Несколько лет назад в холле первого этажа гимназии №1596 была создана экспозиция материалов о выпускниках. За четверть века их не десятки - тысячи! С фотографий смотрят, улыбаясь, Рита, Света, Настя, Женя, Ксюша, другие давние и недавние ученики. Нередко здесь звучат такие диалоги:
- Это же наш учитель географии Евгения Евгеньевна!
- Зато Светлана Александровна ведет у нас английский еще с подготовки к школе!
- У нас Анастасия Викторовна тоже!
- А Маргарита Евгеньевна у моего брата в саду логопед. Мама с ней в школе училась.
- Оказывается, Валентина Николаевна, которая в нашем саду физкультуру вела, раньше в школе работала. У нее папа учился.
Да, многие выпускники этого учебного заведения - родители нынешних учеников, а кое-кто стал коллегами своих бывших учителей. Нередко перед родительскими собраниями случаются настоящие встречи выпускников. То есть незримые нити преемственности так давно связали разные поколения жителей этого микрорайона Ново-Переделкино, что объединение четырех детских садов - №1755, 1757, 1815, 1889, школы №1013 и гимназии №1596 в единый образовательный комплекс - «Гимназия №1596» - было не случайным, а логичным действием.
Уже второй год коллектив живет и работает по-новому. Девиз «В детский сад, в школу - с радостью!» определил основные задачи. На педсовете совместными усилиями сформулирована задача повышения привлекательности учреждения, теперь на занятия по подготовке к школе малыши спешат в школьное подразделение №1, бывшую школу №1013. Обсудить вопросы методической работы учителя приходят в школьное подразделение №2, то есть в гимназию №1596. Они составляют единый коллектив и решают общие задачи. Не только в праздники, дни открытых дверей, но ежедневно все шесть структурных подразделений готовы показать свои достижения и таланты воспитанников.
В начальной школе обучение идет по программе «Школа России», ведущие принципы которой - органичное сочетание обучения и воспитания, развитие познавательных способностей детей. Почти два десятка увлеченных своим делом учителей применяют самые передовые технологии практической направленности обучения: информационно-коммуникативные, уровневой дифференциации, проблемных ситуаций. Развить личность каждого из 300 учеников начальной школы - основная цель образования в условиях внедрения ФГОС в начальной школе.
Приоритетность направлений образовательной подготовки в средней школе определяют и государственный, и социальный заказ. Через урочную и внеурочную деятельность уже с пятого класса начинается путь к будущей профессии. Создавая проекты, участвуя в олимпиадах, конкурсах и смотрах знаний, посещая мастер-классы, музеи, театры, ученики делают свой выбор. Победа во Всероссийской олимпиаде, конкурсах «И не прервется связь времен», «Эврика» или «Искусство познания» приводит ребят в МГУ, РУДН, МПГУ, МФТУ, МАИ, где сегодня учатся наши выпускники.
Сохранение традиций филологического ядра в гимназическом образовании делает наше учреждение привлекательным для новопеределкинцев. Высокие результаты при сдаче выпускных экзаменов по русскому и английскому языку свидетельствуют об этом лучше всего. Использование современных программ, эффективных форм и методов обучения, пособий нового поколения, в том числе мультимедийных, а при изучении английского языка - издательства Оксфордского университета, стало дополнительным инструментом для овладения профессиональными навыками в различных областях науки и экономики.
Не менее интересными оказываются углубленное изучение математики, информатики, физики. В то же время многие старшеклассники хотят развиваться в познании истории или обществознания, в этом им, безусловно, помогают увлеченные учителя, развивающие универсальные навыки и помогающие приобрести опыт в творческой и самостоятельной работе. Однако осуществлять профильное обучение в старших классах и не совершенствовать его было бы опрометчиво. Актуальная задача ближайшего времени - введение эффективного учебного плана не с десятого, а уже с восьмого класса. К этому времени, по мнению специалистов, уже можно определить образовательный вектор ученика, значит, развивая способности в интересных для него областях, в дальнейшем он сможет оценивать свои возможности в получении профессии.
Именно на развитие творческих способностей, выведение учащихся на индивидуальную траекторию развития с помощью здоровьесберегающих технологий, социализацию направлен учебный план дополнительного образования. Деятельность по наиболее востребованным учащимися направлениям - синтез социального заказа родителей и организационно-педагогических возможностей гимназии.
Развитие сети дополнительного образования, внеурочных занятий, несомненно, способствует формированию эстетического мировосприятия, физическому и творческому развитию детей и подростков, например, скоро десять лет творческому объединению «Звонкие голоса». Четвертый год команда гимназии успешно участвует в городском конкурсе «Дружбовидение», который проходит в рамках деятельности ЮНЕСКО. В прошлом году, представляя народный костюм Белоруссии, ученики заняли 1-е место. Дипломантами стали и солисты, участвовавшие в конкурсе «Эстафета искусств».
Начиная свой путь к успеху, профессии, признанию в детском саду, развивая способности в течение одиннадцати школьных лет, ребенок превращается во взрослого. Его ждет новый мир. А те, кто указывал дорогу, поддерживал, продолжают свой путь уже с новыми питомцами по дорогам Страны Знаний.

Дмитрий ПАРНОВ, директор гимназии №1596