- Светлана Николаевна, с кем сегодня поддерживает отношения гимназия?
- Мы участвуем в международных программах школьного обмена, которые поддерживаются на правительственном уровне, тесно сотрудничаем с молодежной организацией «Европейский образовательный проект». Несколько лет существуют связи между нашей гимназией и школами городков Бад-Дюбен, земля Гессен, и Халле, Саксония; недавно завязались контакты со школой города Блуденс в Австрии. Осуществляется взаимный обмен группами школьников. Наших ребят стараемся отправить во время каникул, когда в Германии и Австрии еще длится учебный год. Они посещают уроки немецких педагогов, ведут проектную деятельность. Средние и старшие школьники учатся по полной программе наравне с хозяевами. Живут в семьях, познают быт, соприкасаются с немецкой культурой на уровне повседневности. Дети возвращаются окрыленными, с новыми впечатлениями и новыми друзьями.
- Насколько специфика учебного заведения определяет жизненный путь ваших выпускников?
- На днях гимназию посетил немецкий консул. Генеральное консульство Германии в Екатеринбурге - наш давний партнер. С 2004 года выпускники имеют возможность сдавать экзамен по немецкому языку образца DSD, который позволяет поступать в любой вуз Германии без языковых вступительных экзаменов. Это диплом очень высокого уровня, он бессрочный: на любом жизненном этапе человек имеет право приложить его к резюме.
За прошедшие годы диплом получили 64 ребенка: конечно, речь не идет о потоке, здесь штучный результат. «Золотым» стал выпуск 2014 года. 16 человек подали заявки на учебу в вузы Германии, 14 из них получили такое право, воспользовались им 12. Некоторые предпочли высшие учебные заведения Москвы и Санкт-Петербурга. Среди известных выпускников гимназии разных лет заместитель министра образования Свердловской области Алексей Пахомов, областной министр международных и внешнеэкономических связей Андрей Соболев, сотрудники консульств, представительств, совместных фирм. Иностранный язык - это портал в мир. Владение иностранным языком укрепляет внутреннюю основу человека и дает дополнительный ключ к дверям, которые дано открыть не каждому.
Антону Павловичу Чехову принадлежат замечательные слова: «Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек».
- Светлана Николаевна, провокационный вопрос. Замечательно, что российские дети познают иную культуру. Но хотелось бы, чтобы и нас лучше знала Европа?
- Чем свободнее наши дети говорят на иностранном языке, тем больше они могут рассказать о себе, о своей стране, делают русскую культуру более понятной и доступной. Прошедшим летом, например, в одной из немецких школ проводился день российской культуры. К нам обратились с просьбой научить русским национальным играм (речь шла о начальной школе). Мы вместе исполняли детские песенки, играли в «Цепи кованые», «Вышибалы», «Третий лишний».
Дети из Германии и Австрии, которые приезжают к нам, посещают уроки русского языка, который изучают у себя как иностранный, участвуют во всех делах школы. Живут тоже в семьях наших учеников и проживают обычные дни русской семьи: ходят на тренировки вместе с ребятами, гуляют с собакой в парке, вечером с родителями садятся у телевизора... Обмен - это всегда взаимный интерес.
- Сейчас в мире сложилась непростая ситуация, национальные вопросы получили острое звучание. Как на этом фоне строится патриотическое воспитание?
- Общаясь с представителями других народов, мы учимся понимать и ценить человека вне зависимости от национальности, а по его личностным качествам. Конечно, мы объясняем детям, что внутри одной нации есть разные люди. Фашисты и немцы - не одно и то же, фашизм может иметь любую окраску. Да, у наших государств были тяжелые периоды совместной истории. Сегодняшние поколения должны учиться жить в мире, находить точки соприкосновения и брать друг от друга лучшее в образовании, в культуре, в науке.
В год 70-летия окончания Второй мировой войны проводилось много мероприятий, направленных на сопряжение исторических путей двух государств. В Москве прошла конференция, на которую были приглашены школы, имеющие партнеров в Германии. Мы представили свой опыт сохранения исторической памяти. В День Победы наши ученики, педагоги и родители присутствовали в Берлине в Трептов Парке, где собрался многосотенный бессмертный полк, в его составе и немцы, и русские, и люди других национальностей.
- Светлана Николаевна, вы возглавляете педагогический коллектив гимназии два года и наверняка привнесли что-то из своего прежнего опыта.
- Я пришла в сложившийся коллектив со своими традициями, высоким профессиональным уровнем. Это стало для меня фундаментом. Конечно, что-то пришло со мной, например, контакты с Австрией, опыт работы в области билингвального образования. Немецким языком я занимаюсь всю жизнь, это смысл моей профессиональной деятельности, путь, на котором произошло становление как учителя. 12 лет я возглавляла городскую Ассоциацию учителей немецкого языка.
- Какие задачи вы для себя ставили как новый директор?
- Во-первых, укрепление традиций и имеющихся достижений. Сохранение исторической памяти, в том числе самой школы, очень значимо для образовательного учреждения. В декабре 2013 года основан школьный музей. Его роль трудно переоценить. Он помогает сформировать у детей отношение к школе как к семье. За руководство музеем взялся молодой учитель истории Максим Геннадьевич Елькин. Было отремонтировано и специально под музей подготовлено помещение. Фотографии, портреты, документы, исторически ценные вещи. Инсталляция части госпиталя: настоящая солдатская кровать, старое одеяло... К 70-летию Победы открылась первая экспозиция «Женское лицо войны». С этим проектом мы заявились на Всероссийский конкурс Центра гражданских инициатив «Идея» и стали его дипломантами.
Сейчас работаем над новым музейным проектом, который назвали кратко: МИД (музей истории династий). Меня до глубины души трогает верность многих семей данной школе. Преданность учебному заведению пронесена через поколения. Существуют «многоколенные» ученические династии, когда-то в 37-й учились дедушки, а теперь учатся внуки или правнуки. Откликнулся один из первых выпускников гимназии, которому сейчас 85 лет, прислал фотографию своего класса! Среди наших выпускников известный актер кино Александр Демьяненко, российский кинорежиссер Глеб Панфилов. Уважение вызывает и учительская преданность гимназии. Татьяна Витальевна Блохина имеет единственную запись в трудовой книжке, ее стаж больше 50 лет!
Во-вторых, моя цель как директора - это развитие, инновационная деятельность. Мы активно занимаемся билингвальным образованием, которое подразумевает сцепку «язык плюс предмет». Предмет не обязательно гуманитарного профиля, это может быть математика, физика, биология. Мы являемся городской инновационной площадкой по данному направлению (как и по музейной деятельности, и гражданско-патриотическому воспитанию).
- Можете ли вы определить для себя и озвучить для нас собственные «принципы директорства»?
- Первое слово - уважение. К той школе, в которую я пришла, к своим коллегам, к ученикам. Без этого качества, я убеждена, нельзя открывать дверь в директорскую деятельность.
Второе слово - развитие. Постоянное, бесконечное. Руководитель - это такой человек, который не только «виноват во всем и вся», но и отвечает за все и вся. Значит, он должен быть грамотен, обладать знаниями в разных сферах деятельности: юридической, правовой, экономической, психологической, хозяйственной. Спектр его познаний должен быть шире и больше, чем количество цветов в радуге!
Третье слово (или первое?) - учительская душа. Став директором, ты должен остаться педагогом. Не все разделяют такое мнение, появились современные менеджеры, которые приоритетными считают управленческие навыки. Это замечательно, это их право, но я для себя определила, что необходимо сохранить живую связь с детьми.

Екатеринбург
Слагаемые успеха
от Светланы ТРУХИНОЙ

    Уважение: к традициям и новациям, к педагогам, ученикам и родителям.
    Развитие: важен широкий спектр знаний и умений.
    Необходимо оставаться в душе педагогом.