Глава 3

Организация разработок

Подготовка кадров

В отличие от книги, осуществляющей только передачу информации, ЭИР способны обеспечивать все компоненты учебного процесса: получение информации, практические занятия и аттестацию. Принципиально отличаются ЭИР от книги и в разделяемом компоненте: вместо описания объектов, процессов, явлений высокопоточные ЭИ могут дать адекватное представление окружающего мира, приближенное к виртуальной реальности. Низкопоточные сетевые ИР реализуют преимущества коммуникативности и производительности: вместо одной книги используется множество разнообразных источников. В обоих случаях становится возможным получение информации в новой активно-деятельностной форме - путем познавательного исследования предметной области.

Далее, от ЭИР практически полностью зависит содержание модернизации двух других блоков: компьютеры (и сети) подбираются в зависимости от технических характеристик ЭИР, а переподготовка преподавателей заключается прежде всего в получении навыков использования ЭИР в учебном процессе.

Однако, кроме использования продуктов, созданных профессиональными издательствами, желательно научить преподавателя разрабатывать собственные, хотя и более простые, учебные электронные продукты. Решение этой задачи имеет по меньшей мере два резона.

Отталкиваясь от традиционных аналогов в инфраструктуре и организации образования, можно сопоставить профессионально сделанное ЭИР с книгой, выпущенной специализированным издательством. Именно такие книги составляют нынешнюю основу учебных материалов в школе и вузе. Однако университетский профессор пишет еще «методички» для локального использования, а школьный учитель придумывает контрольные вопросы и (иногда) - новые задачи. Кроме того, оба они излагают теоретический материал на лекции/уроке почти всегда в собственной трактовке. Наконец, многие профессора и отдельные учителя рано или поздно приходят в издательство для профессиональной работы по созданию книги. Очевидно, что аналогичные возможности педагоги должны иметь и в эпоху компьютерных технологий обучения.

Вторая причина подготовки педагога-созидателя специфична для успеха любого нового дела. В частности, успех информатизации образования в значительной степени зависит от творческой активности педагогического корпуса. Невозможно представить, что отдельная группа сколь угодно продвинутых ученых проработает новые педагогические технологии до уровня воинского устава. Без творческого участия самых широких слоев педагогической общественности информатизация образования просто не состоится. Понятно, что технологии обучения, основанные на использовании ЭИР, значительно легче развивать, представляя электронный продукт «изнутри».

Наивно полагать, что все школьные педагоги будут сами себя обеспечивать электронными учебными материалами, достаточно сообразить, сколько учителей пишут полиграфические учебники. Трудно представить, что университетский профессор собственными руками соорудит ЭИР класса виртуальной лаборатории. Оценка количества разноплановых профессионалов, участвующих в создании мультимедиаэлектронного издания, ставит все на свои места.

Если просуммировать все множество знаний и умений, которые необходимо дать разным специалистам по разработке ЭИР, отчетливо просматривается необходимость открытия нового университета. Можно, конечно, пойти и по такому пути. Чтобы представить себе масштабы бедствия, в Республиканском мультимедиацентре Минобразования России специально сосчитали количество наименований программных пакетов, аналоговой и цифровой аппаратуры, используемых в РМЦ при создании образовательных электронных изданий и ресурсов. Всего насчитали 96 наименований программных инструментальных средств и 43 различных наименований аппаратных средств (43 - только названий, количество единиц - число следующего порядка).

Резюмируя, можно сказать, что основа решения задачи подготовки кадров - это ясное представление областей работы профессиональных разработчиков ЭИР и ниш, занимаемых в общем процессе создания электронного контента педагогами-практиками. Соответственно нужно различать профессиональную разработку ЭИР, разделяемую большой группой разных специалистов, и непрофильную работу над ЭИР, выполняемую априорно одним человеком, иногда - с помощниками из числа учащихся.

В целом структура подготовки специалистов по созданию образовательных электронных изданий и ресурсов представляется существенно разветвленной, многоуровневой и многопрофильной.

Всеобщим базисом служат теоретические знания по классификации и педагогическим возможностям ЭИР различных типов, а также эмпирические представления архитектуры и основных характеристик лучших отечественных и зарубежных образцов. Кроме того, всем разработчикам необходимы начальные знания технологического процесса и функционалов программных и аппаратных инструментальных средств. Существенным компонентом базиса являются также основы авторского и смежного права.

Следующий уровень подготовки предполагает разделение профессиональных и непрофильных разработчиков.

На первый взгляд обучение непрофильных разработчиков - это компиляция подготовки профессионалов в объемах, доступных для индивидуального усвоения. Однако по этому пути мы продвинемся ненамного дальше создания текстографических продуктов, т.е. иллюстрированных книг в электронном виде.

Более перспективное направление - использование открытых мультимедиасистем, рассмотренных во второй главе. В открытой системе педагог-практик опирается на модули, шаблоны и объекты, разработанные спецализированными издательствами в интерактивных аудиовизуальных форматах.

Тогда при подготовке непрофильных разработчиков можно сосредоточиться на изучении методик выбора вариативов и способов компоновки учебных блоков для решения тех или иных педагогических задач. А наиболее успевающим предложить изучение методов организации интерактивной мультимедиасреды путем заполнения шаблонов заданной архитектуры стандартизованными объектами. И при этом не требовать специальных знаний и навыков программирования и создания мультимедиакомпонентов.

Вообще говоря, контекст подготовки профессиональных и непрофильных разработчиков ЭИР существенно различается: будущие профессионалы углубляются в методы создания, а непрофильные разработчики - в методы применения ЭИР.

Действительно, главная цель переподготовки преподавателя - развитие новых педагогических технологий информационного общества. Инициирующим ядром этих технологий являются образовательные электронные издания и ресурсы.

В этом ракурсе доминантой переподготовки преподавателей является привитие навыков новой методической работы. Спираль развития этих навыков можно попытаться описать следующей последовательностью: первый опыт применения ЭИР в учебном процессе - методическая работа для адаптации процесса - методическая адаптация ЭИР (в том числе - путем создания авторского варианта), и затем - новый виток спирали от достигнутого уровня.

Как видим, в качестве разработчика педагог действует лишь на последнем этапе витка, основная часть траектории - преимущественно методическая работа. Соответствующая тенденциия должна превалировать и в переподготовке.

Подготовка профессиональных разработчиков имеет иную направленность. Требуется глубокое погружение в методы создания ЭИР с последующей дифференциацией по узким специализациям. Чтобы представить себе сложную мозаику необходимых знаний, умений и навыков, рассмотрим основы профессиональной разработки электронных изданий и ресурсов.

Терминологический словарь

Глобальная (компьютерная) сеть - географически не ограниченная компьютерная сеть. Обмен информацией осуществляется между компьютерами, сколь угодно удаленными друг от друга. Глобальные сети используют как общие линии связи (проводные телефонные линии, оптиковолоконные кабели общего назначения, спутниковые ретрансляторы и т.д.), так и специализированные (только для сети). Последние, как правило, фрагментарно. В итоге цифровой поток на компьютер конечного пользователя невелик - от десятков Кбит/с (телефонная связь) до сотен Кбит/с (специальный канал). Наиболее популярна сегодня глобальная сеть Internet. Любая глобальная сеть может быть связана с любой локальной или другой глобальной.

Данные - обобщенное понятие информационных массивов в компьютерной технике и информатике. По существу представляют собой единообразные массивы в двоичном цифровом коде, которые могут расшифровываться как текст или набор чисел, звук или видеоряд и т.д.

DVD - Digital Versatile Disk (цифровой универсальный диск). DVD визуально практически не отличается от CD-ROM, имеет те же размеры и внешний вид. В зависимости от типа размещаемой информации компакт-диски DVD подразделяют на DVD-video (записан видеофильм), DVD-ROM (записаны мультимедиаданные и программы), DVD-RW (заготовка, позволяет пользователю делать свои записи и перезаписывать, т.е. стирать старую и делать новую запись на том же месте). Более подробно - см. CD.