Принятый в том же году Закон «О правах потребителей» тоже фактически определяет систему взаимоотношений тех, кто потребляет услугу, и тех, кто ее оказывает. Лето прошлого года ознаменовал выход нового Закона «Об основах общественного контроля». Задача Общественной палаты - фактически стать интегратором этой системы. Мы над этим работаем, пытаемся объединить всех, кто занимается различными формами общественного контроля. Все увеличивающуюся активность демонстрируют управляющие, родительские и экспертные советы. Нам важно вместе координировать нашу работу, выстраивать ее таким образом, чтобы она, несмотря на общественный характер, имела профессиональный уровень и служила развитию системы.

Елена ШИМУТИНА, заместитель директора Центра образования №548 «Царицыно»:

- Каждый 10-й родитель считает, что общественное участие действительно может изменить ход реформ и ситуацию в образовании. Наши родители готовы участвовать и взаимодействовать со школой в ходе подготовки различных мероприятий, участвовать в собраниях, проводить обсуждения, практически две трети родителей в той или иной степени готовы участвовать в независимой оценке качества и общественном контроле.
Как показывают исследования, проведенные Высшей школой экономики, родители пока готовы участвовать на уровне контроля, выполнения контрольных функций и процедур, в меньшей степени к внесению предложений. На наш взгляд, эти этапы идут постепенно, количество таких родителей возрастает. Они активно участвуют и в работе родительских комитетов, и в работе управляющих советов. С одной стороны, мы видим активных родителей, с другой стороны (это показывает опрос Высшей школы экономики), есть еще значительное количество родителей, которые готовы и согласны принимать большее участие, но они не знают, какие действия, какие механизмы, какие процедуры, какие у них есть права для участия и активного включения в школьную жизнь. Но наши родители, наши активные и заинтересованные граждане уже умеют формулировать общественный заказ системе образования.
 На нескольких семинарах мы рассматривали результаты работы управляющих советов, задавали вопрос, насколько учитывают интересы родителей, потребителей при формировании вариативной части образовательной программы. 10% родителей и пять процентов директоров на этот вопрос ответили положительно. Управляющие советы как раз та переговорная площадка, на которой формируют и согласуют государственные и общественные заказы. Мы вместе ищем ресурсы, мы вместе создаем условия и контролируем реализацию наших программ развития. Функции управляющих советов могут быть дополнены теми процедурами, которые необходимы для проведения независимой экспертизы, обсуждения, общественной проверки, то есть всего того, что входит в различные форматы общественного контроля.
Какие проблемы мы увидели? Большая часть родителей говорит о недостатке знаний законодательства и нормативно-правовых актов, когда возникают какие-то проблемные ситуации или надо провести общественный контроль, проверку, мониторинг, и дефиците навыков в области проведения таких процедур.

Елена СИДОРИНА, член Московского городского экспертно-консультативного совета родительской общественности:

- Осенью 2011 года при Департаменте образования Москвы был создан городской экспертно-консультативный совет родительской общественности. Родители, которые вошли в состав совета, - это не просто активные родители. Это родители - профессионалы в различных областях. Комиссии совета и входящие в них рабочие группы формируют по профессиональным направлениям деятельности родителей и актуальным вопросам, которые исходят от родительской общественности нашего города. Поэтому каждое обращение, каждый вопрос решается не разговорами на тему, а предметно-компетентными специалистами.
На сегодняшний день, наверное, самыми главными комиссиями, на которые хотелось бы обратить внимание, стали комиссия по контролю за качеством и организаций питания в образовательных организациях, по контролю за качеством ремонтных работ в образовательной организации, по правам ребенка, по безопасности и по обеспечению образования детей с ограниченными возможностями здоровья, по вопросам развития инклюзивного образования. Кроме того, члены экспертно-консультативного совета активно участвуют в работе управляющих советов. Они могут принять участие в работе управляющего совета образовательной организации по приглашению любого участника образовательного процесса. Специалисты проводят регулярно тематические консультации, дают мастер-классы для членов управляющих советов, для председателей комиссий и для всех желающих, кто хочет повысить свою компетенцию, узнать что-то новое, кроме того, участвуют в просветительской работе.
Отмечу новый проект члена ЭКС РО Ольги Голузиной «Профилактика негативных проявлений среди обучающихся», потому что формат этого проекта подразумевает проведение родительских собраний и общение с большим количеством москвичей, родителей, которые уже присутствовали на этих собраниях. Все они отмечают, что информация очень интересная, ее очень много, говорят о том, что хотят этот проект продолжать, получать новую информацию.
С ноября 2014 года в открытом доступе в прямом эфире два раза в неделю экспертно-консультативный совет проводит онлайн руководительские собрания. На селекторах мы всегда освещаем вопросы, которые касаются деятельности управляющих советов, их аккредитации. Кроме того, председатели и члены комиссий всегда знакомят родителей и с тем, как работает их комиссия, на селекторе всегда можно узнать о результатах проверок, которые они осуществляют.
Всю подробную информацию о деятельности экспертного совета можно получить на нашем сайте www.roditel.
educom.ru, выйти на него можно как с сайта Департамента образования, так и с сайта любой образовательной организации нашего города. В разделе «Обращения» каждый может оставить свой вопрос, просьбу, пожелание. Ни одно обращение у нас никогда не остается без внимания, мы всегда их рассматриваем и на каждое даем ответ.

Наталья АНПЕТКОВА, член Московского городского экспертно-консультативного совета родительской общественности:

- Экспертно-консультативный совет родительской общественности при Департаменте образования Москвы постоянно ведет работу по контролю и организации качества питания в образовательных организациях Москвы.
Задачи этого контроля состоят не в том, кто кормит наших детей, а в том, как кормят и насколько это соответствует качеству, безопасности и по возможности вкусовым предпочтениям наших детей.
Комиссия по контролю за организацией и качеством питания регулярно выходит в образовательные организации. Цель посещения не только проверка обращения родителей по поводу качества и организации питания, но и оказание помощи комиссиям, работающим на местах. Это может быть как консультация, так и практическая помощь.
Во время таких посещений члены комиссии проводят опрос-мониторинг по качеству питания, по любимым и нелюбимым блюдам, записывают пожелания учащихся, педагогов, представителей родительской общественности или просто опрашивают родителей на школьном дворе, когда мамы и папы (особенно начальных классов) приходят встречать или провожать своих детишек.
На пищеблоках образовательных организаций члены комиссии осуществляют контроль как за соблюдением требований СанПиНов, государственного контракта, так и за сервировкой столов, культурой приема пищи и внутренней организацией контроля питания.
Я назову основные пункты, на которые нужно обращать внимание всем комиссиям, которые занимаются контролем питания (к сожалению, эти пункты попадают под наиболее частые нарушения, которые встречаются на пищеблоках), это отбор суточной пробы и ее соответствие предъявляемым требованиям, проверка технологии приготовления согласно технологическим картам, соблюдение товарного соседства и маркировки пищевых продуктов, сроки реализации готовых блюд, условия хранения, сроки реализации сырья, соответствие поступившей продукции товарно-транспортным накладным, санитарное состояние пищеблока, соблюдение выхода готовых порций, санитарное состояние автотранспорта, санитарное состояние зала для приема пищи, сервировка столов, питьевой режим, качество как готовых блюд, так и поставляемой продукции, осмотр холодильного оборудования на предмет соблюдения режима хранения продуктов, предназначенных для детского питания, требования к посуде, предъявляемые нормами СанПиНов, сроки годности и реализации пищевых продуктов, за исключением сезонных, на момент поставки на базовые предприятия (базовым предприятием считают пищеблок каждой образовательной организации), требования, предъявляемые к поставке продукции для детского питания в образовательных организациях, требования к транспортной таре для пищевых продуктов. Как осуществляется приготовление салатов и сроки их реализации - это особый пункт, который надо смотреть, как и то, где обрабатывают сельдь, какова температура подачи готовых блюд, как соблюдают требования к хранению хлеба, к обработке яиц, выполняют санитарно-эпидемиологические требования к технологическим процессам приготовления блюд, требования к обработке овощей. Комиссии должны смотреть документы для информационного стенда, документацию, которая должна находиться на пищеблоке, выполнение требований к мясной продукции, к мясу птицы, используемой для детского питания.
Требования по нормативным документам СанПиНов: это порядок согласования ассортимента производимой и реализуемой продукции, рекомендуемый ассортимент буфетной продукции, требования к пищевым продуктам для школьного и дошкольного питания, принципы щадящего питания, требования к порядку, срокам прохождения медицинского обследования. А еще мы проверяем санитарные книжки, подготовку и порядок выдачи готовой продукции, два раза в год проводим контроль качества поставляемого сырья непосредственно на комбинаты. Со всеми службами, осуществляющими контроль питания в образовательных организациях Москвы, экспертно-консультативный совет работает напрямую, это Роспотребнадзор, МосГИК, Санитарно-эпидемиологическая служба, дирекция, независимая саморегулирующая организация, служба финансового контроля.
При необходимости мы готовы оказать помощь в обучении родителей, которые являются членами комиссий по контролю за питанием, созданных в образовательных учреждениях.

Татьяна ТОМИЛИНА, член Московского городского экспертно-консультативного совета родительской общественности:

- Система мер обеспечения безопасности детей и сотрудников в школе имеет комплексный характер. Проверка того, как реализуют эти меры, плановая работа.
Как проходит общественная проверка?
При посещении образовательного учреждения члены экспертного совета представляются сотруднику охранной организации и представляют удостоверения. Так как охранник - это лицо учреждения, они обращают внимание на его внешний вид, вежливость и корректность. Затем члены комиссии просят вызвать представителя образовательной организации, только после этого вместе с представителем организации мы проходим в учреждение, представляемся его директору и сообщаем цель своего посещения. Во время нахождения в образовательной организации членов экспертного совета, а приходят, как правило, двое-трое, а иногда и группа, обязательно сопровождают представители учреждения - ответственные по организации питания, за безопасность, сам руководитель учреждения или его заместитель.
Члены экспертного совета осматривают комнату отдыха сотрудника ЧОПа на предмет санитарного состояния, проверяют наличие договора на его питание; если таковой отсутствует, то проверяют наличие продуктов детского питания, в частности в холодильнике, наличие на рабочем месте сигарет и спиртного, журнал приема и сдачи смен, обращая внимание на совпадение дат с графиком дежурств (если обнаруживается несовпадение, то сотрудник ЧОПа должен предъявить приказ на подмену или подменный лист), соблюдение правил пожарной безопасности, наличие электроплитки.
Результат совместной работы дал, конечно, положительный эффект, такие нарушения, как соблюдение норм санитарии, пожарной безопасности, практически сведены к нулю, резко сократились ситуации обнаружения продуктов для детского питания.
Результативность таких проверок привела к тому, что представители СРО обратились с просьбой к председателю экспертно-консультационного совета Людмиле Мясниковой с просьбой о проведении тематических лекций для своих сотрудников о тех рисках, которые возникают в ходе неправильных действий сотрудников ЧОПа. Такие лекции мы проводим с 2014 года. В заключение скажу, что общественный контроль, конечно, необходим, но ни в коем случае не должен подменять функционал сотрудников учреждения.

Ирина АБАНКИНА, директор Института развития образования Высшей школы экономики:

- Я считаю, что сегодня налицо абсолютно недостаточное внимание педагогов, руководителей обязательных организаций, органов управления образованием к результатам деятельности контролирующих общественных органов. Я считаю, что они неквалифицированно подходят к тому, чтобы своевременно принимать решения. Мне кажется, что не только родительскую общественность, не только активных граждан надо готовить, помогать им быть открытыми к этому диалогу, но и педагогов, и руководителей образовательных организаций и органов управления образовательных организаций. Нам надо научить и педагогов, и руководителей слышать результаты контроля, вовремя принимать действенные меры, потому что это должно быть диалогом.