Уже сейчас сотни тысяч человек учатся дистанционно. Например, можно вспомнить Современную гуманитарную академию. Перспективы самые широкие, хотя бы потому, что оно дешевле обычного способа в 2-3 раза.

Понятие дистанционного образования тесно связано со стремлением общества к открытому образованию. Вся философия открытого образования говорит о том, что человек должен иметь возможность самостоятельно выбирать время и длительность сроков обучения, учиться, несмотря на то, где он живет, сколько ему лет, к какой религиозной конфессии он принадлежит. Существующее образование - это целая система запретов, оно накладывает те или иные ограничения по всем оговоренным параметрам.

Кроме того, в идеале образование должно стремиться к индивидуализации обучения. Критерием повышения качества образования является сокращение количества студентов, приходящихся на одного преподавателя. Современные технологии позволяют сделать так, чтобы студент ощущал, что он один на один с преподавателем, при этом находясь в тысячах километров от него.

Конечно, до конца не готовы программы дистанционного обучения. По-настоящему полного набора курсов по всем специальностям нет ни у одного университета. Кроме того, в России очень мало электронных курсов, сделанных по всем правилам, то есть реализующих все достижения современных технологий - гипертекст, системы для самопроверки и контроля, чего нет в обычном учебнике.

Не стоит бояться, что введение дистанционного образования скажется на качестве преподавания. Ведь есть и очные вузы, где обучение ведется не на должном уровне. Все зависит не от формы, а от организации.

Впрочем, полный переход системы образования к дистанционной форме бессмыслен. Этот вопрос напоминает мне прежние дискуссии о том, что со временем компьютер заменит книгу, а телевизор - кино. Такое возможно, но только теоретически. На практике же каждый вид имеет свои преимущества, и их надо использовать, а не пренебрегать ими.

Николай БАРИНОВ, преподаватель Нижегородского университета: Необходимый минимум

Каждый здравомыслящий человек, который хочет жить в XXI веке, должен быть с информационными технологиями на ты. Не как создатель, но как пользователь. Для серьезного развития дистанционного обучения нужна серьезная компьютерная база. Необходима телекоммуникационная сфера, подключение к интернету, причем канал доступа должен быть высокоскоростным. Все это требует серьезных вложений. К слову сказать, действие программы компьютеризации сельских школ России в своей основе подразумевало оснащение школ мощной вычислительной техникой именно с тем расчетом, чтобы реализовывались возможности получения образования и по дистанционной форме обучения. Совершенно очевидно, что все будут развиваться, активно использовать такую форму обучения, но нужны время и финансовые, организационные и прочие ресурсы, чтобы оснастить все учебные заведения минимумом необходимого. Ведь объективно складывается, что у разных учебных заведений даже внутри региона - разные стартовые возможности, в том числе и по технической части.

Очень важно осмыслить это развивающееся направление и с научной точки зрения, и с методической точки зрения. Нужно учить новым методикам, а это абсолютное изменение не только состояния, но и содержания. Скорее всего это повлечет изменение стандартов в профессиональных учебных заведениях.

Очень важное место в дистанционном образовании принадлежит системе дополнительного профессионального образования, повышения квалификации, переподготовки. То, что делается здесь уже сейчас, на мой взгляд, тоже весьма серьезное продвижение.

Марина БЕРДЫШЕВА, заведующая информационно-аналитическим центром Омского областного института повышения квалификации работников образования: Техническое сопровождение хромает

Для молодежи ИКТ становятся все более актуальными и востребованными. А вот для учителя - это головная боль. Потому что педагоги сегодня не только прокладывают дорогу к знаниям, но и обеспечивают «техническое сопровождение процесса». В итоге техника «летит» потому, что учителя пытаются «лечить» ее самостоятельно. Думаю, для обслуживания школьных компьютеров должна быть создана специальная служба. Специалист в школе - это, вероятно, очень дорого, да и не всегда нужно. Может быть, нужен такой мастер в округе или даже один на несколько районов. Другое дело, что обслуживание и ремонт довольно дорогостоящи, но, если мы хотим сохранить базу, это необходимо. Понятно, что ни один компьютерщик работать за учительскую зарплату не будет. Так что, вероятно, это должно быть специальное государственное финансирование.