- Александр Глебович, можно ли назвать интернет-систему «Мониту», ставшую в Сочи настоящим открытием, уникальной?
- Да, такая система разработана впервые в России. Она появилась в связи с вступлением в силу новых стандартов школьного образования и обновлением Федерального закона «Об образовании в РФ». «Мониту» может использоваться в качестве независимой оценки качества образования на различных уровнях. С ее помощью, например, можно получить представление о том, как влияет деятельность образовательного учреждения на личностное развитие учащегося, или выявить проблемы в работе образовательных учреждений на городском, муниципальном и региональном уровнях и дать рекомендации по их решению.
- Победа проекта «Мониту» стала своеобразным подарком к
70-летнему юбилею НИРО, который система образования региона широко отметила в ноябре. Естественно, в разные периоды менялись не только названия этого института, но и ключевые проблемы, над которыми он работал. Что актуально сейчас?
- Система повышения квалификации у нас всегда отвечала на запросы времени и стремилась быть на несколько шагов впереди. Так, в 1980-1990-е годы институт активно поддерживал новаторские движения педагогов, на его базе работали республиканские авторские школы. С 1994 года при содействии института учительство области стало активно участвовать в российских конкурсах профессионального мастерства. Мне, к слову, посчастливилось тогда стать первым участником такого конкурса. В 2000-х годах институт начал активно позиционировать себя на рынке проектной деятельности федерального и международного уровней. Запомнились и дали результаты, в частности, международный проект переподготовки учителей-гуманитариев, широкомасштабный эксперимент по обновлению содержания образования, совместный проект с Ярославским центром оценки качества образования по проблеме «Разработка комплексной системы анализа качества образования в субъектах РФ».
И сегодня Новгородский институт развития образования ищет новые формы работы. Например, хорошо зарекомендовала себя технология изучения потребностей педагогов, их ожиданий от курсов повышения квалификации. Уникален опыт НИРО по научно-методическому обоснованию и сопровождению внедрения инновационных моделей в системе воспитания, дошкольного образования, работы с одаренными детьми. Только по дошкольному образованию в Новгородской области действует более 20 инновационных площадок...
- Каковы перспективы развития НИРО?
- В числе перспективных направлений - формирование персонифицированной модели повышения квалификации, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
Само проектирование процесса повышения квалификации конкретного педагога начинается с формирования его заказа. Последний складывается из заявленной педагогом образовательной потребности, названной им самим его личной профессиональной проблемы в сочетании с анализом данных мониторинга качества результатов. На основе анализа потребностей и затруднений педагогов в НИРО обновляются и ежегодно проектируются новые программы.
В перспективе и расширение спектра программ ДПО для среднего профобразования, а также методического сопровождения профессиональных организаций Новгородской области. В планах также включение в содержание программ повышения квалификации предметной составляющей по общеобразовательным предметам, актуализация вопросов воспитательной работы и качества образования. Для этой работы будут привлекаться высококвалифицированные ученые из НовГУ, вузов Москвы, Санкт-Петербурга, зарубежные специалисты, в том числе из Белоруссии.
- Вторым большим подарком к юбилею НИРО можно считать открытие на базе института Центра российско-белорусского сотрудничества...
- На сегодняшний день у института заключены уже семь соглашений с образовательными организациями различных стран.
Новый Центр российско-белорусского сотрудничества - это структурное подразделение НИРО, которое станет заниматься международными научно-образовательными программами и проектами. В программе работы центра, в частности, организация обмена преподавателями, проведение международных конференций, семинаров, мастер-классов, лекций, культурно-образовательный туризм. Центр также будет оказывать информационную, правовую, организационную поддержку иностранным гражданам, прибывающим в НИРО, а также учащимся и преподавателям, которые отправятся за границу с образовательной целью. Важная часть работы центра - подготовка к изданию научных материалов. Пока официальных партнеров из Республики Беларусь у НИРО пять: это БГУ, Минский городской институт развития образования, Республиканский институт развития образования, Минский государственный машиностроительный колледж и юридический колледж БГУ.

Комментарии

Людмила СТАРКОВА, ректор Новгородского института развития образования:
- Новгородский институт развития образования ежегодно реализует более 50 дополнительных профессиональных программ повышения квалификации. Среднее число обучающихся по ним - более 3000 человек.
Уникальность наших курсов состоит в том, что программы обучения проектируются с учетом реальных проблем. Изучение этих проблем основано на анализе конкретной, подтвержденной соответствующими данными информации: например, данных мониторинга качества результатов деятельности педагога за последний год, данных опросов родителей и учащихся.
Еще одна особенность курсов заключается в том, что слушатели включаются в реальную деятельность через проведение опытно-экспериментальной работы, микроисследований, аналитических дискуссионных площадок. Таким образом, образовательные программы повышения квалификации и переподготовки превращаются из учебных в проектно-деятельностные.

Елена ТИМОШКО, доцент центра мониторинга
и дополнительного профессионального образования НИРО:
- Интернет-система «Мониту» была создана авторским коллективом из четырех человек, в который вошли доценты центра мониторинга и дополнительного профессионального образования НИРО Ольга Лепнева и Елена Тимошко, а также компьютерные специалисты из НовГУ Владислав Герасимов и Илья Никифоров.
Первыми системой «Мониту» заинтересовались директора школ, поскольку по новым ФГОС руководители образовательной организации несут ответственность за создание внутренней системы оценки качества образования.
Существует три вида результатов образования: предметные, метапредметные и личностные. Для изучения личностных результатов и оценки у образовательных организаций до сих пор нет четкого инструментария. Реагируя на эту потребность, мы создали свою методику.
Используется метод онлайн-опроса. Предлагаются три опросника: для учащихся 5-11-х классов, родителей и педагогов учащихся 5-11-х классов. В каждом опроснике - сочетание закрытых и открытых вопросов. На ответы требуется не более 30 минут.
По отдельным критериям происходит сбор информации, которая обобщается в сводные и итоговые отчеты. Они представляют собой таблицы и диаграммы. Так, итоговые отчеты представлены в форме трех таблиц: «Неперсонифицированная оценка качества личностных результатов основного общего образования», «Удовлетворенность субъектов качеством организации образовательного процесса» и «Удовлетворенность субъектов условиями организации школьной жизни».
Подробнее о нашей системе можно узнать на сайте www.monitu.ru.

Людмила ТАРАСОВА, директор Холмской средней школы, Новгородская область:
- Ежегодно в разных областях, районах проходят опросы по удовлетворенности качеством образовательных услуг. Зачастую опрашивают людей, которые вообще не связаны со школой, бездетных или тех, у кого дети давно окончили школу. На наш взгляд, такие опросы не показывают объективной картины. Поэтому мы решили провести у себя в школе мониторинг по системе «Мониту». Он проводился среди учащихся, родителей и учителей и показал объективную ситуацию именно в нашем конкретном учреждении. Результат удовлетворенности образовательными услугами оказался, на наш взгляд, очень хороший - почти 80%. В то же время этот мониторинг показал проблемы, над которыми нужно работать, например, по воспитательной работе.
В конце мониторинга мы получили отчет, в котором были представлены все данные, результаты, выводы, рекомендации, которые помогли нам скорректировать свою работу. В идеале хотелось бы повторить этот опыт через некоторое время, чтобы увидеть, удалось ли нам ликвидировать недостатки.

Великий Новгород

Справка «УГ»

Новгородский институт развития образования - одно из старейших учреждений в системе повышения квалификации педагогов в России. Институт сотрудничает с образовательными организациями Белоруссии, Финляндии, Польши, Казахстана, Германии. С 2013 года НИРО участвует в грантовой программе Европейской комиссии «Темпус IV: Экологическое образование для Беларуси, России и Украины». При НИРО действует школа «София» для одаренных детей.