Продолжение. Начало в «ИКТ в образовании», №№ 6-14

«Зато мы делаем ракеты...», поэтому единственной возможностью «дотянуться» до отдаленных учреждений образования представляется использование спутника связи. Приемопередающие антенны слишком дороги, и на крышах школ устанавливаются преимущественно приемные «тарелки». Когда нет обратной связи, об интерактиве говорить не приходится, возможно только вещание. По формальным признакам оно не отличается от радио или телевидения, однако решает задачи отрасли, поэтому на рис. 2.9 обозначено как информационное.

Именно благодаря особой роли космической связи в российских условиях на рис. 2.9 спутник выделен как отдельный способ доставки контента, а классический Internet, чтобы не запутаться, обозначен кабелем.

Теперь рассмотрим текущее состояние множества электронных образовательных ресурсов, включающего как интерактивные ЭИР, так и контент электронных библиотек, оцифрованные документы, видеоматериалы и т.п.

Почтой рассылаются высокопоточные мультимедиапродукты на тиражируемых локальных носителях. На сегодня это самый дешевый для пользователя способ получения больших цифровых массивов.

Низкопоточные (преимущественно текстовые) информационные ресурсы занимают глобальную сеть (на рис. 2.9 - «кабель»). Runet является также телекоммуникационной средой для электронных библиотек. Анализ нынешнего состояния сетевого контента вызывает интересный вопрос: чем, собственно, учебные информационные ресурсы образца 2003 г. отличаются от содержимого электронных библиотек?

Действительно, подавляющее большинство учебных ресурсов Runet поддерживает только один компонент обучения - получение информации. Совсем невелико количество продуктов для тестирования (аттестации) и ничтожно мало практикумов. В таком случае отличие контента распределенных по разным серверам ресурсов от сконцентрированного в электронной библиотеке - только в наличии гипертекста, определяющего хотя бы первый уровень интерактивности внутри продукта. У распределенных сетевых ресурсов есть еще преимущество оперативности. Глобальную компьютерную сеть вполне можно рассматривать как средство массовой информации, среду передачи новостей. С этой точки зрения сетевые ИР ценны для быстроменяющихся областей знаний, новых наук и технологий. Однако если перечисленных признаков нет, содержимое библиотеки отличается в лучшую сторону так же, как изданный и представленный на рынке учебник отличается от «методички», подготовленной вузом для собственных нужд.

Конечно, Internet - это еще и базы данных, и отдельные моделирующие программы, форумы и чаты, представляющие, по сути, простейшую модель collaborative work. Но это другие образовательные продукты: информационно-справочные источники или разрозненные элементы образовательной среды, из которых еще предстоит скомпоновать полноценные учебные ЭИР, в методическом смысле соответствующие книге, а по спектру решаемых задач - превосходящие ее.

Информационное вещание через спутниковый канал в 2003 г. только начинается. Разумеется, существует огромное количество вопросов, главный из которых - полезное для образования содержание и организация вещания. Превращать его в учебное телевидение в век интерактивных технологий? Распространять нормативную документацию и приказы министерства? Перекачивать контент диска или отдельно взятого сайта? Распространять через космос отраслевые газеты и журналы? Конечно, в первом приближении напрашиваются ответы: бессмысленно, неэффективно, безумно дорого.

Но это в первом приближении. Вспомним бессмертную фразу из «Кавказской пленницы»: «Тот, кто нам мешает, тот нам и поможет!». Спутник впервые дает связь, хотя и одностороннюю, но с любым учреждением образования. Если рассматривать процесс в динамике, можно прогнозировать вполне разумные перспективные решения. Впрочем, даже нынешнее состояние классического вещания можно использовать во благо, разворачивая «недостатки и излишки» другой стороной, превращающей их в достоинства, более того, в необходимые шаги на пути информатизации образования. Детальное обсуждение эффективной организации информационного вещания выходит за рамки настоящей книги, можно лишь констатировать, что разумные предложения имеются.

Ближайшая перспектива совершенствования и повышения доступности электронных образовательных ресурсов определяется интеграцией возможностей перечисленных выше каналов доступа.

Создание ЭИР модульной архитектуры открывает сетевой сегмент для высокопоточных учебных мультимедиапродуктов. При этом традиционные способы распространения ЭИ на локальных носителях сохраняют свою значимость в обозримом будущем. Во-первых, по экономическим показателям, во-вторых, не следует забывать, что мультимедиа бурно развивается в направлении все более адекватного отображения реальности, что требует повышения связности и дальнейшего увеличения рабочего цифрового потока.

Главный недостаток информационного вещания - отсутствие обратной связи с пользователями - также может быть нивелирован доступными средствами. Как указывалось выше, информационное вещание мало отличается по существу от радио или телевидения. Но начиная с 1997 г. на ТВ успешно развиваются все новые формы обратной связи с телезрителями. Обратным каналом служит телефонная сеть общего пользования, и речь идет не о звонках зрителей в телестудию, а о компьютерной платформе интеллектуальной телефонии.

Интеллектуальная телефония (ИТФ) дает возможность интерактивного обслуживания абонентов в автоматическом режиме работы. Абонент, использующий обычный телефонный аппарат, по существу, становится компьютерным пользователем, поскольку взаимодействует с интерактивным компьютерным продуктом, размещенным на интеллектуальной телефонной платформе.

Компьютерные продукты ИТФ строятся на звуковом интерактиве, значительно более простом и привычном для человека, чем графический интерфейс на экране компьютера. Обращение с телефонным аппаратом не требует специальной подготовки, необходимой для пользователя ПК. Поскольку телефонная связь распространена повсеместно, стать пользователем ИТФ может практически каждый.

Интеллектуальная телефонная платформа размещается на междугородном телефонном узле и доступна любому абоненту в стране, набравшему телефонный номер с негеографическим префиксом 800 или 809. Например: 8-800-ХХХ-ХХ-ХХ. Семизначный номер Х определяет интерактивное приложение, к которому обращается абонент. Код 800 означает, что звонок для абонента из любой точки страны бесплатный (за связь платит владелец платформы), вызов с кодом 809 абонент оплачивает по заданному тарифу. Одновременно платформа может обслуживать сотни абонентов - пользователей различных приложений или одного приложения для всех. На практике это означает, что в сутки воспользоваться услугами ИТФ могут сотни тысяч человек.

Интерактивное взаимодействие с пользователем обеспечивается такими возможностями платформы, как распознавание речи, управление с телефонной клавиатуры, синтез речи по тексту, звукозапись сообщений пользователей, идентификация номера вызывающего абонента и др. Благодаря использованию технологии вариативного звукоряда у абонента создается впечатление общения с живым человеком.

Если проводить аналогию с глобальной компьютерной сетью, интеллектуальную телефонную платформу, оснащенную специальным программным обеспечением и наполненную содержательными ИТФ-приложениями, вполне можно назвать телефонным порталом. При этом главное преимущество ИТФ - общедоступность, определяемая повсеместным распространением телефонной связи и отсутствием необходимости специальной подготовки пользователей *. В то же время ИТФ обеспечивает удаленную работу с компьютером в полноценном интерактивном режиме, который настолько приближен к естественным голосовым способам общения, что не вызывает никакого психологического напряжения пользователя.

Спектр применений интеллектуальной телефонии достаточно широк. В предполагаемой области использования можно выделить решение образовательных, информационных, управленческих, социальных и PR-задач: канал обратной связи для информационного вещания, заказ учебных продуктов и методических материалов, образовательные соревнования, мониторинг решения задач отрасли, открытая приемная министерства и т.д.

Но самые интересные ИТФ-приложения раскрывают свои возможности в прямом эфире информационного вещания. Звуковой интерактив дополняется визуальным каналом, что позволяет решать множество новых задач. Реализация многоканального интерактива по принципу «один ко многим» защищена патентами РФ и носит название интерактивного телевещания.

Примером может служить распространение учебных ЭИР модульной архитектуры с помощью спутникового канала. Во всех школах страны учебный предмет в течение года изучается примерно в одном и том же темпе. Тогда представим, что программа интерактивного телевещания 10 ноября посвящена, скажем, законам Ньютона. В прямом эфире описываются имеющиеся вариативы И-, П-, А-модулей по данному учебному разделу (см. рис. 2.8). Выбранные в конкретной школе модули в режиме реального времени заказываются и пересылаются пользователю. Другой пример возможностей интерактивного телевещания - коллективное обсуждение проблем образования, реализация действительно всероссийского, без лукавства, педсовета.

Подобных примеров множество, важно представлять главную тенденцию - конвергенцию различных каналов доступа при соответствующей архитектуре электронных образовательных продуктов. Читатель уверен, уже добавил: «...и разумной политике информатизации российского образования».

В свете благих пожеланий хочется рассматривать и отдаленные перспективы (рис. 2.9).

В результате развития компьютерных сетей откроется широкополосный хDSL-доступ в крупных городах, а в отдаленных районах будет решен вопрос провайдерских услуг. Тогда «тарелки» в сельских школах будут использоваться для настоящего асимметричного доступа, решающего проблему эффективных образовательных ЭИР для школьников и открывающего новый уровень культуры информационного общества их учителям и родителям.

Стоит заметить, что в этом светлом будущем найдется место и для почтовой рассылки DVD-изданий, и для низкопоточных Internet-продуктов, и для вещания нормативов и циркуляров (в разумных пределах).