Учителя и школьный персонал не имеют опыта, знаний, запасных частей и соответствующего инструмента, чтобы заниматься обслуживанием компьютерных классов. За обслуживание государственного имущества должно платить государство - от 5 до 10% в год от стоимости оборудования. Для того чтобы государственные средства были потрачены экономно, нужен тендер.

Надежда МАРКЕР, учитель информатики школы №99, Омск: Бесценный товар

Обслуживать должен не учитель информатики, а платить - не школа. Часто ли приходится встречать контору, в которой порядка 20 компьютеров, но нет ни инженера, ни системного программиста? Задача учителя - учить, а не ремонтировать технику и настраивать ПО. В каждой школе, имеющей более 10 компьютеров, должен работать инженер, способный выполнять мелкий ремонт и выполняющий обязанности системного программиста и сетевого администратора. И заработная плата такого инженера должна быть раза в три выше, чем теперешняя заработная плата учителя высшей категории (о зарплате учителя - разговор особый), иначе ни один специалист работать в школе не будет. Кроме этого необходим и единый сервисный центр, занимающийся серьезным ремонтом. А платить должно государство. Школа производит «товар», не имеющий цены. Я бы сказала, бесценный «товар», от которого зависит будущее России. Сэкономив сегодня на образовании, мы завтра можем потерять целое поколение. На региональном уровне этот вопрос решать нельзя, платежная способность регионов разная. О каких равных возможностях тогда можно говорить?

Ирина ДРАКИНА, начальник Ресурсного информационно- аналитического центра Министерства образования и науки Омской области: Техническая помощь

В июне 2004 года между правительством и Министерством образования и науки Омской области было подписано соглашение о сотрудничестве, предусматривающее совместную деятельность по компьютеризации образовательных учреждений на основе софинансирования. Нам удалось довести обеспеченность компьютерным оборудованием сельских образовательных учреждений до 50 обучающихся на 1 компьютер при норме 80:1. Ведем переговоры с Фондом «Дети России» Минобразования РФ о выделении дополнительных средств на закупку компьютерного оборудования в Омскую область. В 2005 году мы планируем продолжить оснащение компьютерным оборудованием городских и поселковых школ, а также педагогических училищ.

В начале учебного года был организован Ресурсный информационно-аналитический центр Министерства образования и науки Омской области. Созданный в рамках эксперимента по ЕГЭ, он занимается отнюдь не только ЕГЭ. В его задачи входят и вопросы обучения, и обслуживание техники, и консультации. Набран штат «технических» специалистов, деятельность которых сертифицирована Министерством образования и науки России. У них есть свой микроавтобус - нечто вроде «скорой помощи» для школьных компьютеров. РИАЦ должен обслуживать лишь новые поступления техники - по федеральной и губернаторской программе. Ремонта пока никакого не требуется, компьютеры на гарантии. Наверное, года через два - три начнут ломаться, но к тому времени они скорее всего морально устареют и потребуется их замена. Не сможем заменить - будем ремонтировать. Думаю, что Федерация сделала уже многое, тем более что техника ставится на баланс школ, так что мы сами должны отвечать за компьютеры.

Елена СТОЛБОВА, директор гимназии №587, Санкт-Петербург: Самый ненадежный - ксерокс

Когда пятнадцать лет назад у нас появились первые компьютеры, мы сами находили фирму, которая бы обслуживала их, потом заключали договор с районным отделом образования. Позже роно полностью взяло на себя эту функцию. Сегодня оно заключает с обслуживающими фирмами договор, а наши учителя, как только происходит поломка машины, сообщают об этом. Сразу же приходит мастер и устраняет поломку, а при необходимости забирает компьютер, предоставляя нам другой. Это удобно. Никаких проблем с обслуживанием мы не испытываем.

Другое дело, когда с 2006 года мы перейдем на самостоятельный баланс. Тогда нам придется самим подыскивать фирму и заключать с ней договор, и здесь главное: найти добросовестных профессионалов.

Что касается частоты поломок, то в основном с регулярной периодичностью из строя выходит множительная техника - ксерокс. Порошок для него мы, кстати, покупаем сами. Принтер тоже приходится часто чинить. А самую большую нагрузку испытывает компьютер секретаря директора, поскольку через него проходит огромное количество документов. Он, как правило, требует повышенного внимания со стороны обслуживающей фирмы.