Смешанное обучение - это образовательная программа, которая совмещает в себе обучение с участием учителя (лицом к лицу), онлайн-обучение, предполагающее элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения, интеграцию опыта обучения с учителем. Тут надо особое внимание обратить на интеграцию опыта, так как речь идет о том, что мы можем использовать и практико-ориентированную проектную работу, и игры, и другие виды деятельности, которые позволяют привязать знания к жизни. Важный момент - самостоятельность ребенка, то есть его свобода, возможность контролировать путь, место и время обучения, так как, во-первых, это позволяет учесть индивидуальные особенности детей, во-вторых, все мы хотим вырастить взрослых, самостоятельных людей, которым не нужен погонщик для того, чтобы работали. Свобода выбора темпов, пути, времени и места позволяет тренировать навыки саморазвития, саморегуляции учащихся, учит их делать осознанный выбор, делает их авторами своего обучения.
Какие факторы влияют на результативность обучения? Чтобы ответить на этот вопрос, мы изучили и проанализировали российский и зарубежный опыт. Зарубежные исследователи выделяют четыре основных фактора:
- персонализация;
- обучение, основанное на мастерстве, предполагающее, что дети переходят к изучению нового материала только после того, как сдали и продемонстрировали владение предыдущим материалом, иными словами, мы складываем символическую стену из кирпичиков, и в ней не должно быть дырок;
- среда высоких ожиданий, которая формирует целеполагание, то есть у каждого ребенка должна быть его персональная высокая цель, к которой он стремится; собственно говоря, учитель должен помочь ребенку построить образовательную траекторию, которая приведет его к этой цели, и воспользоваться возможностями школы;
- очень важна ответственность ребенка за результаты обучения, так как пока человек не начинает осознавать: то, что делает, это зона его персональной ответственности, он не включится в сам процесс; если мы хотим, чтобы дети действительно работали и учились, а не мы их учили и пытались затолкать в головы знания или какие-то компетенции, нужно формировать какие-то навыки их работы с неживым материалом; пока ребенок не начнет работать сам, мы не получим того взрывного эффекта и внутреннего духа мотивации.
Кроме этих четырех факторов, которые выделяют зарубежные исследователи, есть еще два важных параметра, на которых, как мы считаем, нужно сфокусироваться. Они присутствуют в зарубежной практике, в успешной российской практике, но, к сожалению, в большинстве наших школ они не интегрированы в процесс. Во-первых, это проектная работа, которая практико-ориентирована и благодаря которой дети переносят полученные теоретические знания в реальную жизнь. Только тогда происходит перенос учебных метапредметных компетенций в реальность, только тогда мы можем сказать, что действительно выпускаем из школы детей, готовых к реальной жизни. Во-вторых, это групповая работа, которая происходит в коллективно-распределенной учебной среде, это значит, что дети у нас разбиты на группы и каждая группа работает как настоящая сплоченная команда, то есть те задания, что есть у детей, они не могут разделить на какие-то кусочки, а один человек не может выполнить все задание; для того чтобы выполнить задание, дети должны так сгруппироваться, распределить между собой обязанности, чтобы достичь максимального успеха. В таких командах дети должны попробовать себя в самых разных ролях, уметь работать не только со своими обычными партнерами, но и с любым учеником, с любым человеком, который попадет в команду. Это очень важный момент. Таким образом, при конструировании смешанного обучения есть и предметные, и метапредметные, и личностные результаты, которые складываются из уже перечисленных факторов.
Понятно, что тут важную роль играют информационные технологии. Мы освобождаем учителя от рутины, ученик получает мгновенную обратную связь, мы развиваем мотивацию ребенка, ограничиваем возможности списывания, а может быть, даже полностью их убираем, мы контролируем и ориентируем ребят на результат, с помощью информационных технологий создаем персонализацию обучения. Для того чтобы освободить учителя от рутины, система должна быть автономной, то есть ребенок, работающий со средой, должен иметь возможность работать без каких-то постоянных обращений к сайту учителя. Мгновенная обратная связь присутствует в большинстве информационных систем. Для мотивации мы используем геймификацию в айти-варианте. Списывание мы ограничиваем вариативностью, предоставлением огромного количества вариантов заданий, так что дети не могут списать друг у друга. Контроль появляется теперь и у ребенка, и у учителя, и у родителя, благодаря этому ребенок становится действительно строителем и владельцем своей образовательной траектории, потому что может контролировать то, что делает сам, понимает, что ему говорит учитель, когда, например, сообщает, что у него не получилось что-то, что он намеревался сделать. Маршрутизация - ориентация на результат, то есть если ребенок видит свой учебный маршрут, он может выстраивать путь к той самой своей высокой цели, которая у него есть. Когда ребенок видит перед собой маршрут продвижения к этой цели, это некоторый элемент геймификации, который позволяет ему понимать, насколько близко, на сколько шагов он приблизился к цели, позволяет ему контролировать свое продвижение вперед. Адаптивных моделей систем сейчас нет, но это дело недалекого будущего, так как есть много компаний, которые работали в этом направлении.
Сейчас наш центр проводит эксперимент по поиску результативных моделей для российской школы, у нас есть курсы повышения квалификации «Смешанное обучение как технология индивидуализации в общем образовании», к концу года мы планируем открыть стажировочные площадки, готовы и рады сотрудничать со всеми школами, которые хотели бы, с одной стороны, поделиться опытом, с другой стороны, хотят, чтобы мы помогли им проанализировать опыт применения смешанного обучения в школах.