- Александр Дмитриевич, эти нюансы, без сомнения, очень важны, однако хотелось бы знать возможности созданного вами портала «Российское образование».

- «Созданного нами» звучит не совсем корректно - список разработчиков ресурса достаточно длинный. Перечислять их не буду, сразу перейду к возможностям. Портал «Российское образование» не единственный, существуют еще пятнадцать, относящихся к системе образования. Он интегрирующий, призванный, так сказать, обслуживать все образовательное сообщество: обучающихся, обучающих, родителей, абитуриентов, ученых. Своеобразный «Яндекс» образования. Что в него входит? Учебная информация, которую можно разделить на первичную и вторичную. К первичной относятся учебные пособия, планы уроков, тесты, карты и прочие материалы. Вторичные представляют собой ссылки с краткой аннотацией на наиболее интересные методические разработки, вывешенные на сайтах российских образовательных учреждений: вузов, лицеев, гимназий.

- А принцип поиска нужной информации такой же, как в «Яндексе»?

- Не совсем. Возьмем, к примеру, слово «тайфун». В «Яндексе» достаточно набрать его, и на экране высветится вся информация, касающаяся этого грозного природного явления. В «Российском образовании» система поиска основана на четырехмерном рубрикаторе: по предметам (физика, математика, география...); по типу материала (тесты, методические рекомендации, учебные пособия...); по уровню образования (дошкольное, среднее, высшее); по аудитории (учителя, школьники, студенты, родители).

- Можно подумать, что понятие «тайфун» для школьников и родителей трактуется по-разному... Разве что с применением «тусовочной» лексики в первом случае.

- «Тайфун» в данном случае не характерный пример. Однако есть информация, которую необходимо фильтровать в зависимости от аудитории.

- Насколько я знаю, помимо информации по предметам, портал может предложить образовательные новости и обзор российской прессы. Есть ли возможность сузить, скажем, обзор прессы до географической тематики? Согласитесь, учителю географии незачем, да и некогда, просматривать всю периодику в поисках какой-нибудь новой «изюминки» об африканской саванне, например.

- Согласен, но, к сожалению, такого сервиса в портале нет.

- Что ж, обратимся к тому, что есть. Какие еще «диковинки» может предложить «Российское образование»?

- Образовательные стандарты, нормативные документы, а также всевозможные базы данных по учебным заведениям. Откроем, к примеру, Уфу. На экране представлены адреса и телефоны 40 образовательных учреждений города, число учащихся и преподавателей в каждом из них и даже занимаемые площади. Словом, вся информация, которой располагает министерство.

- В том числе и по школам?

- Только по тем, где есть серверы. Всех мы пока не в состоянии охватить. Замечу, однако, что НИИ Госинформобр взялся за разработку специального школьного портала, который будет содержать данные по всем общеобразовательным учреждениям страны, в том числе и номера их банковских счетов на тот случай, если кто-нибудь из выпускников захочет (когда вырастет) облагодетельствовать родную школу.

- Иными словами, портал «Российское образование» ориентирован главным образом на вузы?

- Скажем так, половина представленной информации касается высшего профессионального образования, 40 процентов - общего среднего. Оставшиеся десять охватывают дошкольное и среднее профессиональное образование. Мало материалов по системе переподготовки кадров из-за того, что информация о ней отсутствует в открытом доступе в интернете.

- Представим такую ситуацию: ребенок не ходил три месяца в школу. Может ли он наверстать упущенное методом «погружения» в портал «Российское образование»?

- Учебников (за редким исключением) в портале нет, поскольку опять-таки их нет в открытом доступе в интернете. Однако восстановить пробелы в знаниях можно с помощью рубрикатора: пройтись по учебным предметам и просмотреть информацию по тем или иным разделам.

- Почему школьных учебников нет в открытом доступе?

- Это так называемая платная информация. Далеко не все авторы и издательства согласны помещать ее в интернете. Сегодня наблюдается явный перекос в тематике портала: переизбыток материалов по истории и экономике и нехватка по другим предметам. Сбалансировать эту диспропорцию под силу лишь нашему министерству. Я имею в виду финансирование разработок электронных учебных пособий именно для открытого доступа.

- Финансирование всегда было и остается проблемой № 1 не только для образовательных интернет-ресурсов. Вероятно, есть и проблема № 2?

- Отсутствие стандарта метоописания. Поясню. Метоописание - это ссылка с аннотацией. Как я уже говорил, портал содержит такие ссылки на сайты учебных заведений, где вывешивается собственная информация по тому или иному предмету. Однако унифицированной системы обмена данными между порталами и сайтами пока нет. Где-то, например, предмет физика подразделяется на кинематику, динамику и статику, а где-то - на физику сплошных и несплошных сред. Может быть, не совсем удачный пример, но факт остается фактом - у преподавателя или школьника не должна болеть голова по поводу того, какое брать метоописание. Для этого и нужен стандарт.

...Как говорят, предела для совершенствования нет. Эта аксиома касается и учебных интернет-ресурсов. Возможно, весьма скоро не искушенный в электронных делах учитель сможет так же легко «бродить» по образовательным порталам и сайтам, как по своему кабинету.