Это, говоря профессиональным языком, центр информационной инфраструктуры образовательного учреждения, где организованы условия, способствующие формированию информационной культуры школьников, их самостоятельной активности, а также повышению профессиональной квалификации учителей с помощью средств новых информационных технологий.

Библиотечный медиацентр имеет в своей структуре достаточно разнообразный фонд медиаресурсов: энциклопедии и словари, электронные библиотеки, учебные издания, наиболее популярные из которых «репетиторы». Отечественный рынок цифровых образовательных ресурсов предлагает довольно большой выбор продукции. Но могут ли электронные учебные издания полностью заменить «бумажный» учебник? На наш взгляд, нет. Они еще не полностью удовлетворяют требованиям учителя.

Прежде всего цифровые образовательные ресурсы должны быть модульными. Содержание диска разбивается на модули по темам, урокам, видам информации. При этом электронное издание должно покрывать весь цикл учебного процесса: усвоение нового материала, закрепление пройденного, отработку знаний и умений, контроль. Оно должно включать в себя практикумы для отработки знаний, конструкторы тестов, позволяющие учителю настроить банк заданий «под себя», включить в него собственные наработки. Это, во-первых. Во-вторых, ресурсы должны разрабатываться на основе единых технических решений. Нужен очень простой, понятный интерфейс. В-третьих, цифровые образовательные ресурсы должны быть напрямую связаны с «бумажными» учебниками. Эффективность использования электронных ресурсов повысится, если каждый раздел учебника будет содержать непосредственные ссылки - файлы с иллюстрациями, моделированием опытов.

Наконец не менее, чем разработка качественных образовательных ресурсов, важно создание методик их использования.

Согласно оценкам экспертов электронные учебные издания покрывают не более 20-25% учебных программ российской средней школы. Однако постепенно образовательные учреждения сформируют собственные информационные пространства, и использование традиционных и электронных учебников позволит повысить качество образования.

В основе концепции развития школьного библиотечного центра лежит изменение качества обучения в школе, которое ориентируется на новые педагогические идеи и информационные технологии.

Чтобы библиотечный медиацентр успешно работал, необходимо выполнять несколько условий. Их можно разделить на три группы.

1) Основные: фонд медиаресурсов и аппаратуры для его использования; достаточные помещения; сотрудники, способные обеспечить работу техники, деятельность учителей и детей (индивидуальная и в группе); адекватное финансирование.

2) Поддерживающие: управление, организация образовательного процесса с библиотечными и медиаресурсами, техническая служба.

3) Первичные: планирование и осуществление деятельности, обучение и повышение квалификации, модификация и создание новых ресурсов для учебно-познавательных целей, консультационная служба и обслуживание детей и учителей.

Что даст медиацентр всем тем, кто переступил его порог?

Дети могут не только читать книги, периодику, но и получать доступ к CD-дискам, прослушивать и просматривать видеозаписи для подбора информации к докладам, сочинениям, рефератам, для подготовки к урокам, диспутам, семинарам. Одновременно школьник учится работать с «ключами» медиатеки: электронными каталогами, банками данных и другими программными средствами, справочными и энциклопедическими изданиями. Один из важнейших этапов создания единого информационного пространства школы - создание собственного сайта. Это позволяет обеспечить более динамичное развитие информационного пространства школы.

На базе медиатеки учитель может проводить занятия, требующие индивидуальной и групповой работы с самыми разными ресурсами. Подключение библиотеки к Сети «Интернет» позволяет ему задействовать учеников в телекоммуникационных проектах, олимпиадах и конкурсах. Учитель может получать информацию о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения и их использовании, об образовательных интернет-ресурсах.

Создание школьного библиотечного медиацентра - дело не одного года. Оно требует материальных затрат. Формирование фонда также дело чрезвычайно хлопотное. Оно сродни коллекционированию. А каждый серьезный коллекционер знает, насколько трудно бывает подчас найти экспонат, достойный коллекции в целом.

При создании библиотечного медиацентра необходимо обратить внимание на формирование информационной культуры школьника, умений и навыков работать с любой информацией, анализировать ее, уметь выделять главное. Меняется и роль школьного библиотекаря. Возникает необходимость в соответствующей профессиональной подготовке библиотекарей. Актуальным стал вопрос кадров. Невозможно одному-двум библиотекарям (как правило, именно столько сотрудников работает в библиотеках образовательных учреждений) выполнять увеличивающуюся нагрузку. Кадровая проблема школьных библиотекарей имеет много граней и вполне заслуживает рассмотрения на федеральном уровне. И до сих пор, увы, остается открытым вопрос статуса школьных библиотекарей.

Наталья КРУК, зав. читальным залом библиотеки гимназии №1, педагог дополнительного образования высшей категории, Новосибирск