед обществом.
В стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года приоритетная задача - развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. В документах, регламентирующих образовательный процесс, большое внимание уделено воспитанию гражданских и нравственных качеств личности. Решение такой стратегически важной задачи возможно только при использовании активных методов, направленных на познание через практическую деятельность. Программа коммунарских сборов опирается на совокупность таких методов. Ее основу составляют практические дела, в ходе реализации которых учащиеся познают себя, открывают свои скрытые способности: умение читать стихи, уверенно держаться на сцене, организовывать свой отряд на выполнение важных дел, распределять обязанности между всеми, отвечать за свои действия и др.
Немаловажно и то, что ежегодно мы модернизируем и совершенствуем программу для эффективного решения задач, которые сегодня ставит перед нами жизнь. Одно из последних изменений - участие в работе родительского отряда, который наравне с детьми выполнял все задания. Это помогло родителям и детям по-новому посмотреть на увлечения и приоритеты друг друга, найти общий язык.
Общество говорит о потребительском отношении подростков к жизни. После участия в программных мероприятиях учащиеся, научившись самостоятельно принимать решения, распределять время и обязанности (педагоги не вмешиваются в жизнь отряда, хотя готовы подключиться в любую минуту), осознают важность и необходимость воспитания в себе активной жизненной позиции.
Молодежь мало интересуется историей и не знает культурных традиций России. В ходе реализации образовательной практики идет постоянное обращение к истории и традиционным ценностям (об этом говорят и названия программ: «Россия - Родина - Ямал!» - 2015 год, «Ямал: народ, единство, созидание» - 2014 год, «Ямал - уверенное будущее!» - 2013 год и т. д.).
Несомненным плюсом программы является ее воспроизводимость и адаптивность к местным условиям и имеющейся материальной базе. Достаточно подобрать подходящее помещение, составить программу, исходя из своих возможностей, подобрать необходимый реквизит, проработать с учащимися и их родителями правила, регламентирующие участие в коммунарском сборе, - и успех обеспечен.
Мы, педагоги, сегодня в большей степени, чем семья, несем ответственность за воспитание детей, а значит, и за наше общее будущее. Мы не говорим, что это правильно. Естественно, воспитывать должна семья. Но факт остается фактом. Единственный эффективный воспитательный институт в наше время - школа. Но чтобы воспитание не сводилось к изрядно поднадоевшим морализаторским речам, нужно использовать новые формы, интересные и понятные для детей. Коммунарский сбор - именно такая форма. Поэтому имеет смысл воспользоваться имеющимся в этой области опытом и попробовать реализовать программу на базе своей образовательной организации.
Обращаем внимание на то, что программа легко варьируется и ее наполнение может быть разнообразным.

1 ноября - отъезд из Ноябрьска
1810 - сбор на станции Ноябрьск-1 (Дальний СМП)
1911 - отправление поездом №377, вагоны 1, 2 (время местное)

2 ноября - день заезда
1525 - приезд в г. Тюмень
1700 - приезд в лагерь
1700 - 1730 - расселение
1730 - 1830 - «Вместе весело играть»
1830 - 1900 - ужин
1900 - 2100 - время на самоорганизацию, отрядные огоньки
2100 - 2200 - большой огонек
2200 - 2300 - подготовка ко сну. Большой совет. Планерка орггруппы
2300 - отбой

День I (3 ноября)
830 - 845 - подъем
845 - 900 - зарядка
900 - 930 - завтрак
935 - 1030 - общий сбор
1030 - 1100 - «РВС»
1100 - 1120 - время на самоорганизацию
1120 - 1300 - тренинги 
1300 - 1330 - время на самоорганизацию
1330 - 1400 - обед
1400 - 1430 - время на самоорганизацию
1430 - 1510 - мастер-классы
1510 - 1715 - подготовка к защите имени отряда
1715 - 1825 - репетиции на сцене
1830 - 1900 - ужин
1905 - 2000 - защита имени отряда
2010 - 2110 - вечернее мероприятие «Русские узоры»
2120 - 2155 - отрядные огоньки
2155 - 2230 - большой огонек (фойе)
2230 - 2300 - подготовка ко сну
2300 - отбой

День II (4 ноября)
830 - 845 - подъем
845 - 900 - зарядка
900 - 930 - завтрак
930 - 940 - время на самоорганизацию
940 - 1010 - общий сбор
1020 - 1150 - тренинги
1200 - 1330 -  «Эверест»
1330 - 1400 - обед
1400 - 1500 - отрядное время, подготовка костровой площадки
1500 - 1545 - мастер-классы
1550 - 1715 - подготовка к ГФД, репетиции на сцене
1725 - 1825 - ГФД «Родина»
1830 - 1900 - ужин
1900 - 1920 - подготовка к вечернему мероприятию
1920 - 2020 - «Песни у костра»
2030 - 2110 - отрядные огоньки
2115 - 2215 - большой огонек
2215 - 2255 - подготовка ко сну
2300 - отбой

День III (5 ноября)
830 - 845 - подъем
845 - 900 - зарядка
900 - 930 - завтрак
930 - 940 - время на самоорганизацию
940 - 1010 - общий сбор
1020 - 1150 - тренинги
1150- 1200 - время на самоорганизацию
1200- 1310 - теоретический конкурс
1310 - 1330 - время на самоорганизацию
1330 - 1400 - обед
1400 - 1500 - отрядное время
1500 - 1630 - «Веселые старты»
1630 - 1830 - подготовка к итоговому мероприятию
1830 - 1900 - ужин
1910 - 2000 - итоговое мероприятие «Как слово наше отзовется»
2000 - 2020 - время на самоорганизацию
2020 - 2120 - вечернее мероприятие «В чуме весело живется» + обнимашки
2130 - 2200 - отрядные огоньки
2205 - 2245 - большой огонек
2245 - 2300- подготовка ко сну
2300 - отбой

День IV (6 ноября)
830 - 845 - подъем
845 - 900 - зарядка
900 - 930 - завтрак
930 - 940 - общий сбор (актовый зал)
940 - 1010 - фотографирование
1010 - 1130 - подготовка к аукциону и экспромту «Хорошие песни…»
1140 - 1325 - аукцион + закрытие Сбора
1330 - 1400 - обед
1400 - 1635 - подготовка к отъезду, сбор сумок, получение сухого пайка, трудовой десант
1640 - 1710 - выезд в г. Тюмень
1919 - выезд из Тюмени поездом №378 (время местное)

7 ноября - приезд в Ноябрьск
1650 - прибытие на вокзал Ноябрьск-1 (поезд №378, вагоны 32,34)

​Татьяна ЕРМАКОВА, директор; Людмила Шупилова, заместитель директора по УВР, Центр детского творчества города Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа