Я строю внеурочную деятельность учащихся на следующих принципах:

1. Принцип открытости.
Младшие школьники планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы в предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний. Классный руководитель убедителен, предлагая ученикам те или иные мероприятия, должен чутко прислушиваться к мнению детей.

2. Принцип привлекательности будущего дела.
Классный руководитель должен увлечь учащихся конечным результатом выполняемого дела. Младшим школьникам присуща конкретность типа «Что будет, если...», им не интересны абстрактные и расплывчатые цели.

3. Принцип деятельности.
Младшие школьники - это учащиеся, которые, придя в школу, переживают бум деятельности. Им хочется активно участвовать во всех мероприятиях, которые проводятся в школе, ими движет желание получить похвалу, выглядеть успешным в глазах учителя и своих родителей. Ребятам интересны конкурсы, праздники, соревнования, театрализация и т. д. Все это будет способствовать личностному развитию и притягательности школы в глазах ребенка.

4. Принцип свободы участия.
Предлагая ребятам принять участие во внеклассном мероприятии, учитываю их мнение. Важно предоставить возможность выбора задания с учетом интересов ученика, его личных качеств и возможностей. Такой подход классного руководителя учит ребенка уже в младшем школьном возрасте ответственности за выполнение порученного дела и соизмерению своих сегодняшних возможностей с прошлыми.

5. Принцип обратной связи.
Каждое внеклассное мероприятие, большое или маленькое, заканчивается рефлексией. Совместно с учащимися обсуждаем, что получилось и что не получилось. Я изучаю их мнение, определяю их настроение и перспективу участия в будущих делах класса. Сама участвую в проводимом мероприятии. Это изменяет отношение учащихся к роли взрослого в выполненном деле, позволяет увидеть его значимость и необходимость в жизни учащихся.

6. Принцип сотворчества.
В этом принципе соединяются два слова: сотрудничество и творчество. Работая с младшими школьниками, предоставляю учащимся право выбора партнера по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой учащимися работы, стимулирует ее успешность. Организуя сотрудничество детей друг с другом, ни в коем случае нельзя выступать с позиции силы, всякая настойчивость взрослого должна быть аргументированна и оправданна.

7. Принцип успешности.
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Стараюсь видеть участие каждого ребенка во внеклассной работе и по достоинству его оценить. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово педагога, его жесты, мимика, интонация. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Эффективное взаимодействие педагога и учащихся - это залог успешного развития творческой активности младших школьников. Но на данной ступени оно невозможно без сотрудничества с родителями.
Творчество - это процесс создания чего-либо нового, причем процесс незапрограммированный, непредсказуемый, внезапный. При этом не принимается во внимание ценность результата творческого акта и его новизна для большой группы людей, для общества или человечества. Главное, чтобы результат был новым и значимым для самого творца. Самостоятельное, оригинальное решение школьником задачи, имеющей ответ, будет творческим актом, а самого его следует оценивать как творческую личность.

Развитие творческих способностей - что это значит?
Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.
Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих ученику самовыразиться.
В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

Творческая деятельность младшего школьника - это продуктивная форма деятельности учащегося начальной школы, направленная на овладение творческим опытом познания, преобразования, создания и использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры, организованная в сотрудничестве с педагогом. (См. таблицу.)

Внеурочная деятельность - важная, неотъемлемая часть процесса образования детей.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно правильное руководство.

Главная цель развития творческих способностей - воспитание подлинно творческой свободной личности. Для достижения этой цели определены следующие задачи:
- формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;
- развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;
- учить находить нестандартные решения любых возникающих проблем;
- воспитывать интерес к участию в творческой деятельности.
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьными учебниками, им не интересна однообразная работа на уроке, они читают словари и специальную дополнительную литературу, ставят вопросы и сами находят на них ответы в различных областях знаний. Подбирают дополнительный материал за страницами учебника, оформляют небольшие рефераты и защищают их.
Младшие школьники рассудительны, им свойственна способность к умозаключениям, их отношение к миру в достаточной степени носит игровой характер, что позволяет довольно легко относиться к окружающей жизни, к людям, не замечать трудности. В этом возрасте дети готовы как губка впитывать знания, предлагаемые педагогом. Чем интереснее и увлекательнее это делает педагог, тем больше удовольствия и восторга в глазах детей, тем больше интереса и любопытства, активности в усвоении знаний.
Моя главная задача в работе над развитием творческих способностей - вовлечь детей в активную творческую деятельность, помочь овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками. Роль учителя здесь - роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Для достижения этой цели я использую все возможные методы, формы и приемы работы, которые способствуют всестороннему развитию личности во внеурочное время.
Младшие школьники с удовольствием участвуют в различной интеллектуальной и творческой деятельности:
- интеллектуальных марафонах;
- школьных, районных олимпиадах, интернет-олимпиадах;
- творческих интеллектуальных играх;
- творческих конкурсах разного уровня;
- работе кружков и секций по интересам.
Во внеурочное время мои ученики посещают кружок «Юный патриот», которым руковожу я. Ребята ведут поисковую работу, оформляют альбомы, посещают музейную комнату в школе, поселковую библиотеку.
Знания по всем предметам учащиеся показывают на олимпиадах различного уровня, интеллектуальных марафонах «ЭМУ», «Кенгуренок», «ЧиП» и занимают призовые места. В районных предметных олимпиадах мои ученики заняли три призовых места.    
Я не ограничиваю учеников в выборе конкурсов, поэтому дети с различными образовательными потребностями участвуют и в творческих конкурсах, и в интеллектуальных и предметных олимпиадах. Но каждый знает, что сначала надо пройти отбор в классе, чтобы все было по-честному. И только те учащиеся, которые победили в классе, в школе, могут участвовать в районных конкурсах.
Большую работу провожу среди учащихся и их родителей, рассказывая о значимости участия в различных творческих конкурсах, проводимых в классе, школе, районе. Совместно с родителями помогаем ученику достичь поставленных целей. С каждым разом количество желающих участвовать в конкурсах увеличивается, повышается результативность.
Творческие способности ребенка развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:
- наличие сформированного интереса к выполнению творческих заданий;
- реализация творческих заданий как важнейший компонент внеурочной деятельности школьника;
- творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии детей друг с другом и взрослыми, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных ситуациях;
- стимулирование родителей учащихся к созданию дома условий для развития творческих способностей ребенка, подключение родителей к творческим делам школы.
Проектная деятельность. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. Требования к проектированию, в общем, самые простые, и главное из них - ориентироваться на ребенка. Все темы, предлагаемые в качестве проектных, должны быть доступны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок - тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты и планировать свою работу не дольше, чем на день, лучше на несколько часов. Отсюда вывод: проекты в младшей школе отличаются простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и в основном пути ее решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, при помощи учителя).
Исходя из особенностей младшего школьного возраста, в начальной школе успешно могут быть реализованы:

1. Творческие проекты (1-4-е классы), предполагающие максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов: альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т. п. Продуктом проектной деятельности (творческим продуктом) становятся выставки, газеты, коллекции, костюмы, письма, праздники, системы иллюстраций, сказки.

2. Исследовательские проекты (4-й класс) по структуре напоминают подлинно научное исследование. Продуктом исследовательских проектов в начальной школе могут быть научные сообщения, статьи в школьной газете.

Важно отметить, что проектная деятельность в начальной школе осуществляется под непосредственным руководством учителя или родителей, а дети в рамках внеурочной деятельности реализуют собственные идеи, проводят исследования, обобщают и представляют полученные результаты.
Процесс работы над проектом приносит детям удовлетворение, радость переживания успеха, помогает осознать собственные умения, компетенции. Дети готовы и хотят выполнять коллективно следующий проект.
Развитие творческих способностей формирует инициативность, самостоятельность, способствует успешной социализации младших школьников и является одним из важнейших компонентов воспитания в интересах человека, общества, государства.

​Наталья КОЗИНА, учитель начальных классов Расцветской средней школы Усть-Абаканского района Республики Хакасия