Елена АКУЛОВА, учитель истории, педагог-организатор школы №73, Воронеж:
- В нашей школе, как и в других, ученикам всегда уделяется внимание. Но если возникает конфликтная ситуация, на первом месте должен быть не ребенок и не учитель, а справедливость. Сегодня учителю нелегко, родительские претензии иногда очень велики, иногда необоснованны, при этом некоторые родители имеют много рычагов влияния на школу и конкретного учителя. Администрация нашей школы это понимает и во всех конфликтах учитывает точку зрения учителя. Это помогает педагогам чувствовать себя защищенными. В принципе нельзя говорить, кто в школе важнее - ребенок, учитель или родитель, важно, чтобы справедливость была на первом мессе. Поэтому в сложной ситуации всегда выслушивают всех - и ребенка, и его родителя, и учителя, а потом принимается решение.

Мария СВЕТЛАКОВА, мама четвероклассницы, репетитор по английскому языку, Великий Новгород:
- Мне не нравится современная тенденция считать ребенка и его родителей заказчиками образовательной услуги, стремление некоторых таких «заказчиков» критиковать педагогов прилюдно. Я считаю, главный в школе  - учитель. К нему приходит за знаниями ученик. И этот ученик обязан в школе делать две вещи: вести себя хорошо и добросовестно учиться. Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, школа должна иметь право исключить ученика. Знаю, что в Германии, Великобритании действует именно такая система. Там для детей самое большое наказание - отлучение от уроков на одну-две недели. Если ребенок пропустит ту или иную тему, он не сдаст экзамены и не получит хорошую профессию, станет аутсайдером во взрослой жизни. Если учитель не справляется со своими обязанностями, тогда его надо увольнять. Но хороший учитель - в школе главное лицо. Надоели «мажоры» - ученики у дочки в классе, которые нагло обходятся с учителями, одноклассниками и даже охранниками. Это таких учеников нам предлагают считать главными?

Елена НИКОЛАЕВА, мама третьеклассника, Московская область:
- Главный, наверное, по факту директор. Как он решит - какие учебники выбрать, пускать ли родителей в фойе школы, - так и будет. Хотя наша директриса всегда кивает на вышестоящих товарищей из горотдела образования. Якобы от нее ничего не зависит, все решают за нее. В общем, неизвестно, как обстоит дело на самом деле. Но что точно могу вам сказать - ребенок никогда не бывает главным у нас в школе. Последний пример: вышли наши дети после каникул, и в первый же день учебы им дали писать две контрольные работы! Для чего, чтобы они двоек нахватали? Я спрашивала у нашей учительницы, она говорит: мол, так программа составлена, она одна для всех и наших каникул (они у нас нестандартные, каждая шестая неделя) не учитывает. То есть интересы детей школьное начальство не волнуют.