В самом начале каждый выпускник школы или абитуриент получает комплект тестовых материалов. Результаты выполнения частей А и В вносятся в бланк ответов, развернутые ответы на часть С вносятся в специальный бланк. Технология первичной обработки заключается в автоматизированном считывании информации, внесенной в бланки. Поэтому эти документы выполнены в виде машиночитаемых форм, в которых четко определены поля для внесения информации, поля, с которых в процессе обработки информации данные будут считываться специальным программным комплексом. Информация, внесенная в бланки ответов, сканируется и распознается ЭВМ без участия человека, поэтому при заполнении бланка так необходимо точно соблюдать все инструкции, поэтому так много времени уходит на обучение выпускников правильному заполнению тестовых материалов. Тестируемый должен изображать каждую цифру или букву, тщательно копируя ее образец. Иначе программа может неправильно распознать символ и в документе появится неверная фамилия или неправильный номер документа. Таким образом, понятно, что для успеха ЕГЭ очень важна не только содержательная, но и чисто техническая сторона, в том числе и самое современное компьютерное оборудование, и самая современная технология обработки тестов.

Сегодня в России есть надежная технология: бланки ЕГЭ обрабатывают за 4 дня, и это очень сложный временной режим. Однако этого удается добиться, и региональные центры, оснащенные современной компьютерной техникой, в таком режиме довольно оперативно проводят проверку ответов участников ЕГЭ. Это позволяет сделать еще и технология, предложенная фирмой ABBYY. Вначале фирма предложила технологию ABBYY FormReader, предназначенную для обработки форм, заполненных от руки. Она победила в проведенном Минобразования РФ тендере и была использована для обработки результатов ЕГЭ в 2001 году, а после победы в тендере 2002 года и в следующем. Эта технологическая система распознает формы, заполненные от руки, и делает возможным обработку больших объемов различных анкет, опросных листов, заявлений и так далее. До ЕГЭ ее использовали в Министерстве по налогам и сборам для ввода налоговых деклараций, в Пенсионном фонде, в Федеральной службе налоговой полиции, в Госкомстандарте, в страховых компаниях, маркетинговых агентствах, различных фирмах и компаниях. То есть везде, где точность распознавания символов, написанных от руки, должна быть весьма высокой.

Работа компании была весьма высоко оценена, ведь она использовала как базовую широко известную в мире технологию ABBYY FineReader, получившую уже более 70 самых престижных наград от различных тестовых лабораторий и международных изданий за высочайшую точность распознавания. Понятно, что компания и дальше могла бы использовать эти разработки и особо не беспокоиться относительно ЕГЭ. Но уже в 2001 году появилась необходимость в разработке специализированного информационного продукта именно для проведения единого госэкзамена, который бы учитывал все нюансы широкомасштабного эксперимента. Так появилась программа ABBYY TestReader. Эта программа позволяла проводить самые разнообразные тестирования, контрольные работы и анкетирования и была высоко оценена администраторами в регионах.

Но, как это часто бывает, вскоре стало ясно, что и эта программа нуждается в некоей коррекции, и тогда компания сделала две ее версии-модификации: ABBYY TestReader Desktop и ABBYY TestReader Network. Причем у каждой была своя зона применения и свои достоинства.

Первая версия, простая однопользовательская программа, была предназначена для оснащения первичных пунктов обработки информации и могла быть применима в одном населенном пункте или небольшом регионе. Используя ее, один человек мог сам обработать более тысячи бланков ЕГЭ, заполненных от руки, а также других тестовых материалов, анкет и так далее.

Вторая могла быть применима там, где нуждались в обработке большого массива информации - например, большого количества бланков, одномоментно поступивших сразу из нескольких населенных пунктов. Построение этой версии основывалось на принципе «клиент-сервер», а работа - на конвейерном принципе обработки, когда вся работа разделена на несколько этапов и на каждом она максимально автоматизирована. Таким образом, даже если все выпускники во всех регионах участвовали бы в сдаче ЕГЭ, не было бы никаких проблем с проверкой их работ.

Однако ЕГЭ бывает раз в год и, наверное, слишком дорогое удовольствие ждать, когда в очередной раз понадобится для этого программа компании ABBYY. Кроме того, учителя должны осваивать технологию проведения ЕГЭ, а ученики тренироваться в ней. Словом, рациональным представляется использование разных проверочных информационно-компьютерных технологий в обычной повседневной образовательной деятельности - при проведении контрольных работ, экзаменационных испытаний, анкетирований и опросов. Возникает вопрос: а что, это всякий раз должно проходить с использованием бланков ЕГЭ? Вовсе нет, экзаменаторы могут создать свои виды проверочных и контрольных материалов, тех, что им удобны, а ABBYY окажет им свою технологическую поддержку, внедряя различные технологии автоматизированной обработки. Смысл такого подвижничества и открытости в том, что, чем больше ученики опробуют различных форм, тем успешнее они будут сдавать единый государственный экзамен. Тем более что сейчас у них будет выбор между экзаменом в традиционной и тестовой форме, и ABBYY хотела бы, чтобы выбор был сделан в пользу современных форм контроля уровня знаний.