Как оказалось, в целом субъектам РФ удалось повысить заработную плату педработников до требуемого значения. Сделать это удалось за счет индивидуального планирования целевых показателей для муниципалитетов и образовательных организаций, благодаря личной ответственности директоров школ, а также путем расширения объемов и спектра дополнительных платных услуг. Правда, в отдельных случаях, чтобы повысить размеры зарплат педагогам, руководству пришлось даже брать кредиты. Отдавать их придется с процентами, а значит, сегодняшнюю проблему просто перекинули на завтра.
Но за все надо платить, и за повышение зарплат тоже. Выяснилось, например, что повышение уровня благосостояния педагогов странным образом совпало с увеличением их нагрузки, расширением функционала, увеличением наполняемости групп и классов на фоне оптимизации сети образовательных организаций и сокращения штатов. Проводя исследование, эксперты НИУ ВШЭ опросили большое количество представителей самых разных образовательных организаций и органов управления, причем сделано это было заведомо анонимно, чтобы люди смогли высказать свое мнение, не боясь последствий.
«В нашем детском саду самая большая заработная плата в городе, и я как заведующая этим горжусь. Потому что я собрала всех воспитателей и сказала: «Друзья, хотите получать зарплату? Значит, для этого нам нужно иметь больше детей и меньше воспитателей».
«Помимо того, что мы делали раньше - до, после и во время уроков, мы сейчас делаем очень много того, чего вообще не делали».
Темпы перехода сотрудников школ и детских садов на эффективный контракт весьма неоднозначны. В одних регионах на него перешли все без исключения в приказном порядке. В других - лишь небольшая часть педработников. При этом наибольший энтузиазм наблюдается почему-то не у руководителей региональных и муниципальных органов управления, а у директоров образовательных организаций. Сами же педагоги воспринимают ситуацию традиционно покорно, поэтому подписывают все, что им скажут. Или не подписывают, если не скажут.
Ожидалось, что повышение зарплат и внедрение эффективного контракта помогут привлечь в школы и детские сады молодежь. Действительно, в ряде организаций это помогло заметно обновить коллектив. Однако системно проблема качества кадров в образовательных организациях пока не решена. Это говорит о том, что дело не только и не столько в деньгах. Выяснилась и парадоксальная вещь: руководители просто не доверяют молодым сотрудникам, считая, что такие работники вряд ли смогут повысить показатели эффективности учреждения, не сумеют хорошо подготовить ребят к ЕГЭ, а это негативно отразится на рейтинге школы и зарплатах всего коллектива. Словом, кадровая проблема остается нерешенной, и эффективный контракт ситуацию не спасает.
«В детских садах остается большое число вакансий непедагогических должностей, так как на них не распространяется указ Президента России по повышению заработной платы и их заработная плата остается очень низкой, а возможностей у города обеспечить им более высокую заработную плату нет».
«Вы представляете, какой у меня кадровый голод в начальной школе! Когда пришли у нас стандарты начального и общего образования, пошел повальный исход. Раньше средний возраст педагога составлял 46 лет, а сейчас он явно больше».
«Только что в нашу школу пришел молодой специалист, который вообще не понимает, что к чему».
Безусловный же плюс проводимых реформ заключается хотя бы в том, что за последние пять лет неуклонно повышается количество учителей, считающих свою зарплату вполне конкурентоспособной. Что бы ни происходило в школе и стране, недовольных уровнем оплаты труда педагогов становится все меньше. Если в 2006 году соотношение первых ко вторым было 10 к 90, то спустя 8 лет их количество сравнялось, а сейчас оно составляет примерно 62 к 38.
Но даже у этой победной статистики есть обратная сторона. Дело в том, что раньше учителя огульно критиковали любые нововведения, говоря, что они мешают им обучать и воспитывать детей. Теперь они «распробовали» НСОТ и поняли, что при желании с ее помощью можно реально повысить свой заработок. Однако дети при этом стали всего лишь средством, а в ряде случаев они, как ни странно, даже мешают педагогам зарабатывать деньги по новой системе оплаты труда. По мнению ряда руководителей школ и детских садов, если раньше педагоги выполняли свой профессиональный долг, даже не вспоминая о деньгах, то теперь они требуют оплачивать им каждый шаг, каждое внеклассное мероприятие, каждое дополнительное занятие, экскурсию, поездку и пр. В таких условиях появляется соблазн проявлять какую-либо активность - участвовать в разных конкурсах, конференциях, проектах - не ради повышения качества образования, а для того чтобы продемонстрировать кипучую деятельность, которую теперь можно успешно монетизировать. Правда, сами педагоги придерживаются иного мнения.
«Тот, кто не хочет работать и зарабатывать, рано или поздно отсеется, потому что сидеть на минималке никому не интересно, а если ты не хочешь работать, тогда не начинай».
«Эффективный контракт тем и хорош, что я точно знаю, какую сумму денег буду получать».
«Скажем, если мой сотрудник что-то натворил, я предлагаю написать объяснительную, а потом достаю его эффективный контракт, должностную инструкцию и катаю приказ - нарушение пункта такого-то трудового договора, должностной инструкции. Боже мой, какое счастье, конфликта нет, инцидента нет!»
Так или иначе большинство руководителей образовательных организаций видят в эффективном контракте удобный для управления коллективом инструмент, который обеспечил ориентированность педагогов на достижение цели и помог более тщательно избегать неприятных ситуаций.
Повлиял ли эффективный контракт на качество образования, как он отразился на самом образовательном процессе? По словам директоров, среди учителей и учеников заметно увеличилось число победителей и призеров различных конкурсов и олимпиад, причем как очных, так и дистанционных (сетевых), стало гораздо больше желающих провести какое-нибудь спортивное, культурное, научное, воспитательное мероприятие, а также поучаствовать в нем. Можно, конечно, сделать вывод, что все это для отчета, для галочки. С другой стороны, подобная активность, если ее направить в нужное русло, может быть реально полезной для всех. Хотя, вынуждены констатировать участники исследования, все это косвенные результаты. Непосредственно же на качество образования НСОТ в целом и эффективный контракт в частности не влияют.

Соцопрос

По данным опроса, проведенного НИУ ВШЭ совместно с Левада-центром, в дошкольных учреждениях преобладают стимулирующие выплаты, связанные с дополнительной учебной нагрузкой - курсами, факультативами, кружками (24%), классным руководством и курированием групп (22%), выполнением административной работы (18%) и т. п.
В школах же акцент делается на конечных результатах: итогах ЕГЭ и ОГЭ (53%), активном профессиональном развитии педагога (39%), текущих учебных достижениях учащихся (39%), их личностных результатах (38%), методической компетентности преподавателей (31%) и т. д.