На страницах социальных сетей встречаются такие аргументы родителей:
«Мой ребенок нормально справляется с домашними заданиями. Мы вместе делаем уроки. Иногда долго, мучительно, но выполняем все. Чтобы сделать домашнюю работу, мне приходится полдня провести в Интернете, чтобы узнать, как объяснить ребенку ту или иную тему».
На другом форуме мама пятиклассника разместила такое сообщение:
«Когда мой сын учился в младшей школе, домашних заданий практически не было. Учился он очень хорошо, почти на одни пятерки, и когда перешел в среднюю школу, запаса знаний ему хватило еще на два года. Я думаю, успеваемость зависит не от количества домашних заданий, а от профессионализма учителя. Домашнее задание - это в большинстве случаев перекладывание педагогами своей работы на родителей».
Очень точным аргументом в этом смысле стало высказывание в одном из интервью народного учителя России, директора центра образования №548 «Царицыно» Ефима Рачевского: «Чем хуже учитель и чем менее он профессионален, тем больший объем домашнего задания он задает».

Льюис Кэрролл:
 «Какие были обязательные предметы?» - спросила Алиса. «Для начала, конечно, Спотыкание и Терзание, - ответила Притворная Черепаха, - а потом были четыре правила Арифметики - Самолюбие, Рассеяние, Обезображивание и Высмеивание».

Нужны ли такие домашние задания детям? Домашние задания, которые требуют решения типовых задач, отработки уже освоенных действий, утратили популярность среди учащихся, так как они никак не связаны с жизнью и не позволяют детям предъявить индивидуальные результаты (проектные работы, художественные тексты, программные продукты, спортивные достижения). Подобные задания не связаны и с ситуацией необходимости приобретения знания, поэтому дети выбирают общение с одноклассниками, дистанционные образовательные курсы в Интернете, занятия с преподавателями университетов вместо выполнения тех домашних заданий, которые предложены учителем.
Поэтому возникает вполне закономерный вопрос: «Зачем? Какова цель таких заданий?» Если выучить, для того чтобы запомнить, то возникают все новые и новые вопросы:
    Сколько времени нужно потратить, чтобы выучить?
    Сколько времени необходимо, чтобы проверить, что выучено?
    Как долго дети будут помнить то, что выучили?
    Что с этим выученным делать потом?
На одном из форумов в сети Интернет описывают реальный случай, произошедший в школе. Когда у одной девочки спросили, выучила ли она слова (на дом было задано выучить иностранные слова), она ответила:
- Я все слова учила, весь вечер учила, но НЕ ЗАПОМНИЛА…
На странице интернет-форума, где учащиеся обсуждают школьные уроки и контрольные работы, один пользователь в ответ на высказывания о важности школы для будущей жизни опубликовал сообщение:
«Школа вообще не дает нормальных знаний. Все это понимают, поэтому и учиться не хотят. Надо заставлять себя заниматься дополнительно. Есть же куча разных сервисов. Одно задание в день вполне реально сделать. Пока ищешь ответ на один вопрос, прочитаешь столько всего, сколько за целый урок в школе не узнаешь».
Дети давно нашли и более простые способы выполнения бесполезных и неинтересных домашних заданий. В Интернете множество ресурсов, на которых учащиеся обмениваются готовыми решениями домашних заданий, и время их получения обычно не превышает 20 минут.

Чарльз В. Элиот:
«Цель свободного образования не в обучении, а в способности и желании обучения».

Можно сказать, что сегодня, когда в наших школах коренным образом поменялось многое - от технологий до оборудования, мы наблюдаем уникальную ситуацию с домашними заданиями, про которые можно лишь с грустью констатировать, что они остались такими же, как в 1962 году. Хотя есть и те учителя, которые осознают, что домашние задания не должны заменять урок и заставлять детей самостоятельно изучать предмет. В одной из социальных сетей в группе учителей иностранного языка опубликовано такое сообщение: «Я задаю задание примерно на 20-30 минут его выполнения. Обычно это грамматические и лексические упражнения. Стандартно 1 страница из рабочей тетради. Слова учить не задаю. Запомните, их все равно никто не учит. <…> На занятии давайте столько заданий на лексику, чтобы учить дома было ничего не нужно. Это потребует напряжения от вас, конечно, но, согласитесь, это более честно, вы же получаете оплату за свои усилия».
Такие педагоги понимают, что единственный способ вернуть домашним заданиям актуальность - это сделать их содержание полезным и важным для детей.
Может быть, уже пора признать, что решение типовых задач не главный результат общего образования?
Сегодня нам всем важно научиться организовывать учебную деятельность: разрабатывать задания, имеющие несколько способов решения; применять в обучении ситуации жизненной необходимости знаний; проводить защиты проектов и исследований; изучать динамику результатов каждого ребенка и, главное, предоставлять возможность выбирать различные домашние задания, а не делать обязательным выполнение одинаковых. Тем более что в Сети можно легко найти решения для всех заданий всех учебников с 1-го по 11-й класс.
Я не призываю школы и педагогов отказаться от домашних заданий, я предлагаю подумать и обсудить, какими они должны стать сегодня, задуматься о сути, смысле домашнего задания, ведь при правильной организации учебного процесса ребенку не придется заучивать неинтересный и бесполезный для него материал! Может быть, есть смысл построить урок таким образом, чтобы ребята захотели выполнить дополнительное задание? Может, домашнее задание должно быть таким, чтобы учащийся попросил его сам, потому что у него есть желание, стремление самому этим заниматься?
В этой связи вспоминается одна известная легенда - так называемая

Задача про барометр
Сэр Эрнест Резерфорд, президент Королевской академии и лауреат премии по физике, рассказывал историю, служащую великолепным примером того, что не всегда просто дать единственно правильный ответ на вопрос: «Некоторое время назад коллега обратился ко мне за помощью. Он собирался поставить самую низкую оценку по физике одному из своих студентов, в то время как этот студент утверждал, что заслуживает высшего балла. Оба, преподаватель и студент, согласились положиться на суждение третьего лица, незаинтересованного арбитра. Выбор пал на меня. Экзаменационный вопрос гласил: «Объясните, каким образом можно измерить высоту здания с помощью барометра». Ответ студента был таким: «Нужно подняться с барометром на крышу здания, спустить барометр вниз на длинной веревке, а затем втянуть его обратно и измерить длину веревки, которая и покажет точную высоту здания». Случай был и впрямь сложный, так как ответ был абсолютно полным и верным! С другой стороны, экзамен был по физике, а ответ имел мало общего с применением знаний из этой области. Я предложил студенту попытаться ответить еще раз. Дав ему шесть минут на подготовку, я предупредил его, что ответ должен демонстрировать знание физических законов. По истечении пяти минут он так и не написал ничего в экзаменационном листе. Я спросил его, сдается ли он, но он заявил, что у него есть несколько решений проблемы и он просто выбирает лучшее. Заинтересовавшись, я попросил молодого человека к ответу, не дожидаясь истечения отведенного срока. Новый ответ на вопрос гласил: «Поднимитесь с барометром на крышу и бросьте его вниз, замеряя время падения. Затем, используя формулу L = at^2/2, вычислите высоту здания». Тут я спросил моего коллегу-преподавателя, доволен ли он этим ответом. Тот наконец сдался, признав ответ удовлетворительным. Однако студент упоминал, что знает несколько ответов, и я попросил его открыть их нам. «Есть несколько способов измерить высоту здания с помощью барометра, - начал студент. - Например, можно выйти на улицу в солнечный день и измерить высоту барометра и его тени, а также измерить длину тени здания. Затем, решив несложную пропорцию, определить высоту самого здания».
«Неплохо, - сказал я. - Есть другие способы?»
«Да. Есть очень простой способ, который, уверен, вам понравится. Вы берете барометр в руки и поднимаетесь по лестнице, прикладывая барометр к стене и делая отметки. Сосчитав количество этих отметок и умножив его на размер барометра, вы получите высоту здания. Вполне очевидный метод.
Если вы хотите более сложный способ, привяжите к барометру шнурок и, раскачивая его, как маятник, определите величину гравитации у основания здания и на его крыше. Из разницы между этими величинами в принципе можно вычислить высоту здания. В этом же случае, привязав к барометру шнурок, вы можете подняться с вашим маятником на крышу и, раскачивая его, вычислить высоту здания по периоду прецессии.
Наконец, среди множества прочих способов решения данной проблемы лучшим, пожалуй, является такой: возьмите барометр с собой, найдите управляющего и скажите ему: «Господин управляющий, у меня есть замечательный барометр. Он ваш, если вы скажете мне высоту этого здания».
Тут я спросил студента, неужели он действительно не знал общепринятого решения этой задачи. Он признался, что знал, но сказал при этом, что сыт по горло школой и колледжем, где учителя навязывают ученикам свой способ мышления.
Студент этот был Нильс Бор, датский физик, лауреат Нобелевской премии 1922 г.».
(Текст взят с сайта просветительского медиапроекта об образовании Newtonew, newtonew.com/overview/science-humour-bsu; самое раннее упоминание задачи о барометре датировано 1958 годом, сборник «Ридерз Дайджест»; сама легенда считается творчеством доктора Александра Каландры, который рассказал об этом в учебнике 1961 г. «Преподавание основ математики» и опубликовал его в виде статьи в «Субботнем обозрении» в 1968 г.)

Альберт Эйнштейн:
«Бессмысленно продолжать делать то же самое и ждать других результатов».


Последний аргумент
Предрассудок о том, что учитель должен на каждом уроке задавать домашнее задание, бытует на протяжении многих десятилетий. На самом деле если мы углубимся в историю вопроса, то поймем, что законодательного акта, предписывающего обязательное выполнение учащимися домашнего задания, просто не существует!
Более того, единственным государственным документом, относящимся к домашнему заданию, был Декрет «Об единой трудовой школе РСФСР», в котором было указано, что «задавание обязательных уроков и работ на дом не допускается». Документа, обязывающего школу и учителей давать детям домашние задания, в России не было никогда. Наличие домашних заданий предполагала лишь классно-урочная система, поэтому в их необходимости никто не сомневался.
В статье 43 нового Закона «Об образовании в Российской Федерации» указано, что обучающиеся обязаны «выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы», но эту необходимость определяет сама образовательная организация, сегодня школа может изменить содержание домашних заданий, следуя интересам детей.
17 июля 2015 года утвержден приказ Минобрнауки России №734, который внес изменения в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, в котором нет указания на обязательное использование домашних заданий, но еще раз подчеркнуты требования Санитарных норм и правил о недопустимости перегрузки ими учащихся.
Проблема домашних заданий стала предметом для разъяснений Министерства образования и науки РФ. 18 июня 2015 года Министерством образования и науки России во все регионы направлены рекомендации, вновь касающиеся проблемы перегрузки учащихся. В рекомендациях указано, что образование предоставляют с учетом особенностей, склонностей, способностей и интересов учащихся, при этом учитель «может предусмотреть задания для самостоятельной подготовки учащихся», но это необязательный элемент рабочей программы.
При планировании домашнего задания учителю рекомендовано учитывать:
- суммарную дневную учебную нагрузку учащихся (количество уроков, проведение контрольных работ, мониторинга);
- день недели (начало/конец недели);
- плановые перерывы отдыха (предпраздничные, праздничные, выходные дни, каникулы);
- особенности психофизического развития учащихся и состояние их здоровья.
Трудно представить, чтобы автор учебника смог учесть рекомендованные критерии, предлагая домашние задания к параграфу учебника. Отбор заданий и планирование времени их выполнения полностью зависят от учителя.
Двигаясь по пути модернизации общего образования, учителя могут сохранять лучшие традиции российского образования, обратив свой взор вперед, к новым образовательным возможностям: использованию культурной среды и уникальной инфраструктуры родного города, выбору предпрофильного и профильного образования, применению электронного обучения, освоению знаний для реальной жизни.
Это темы, которые стоит обсуждать с учителями, родителями и, может быть, с нашими учениками.

P.S. Уважаемые читатели! Приглашаем вас к обсуждению этой острой темы. Высказывайте свои мнения и наблюдения на страницах «УГ». Ждем ваших писем по адресу: ug@ug.ru.

Марианна ЛЕБЕДЕВА, директор Городского методического центра Департамента образования города Москвы