В выборке преобладали школы, имеющие по два и более классов в параллели, в рубежном тестировании участвовали 149 общеобразовательных школ. Выборка школ была подготовлена в сентябре 2003 года. Тогда же в школы - участницы рубежного тестирования - передали в электронном виде кодификатор по информатике, инструкции по работе с ним. Нужно было отметить изученные темы, собранные данные стали основой составления спецификаций рубежных тестов. За несколько недель до начала тестирования через методистов учебных округов спецификации тестов поступили в школы.

В соответствии с выработанной технологией проведения тестирования методические центры учебных округов посылали в школы экспертов, которые следили за соблюдением порядка проведения тестирования.

Рубежное тестирование по информатике, которое прошло в январе 2004 года, должно было выявить уровень подготовки по информатике учащихся 11-х классов и оценить его соответствие требованиям к базовой подготовке учащихся. В задачи рубежного тестирования также входило выявление тем и элементов знаний и умений, вызывающих у учащихся наибольшие затруднения, а также выявление уровня практической подготовки в области информационных технологий.

Содержание теста определялось на основе обязательного минимума содержания основного общего и среднего (полного) общего образования. При построении теста были учтены пожелания учителей и не включены темы, которые планировалось изучить во втором полугодии 11-го класса. Содержание теста было рассчитано на выпускников общеобразовательных учреждений, изучавших курс информатики на базе классов современных компьютеров с соответствующим программным обеспечением (уровень Б) по учебникам и учебно-методическим комплектам к ним, имеющим гриф Минобразования РФ.

Тест состоял из трех частей.

Часть А содержала 13 заданий с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных. Эти задания базового и повышенного уровня сложности на усвоение основных теоретических понятий и ключевых умений применять знания в стандартной ситуации. Их можно объединить в следующие тематические блоки: «Информация, методы ее измерения, представления и передача», «Компьютер и программное обеспечение», «Основы логики», «Основы алгоритмизации и программирования».

Часть В содержала по одному заданию с краткой формой ответа, предполагающему проверку умений базового и повышенного уровня сложности по темам «Арифметические операции в различных системах счисления», «Файлы и файловые системы».

Часть С содержала два сложных теоретических задания с развернутым ответом на преобразование логического выражения и составление программы и три практических задания базового уровня на проверку основных умений работать в графическом редакторе, текстовом и табличном процессорах.

Такая структура позволила сгруппировать задания по уровню сложности и выделить практическую составляющую курса информатики для проверки. (См. таблицу 1).

Проверяемые элементы содержания

Уровни сложности заданий:

Б - базовый,

П - повышенный,

В - высокий.

Типы заданий и ответов:

ВО - с выбором ответа; задание считается выполненным, если учащийся дал ответ, соответствующий коду верного ответа.

КО - краткий ответ; задание с кратким ответом считается выполненным, если учащийся дал ответ (число, значение переменной, путь к файлу или логическое значение выражения), соответствующий верному ответу.

РО - развернутый ответ; задание с развернутым ответом считается выполненным, если учащийся правильно записал последовательность преобразований логического выражения или программу.

ПР - практическое задание, практическое задание считается выполненным, если файл задания, сохраненный учащимся, соответствует заданному эталону.

Всего в тестировании приняли участие 2359 учащихся 11-х классов из разных учебных округов Москвы. (См. таблицу 2).

Сравнительный анализ результатов тестирования по отдельным темам и элементам знаний показал следующее:

Тема «Информация и ее кодирование»

Проверка знаний и умений по этой теме осуществлялась с помощью пяти заданий базового уровня с выбором ответа (А1, А2, А3, А4, А5) и одного задания повышенного уровня с кратким ответом (В1). Результаты показали, что учащиеся знали единицы измерения информации и умели подсчитывать информационный объем сообщений (70-90% выполнения), но недостаточно хорошо разбираются в принципах кодирования различной информации (54-63% выполнения). Также недостаточно глубоко проработана тема «Системы счисления», поскольку произведение арифметических операций учащимися в различных системах счисления вызывали затруднения (43% выполнения). Данные результаты можно объяснить следующим образом: умение подсчитывать информационный объем сообщений вызывало затруднения более чем у половины учащихся при тестировании в 1998 году, поскольку эта тема была новой и слабо отраженной в учебниках информатики. В настоящее время данная тема входит во все учебники информатики и не вызывает затруднений у учащихся. Освещение вопросов кодирования различной информации в современных учебниках информатики различается существенно, поэтому и уровень знаний и умений учащихся здесь невысок, он также зависит от количества часов, отводимых на информатику. Преподавателям следует обратить внимание на изучение тем кодирования различной информации, поскольку это системообразующие темы, связывающие такие блоки тем, как «Устройство компьютера и принципы работы процессора», «Системы счисления и логические основы ПК», «Технологии обработки различной информации».

Тема «Информационные технологии»

Проверка знаний и умений осуществлялась с помощью трех практических заданий (С3, С4, С5). Практические задания были выполнены примерно с одинаковым успехом.

Лучше всего освоены приемы работы с текстом, далее работа с графическими объектами и в электронных таблицах. Но задания выполнены только половиной учащихся, это говорит об определенных проблемах, которые могут быть связаны с оснащением компьютерной техникой, устаревшим программным обеспечением или недостаточным временем на отработку элементарных практических навыков.

При проверке практической части было выявлено незначительное завышение оценок из-за неотработанных критериев оценивания. Присутствовал незначительный процент списывания (сохранения чужих работ под своими именами). (См. таблицу 3)

Неутешителен тот факт, что 26% учащихся получили по информатике неудовлетворительную оценку.

Общие выводы и рекомендации

Результаты тестирования показали, что лишь 15% учащихся справились с заданиями на оценку «отлично». В то же время процент учащихся, получивших оценку «неудовлетворительно», составил 26%.

По просьбе методистов и учителей информатики необходимо ежегодное тестирование выпускников общеобразовательных учреждений по всему курсу информатики, поскольку рубежное тестирование не охватило всех тем.

Необходимо отработать технологию проведения итогового тестирования по информатике, приблизив его к формату единого государственного экзамена, а для организационной и содержательной работы привлечь методистов учебных округов.

Для автоматизации проведения и подведения итогов тестирования необходимо создание компьютерной системы.