Думается, нет необходимости кому-то доказывать, что информатизация образования необратима, а коль так, то также понятно, что фигура учителя информатики сегодня становится одной из ключевых в школе и с каждым годом специалистов этого профиля требуется все больше и больше. Между тем абсолютно не погрешу против истины, если скажу, что, пожалуй, нет на нашем образовательном поле фигуры более замалчиваемой и менее всех обласканной общественным вниманием. Если о самой информатизации и компьютеризации школ время от времени говорят, то все равно при этом о проблемах «информатиков» даже в контексте, даже вскользь не упоминается - как будто святой дух, а не конкретные учителя несут на себе весь груз ответственности и бесконечных забот за решение множества порой невероятно сложных задач.

Что же нынче делается у нас в республике, в столице для того, чтобы помочь учителю информатики успешно выполнить социальный заказ общества, значимость которого трудно переоценить?

Все пытаюсь выстроить по степени важности проблемы, о которых пойдет речь, но, увы, не получается - одна тянет за собой другую, та - следующую...

Четверо приходят - пятеро уходят

Картина такая: из 1576 доуниверситетских учебных заведений республики - а это начальные школы, гимназии, лицеи - кабинеты информатики есть в 821. В них трудятся около 1400 учителей информатики.

В столице из 200 «информатиков» одна треть - бывшие программисты, одна треть - учителя физики, математики, перепрофилировавшиеся в «информатики» и остальные - молодые педагоги, выпускники трех вузов республики - Молдавского госуниверситета, Кишиневского и Тираспольского педуниверситетов, где есть факультеты по подготовке учителей данного предмета. В сельских школах республики картина несколько иная: в подавляющем большинстве здесь информатику преподают перепрофилировавшиеся учителя других предметов. Казалось бы, трех вузов на нашу маленькую республику вполне достаточно, чтобы обеспечить все учебные заведения квалифицированными специалистами, но...

Методист по вопросам информатики муниципального Департамента образования, науки, молодежи и спорта Светлана Голубева:

- К сожалению, пока вузовская подготовка отстает от требований дня сегодняшнего, и приходится много времени и сил тратить на то, чтобы помочь выпускнику вуза ориентироваться не только в самой компьютерной технике, но и в методике преподавания, овладеть новыми педтехнологиями. Научишь, поможешь, подготовишь, а он к этому времени уже готов к отъезду в Италию или в Чехию - на заработки. Практически половина, а то и больше молодых специалистов в течение года покидают школу. Правда, к концу нынешнего учебного года мы закрыли все кадровые «дыры», но какой ценой!

Недельная нагрузка учителей - от тридцати часов и выше, а бывает и по 46.

Надо ли говорить, что сверхперегруженному «информатику» не до самообразования и методобъединений - дай Бог дотянуть учебную неделю. А ученикам и родителям по вполне понятным причинам до этих учительских проблем нет дела, им подавай практические навыки пользования интернетом, научи самих редактировать текст, написать и отправить письмо, скачать из Интернета понравившиеся картинки или открыть собственный сайт. И они, конечно, правы, но готов ли сегодня «информатик» удовлетворить все запросы школьников и их родителей? Увы...

Подайте на компьютер!

А «увы», учительница - чаще всего она - в дырявых сапогах или в латаной юбке чувствует себя не наставником, а плохо одетой женщиной, и ничего с такой психологией не поделать. Аналогичные чувства и у учителя информатики, не имеющего дома собственного компьютера.

Заведующий кафедрой информатики лицея «Гаудеамус» Аркадий Малярович:

- Года три - четыре назад мы проводили опрос среди учащихся, выясняя, у кого из них есть компьютеры. Таких счастливчиков тогда были единицы. Нынче, по данным нашего же опроса, компьютеры есть примерно у 70% лицеистов. К сожалению, сегодня даже в столице мало учителей информатики, у которых есть дома компьютеры. О коллегах из сельских школ и говорить не приходится. В результате учителя как пользователи оказываются слабее своих учеников и научить могут немногому.

Прав был классик педагогики: «Учитель, воспитай ученика, чтобы было у кого учиться». Среди множества очень важных задач, стоящих сегодня перед школой и «информатиками», далеко не последнее место занимает воспитание вкуса у школьников при пользовании компьютером, осознание ответственности за публичность той информации, которую адресует подросток, по сути, всему миру. Кому, как не «информатику», умному, образованному, такая задача по плечу? Ну а может ли с ней справиться «сапожник без сапог», думается, и говорить не стоит.

Еще одна сторона той же проблемы «дырявых сапог». Если коллеги «информатиков», учителя других предметов, все же могут хоть время от времени позволить себе какие-то траты на необходимые пособия, то «информатикам» и мечтать о чем-то подобном невозможно, потому что книги по данной области знаний стоят очень дорого - от ста леев и выше. К чему мы об этом говорим? Ведь понятно, что государство не может сегодня или завтра подарить каждому учителю информатики по компьютеру, что, конечно же, было бы совсем неплохо. А к тому, что недавно принятая на государственном уровне программа поддержки молодых специалистов - не просто своевременное, а жизненно важное для будущего страны решение. Главное - не «заговорить» хорошее дело, главное даже при всей нашей бедности не откладывать на потом решение вопроса о повышении зарплаты учителям. Всем. Потому что вполне понятно, что выделять из учительского корпуса страны только «информатиков» никак не стоит - может получиться грандиозный скандал в «благородном семействе».

Кстати, о внимании высшей власти к информатизации образования республики: сегодня из 1576 школ Молдовы к интернету подключены всего 54. Как мы уже писали, появилась реальная надежда на то, что к новому учебному году школы республики будут «интернетизированы», потому что решение этой проблемы взял под контроль сам президент Молдовы. Нет сомнений, что при решении этой проблемы кое-что «перепадет» и «информатикам», но, бывая в последнее время в районах, нельзя не заметить, что пока большинство сельских школ остро нуждаются не только в интернете, но прежде всего в самих компьютерах.

Россия и Украина ушли далеко вперед

По мнению многих учителей, с которыми удалось побеседовать в процессе подготовки этого материала, для того чтобы дать всем школьникам необходимый минимум знаний по информатике, необходимо решить несколько неотложных задач.

Первая. Большинство кабинетов информатики укомплектовано давно устаревшими компьютерами. Те же, что приобретаются, чаще всего бывают не лучше имеющихся. Но разумно ли закупать технику вчерашнего дня, даже если она чуть дешевле?

Наверное, только у нас в школах на информатику с седьмого по девятый класс отводится всего по одному часу в неделю, а с десятого по двенадцатый - по два. Россия и Украина в этом плане уже ушли далеко вперед, там идет речь о преподавании информатики со второго класса.

Добавим: до сих пор не все классы обеспечены учебниками, например, нет учебника для 8-го класса «Алгоритмы и исполнители», нет и для двенадцатого, а те, что есть, по мнению многих учителей, тяжеловесны и не всегда вразумительны.

Вот такими заботами живут сегодня «информатики» нашей республики, но заметим: все-таки живут и делают свое дело, а у многих из них, особенно там, где есть реальная забота о будущем, это получается совсем неплохо. Один из таких примеров - технологический лицей ОРТ им. Б.З.Герцля. Достаточно сказать, что если в целом в школах республики один компьютер приходится на 66 учащихся, то здесь - один на семерых.

В школе открыт технологический центр ОРТ, а это две лаборатории информационных технологий, ресурсный центр, медиатека, сетевая лаборатория. Все школьные компьютеры объединены в единую сеть и образуют единое информационное пространство.

Излюбленным местом встречи школьников стал внутренний сайт школы, главная его часть - подборки «Готовимся к урокам», в которых сосредоточено все необходимое, включая домашние задания почти к каждому уроку и по каждой теме. Не случайно же эта школа занимает сегодня одно из ведущих мест в республике по уровню информатизации образования.

Предполагала рассказать еще об одном замечательном «информатике» - настоящем энтузиасте и очень грамотном специалисте. Звоню. Детский голосок отвечает: «А мамы нет. Она уехала в Голландию. Зачем? Картошку убирать, чтобы заработать денежку».

Кишинев, Молдавия