Программа дает широкие возможности для дальнейшей реализации по формированию представлений младших школьников о мире труда и профессий - это необходимый процесс, которым управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психофизиологические особенности младших школьников.
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего малыша, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной и т. д.
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом - работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии летчика, полицейского, разведчика, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно.
Между тем в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий - важнейшее звено социальной адаптации ребенка. В школах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, в то время как именно школа должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения учащихся, оказать действенное влияние на целенаправленное формирование представлений о мире труда и профессий.
Программа «Кем быть?» направлена на расширение кругозора младших школьников по профориентации и  создание условий для формирования личностных качеств.

Цель: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших подростков в будущем.

Задачи
Образовательные:
- расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);
- расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе;
- активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.

Воспитательные:
- воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых;
- расширять кругозор, уточнять представления об окружающем мире, создавать положительную основу для воспитания социально-личностных чувств;
- воспитывать физические, психологические, социальные качества, необходимые для полноценного развития личности.

Общая характеристика программы
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Программа внеурочной деятельности «Кем быть?»  построена таким образом, что учащиеся могут тренировать различные виды своих способностей. Ребенок заинтересован в развитии своих способностей. Занятия проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора.

Программа состоит из четырех частей
«Труд в жизни человека» (1-й класс).
«Профессии наших родителей» (2-й класс).
«Мир профессий» (3-й класс).
«Я в мире профессий» (4-й класс).

Место программы
Программа внеурочной деятельности «Кем быть?» предназначена для обучающихся 1-4-х классов, реализуется учителями начальных классов, занимающимися вопросами профессионального просветительства, профориентационной работой, социальной адаптацией   детей в возрасте от 7 до 11 лет.
Занятия проводятся 1 час  в неделю: 1-й класс - 33 часа в год,  2-4-е классы - 34 часа в год.
 
Планируемые результаты
В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:
- когнитивные - знания обучающихся о труде, о мире профессий;
- мотивационно-личностные - отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
- поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.

Метапредметные результаты программы внеурочной деятельности «Кем быть?» - формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД
Учить высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Формы контроля:
1. Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.
2. По итогам курса обучающиеся выполняют самостоятельную работу - пишут творческое эссе по теме «Кем и каким я хочу стать».

Тематическое планирование
«Труд в жизни человека» (1-й класс)
(33 часа).
Цели профориентационной работы в 1-м классе:
- формирование у младших школьников общих представлений о роли труда в жизни людей;
- расширение знаний о производственной деятельности людей;
- воспитание уважения к людям труда.
(См табл. 1.)

Тематическое планирование
«Профессии наших родителей» (2-й класс)
(34 часа).
Цели профориентационной работы во 2-м классе:
- знакомство школьников с профессиями окружающих людей (родителей, знакомых);
- расширение представлений о разных профессиях.
(См табл. 2.)

Тематическое планирование
«Мир профессий»  (3-й класс)
(34 часа).
Цель: ознакомить с многообразием мира профессий, значимостью выбора профессии в жизни человека.
(См табл. 3.)

Тематическое планирование
«Я в мире профессий» (4-й класс)
 (34 часа).
Цели профориентационной работы в 4-м классе:
- обобщая и развивая представления о труде, полученные учащимися в 1-3-х классах, продолжать воспитывать любовь к труду, уважение к людям труда;
- расширять и углублять представления о различных профессиях.
(См табл. 4.)

Планируемые результаты реализации программы
Первый уровень результатов (1-й класс)  - приобретение социальных знаний. Занятия по конструированию, знакомство с домашними ремеслами, экскурсии на производство, встречи с людьми разных профессий.
Второй уровень результатов (2-3-й классы) - формирование ценностного отношения к социальной реальности. Сюжетно-ролевые, продуктивные игры («Почта», «В магазине», «Выпуск классной газеты»).
Третий уровень результатов (4-й класс) - получение опыта самостоятельного общественного действия. Совместное образовательное производство детей и взрослых.
Для оценки планируемых результатов освоения программы рекомендовано использовать  диагностический инструментарий, представленный в таблице.
(См табл. 5.)

Учет знаний, умений, степени овладения универсальными учебными действиями происходит с помощью листов педагогических наблюдений, опросников. Для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит архивирование творческих работ обучающихся, накопление портфолио.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависят от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.

Контрольно-измерительные материалы
Представлены методики, предназначенные для выявления направленности интересов, качеств личности и черт характера, желаний и ценностных ориентаций младшего школьника.

Если бы я был волшебником?
Если бы у тебя была волшебная палочка?
Цель: определить направленность потребностей, желаний младшего школьника.
(См табл. 6.)

Игра «Цветик-семицветик»
Цель: Определить направленность потребностей, устремлений, желаний ребенка.

Отработать результаты можно следующим образом:
1. Выписать желания детей, суммируя повторяющиеся или близкие по смыслу.
2. Выделить познавательные (научиться чему-либо, стать кем-нибудь).
3. Выделить разрушительные (сломать, выбросить).
Методика «Загадай желание»
Из списка разных желаний выбрать свои: стать известным, приносить радость, заниматься любимым делом, стать богатым, иметь куклу Барби, научиться играть на компьютере, каждый день есть мороженое.

Методика «Кем быть?»
Цель: выявить интерес детей к профессиям, мотивы их выбора.
А - Нарисовать, кем бы ты хотел стать в будущем.
Б - Нарисовать мини-рассказ на тему «Кем я хочу стать и почему?».
В - Дописать предложение: «Я хотел бы стать… потому, что…»

Методика «Каков я? Кто я?»
Цель: выяснить уровень самосознания четвероклассников, самооценки, самоопределения.
1. Ребятам предлагается выделить главные особенности своей личности, ведущие качества.
2. Ответить на вопросы:
- Чему хочу научиться?
- Чем хочу заниматься?
3.  Человека какого возраста ты хотел бы видеть своим другом и почему?

Методика «Проекция образа собственного «я»
Ребятам предлагается сделать два кратких личностных описания.
Одно - кем ребенок видит сам себя в будущем; другое - кем видят его другие.
Описания помещают в коробку, мешочек, сундучок, по очереди вынимают, зачитывают вслух, а ребята пытаются отгадать, кому какие принадлежат.

Методика незаконченных предложений
1. Каждый человек должен трудиться, потому что…
2. Труд должен приносить…
3. Я хотел (а) бы выбрать профессию …
4. Моя будущая работа требует…

Высокий уровень. Учащийся понимает, что труд должен приносить пользу людям, чувство удовлетворения. У учащегося имеются определенные профессиональные интересы, он знает, какие качества необходимо развивать, чтобы овладеть выбранной профессией.
Средний уровень. Учащийся представляет трудовую деятельность как средство достижения материального благополучия. У учащегося имеются определенные профессиональные интересы, но он не задумывается о том, какие качества необходимо развивать в себе, чтобы овладеть выбранной профессией.
Низкий уровень. У учащегося отсутствуют представления о значении труда для него самого, для окружающих. Отсутствуют осознанные профессиональные интересы.

Прим. ред.: Другие контрольно-измерительные материалы (тесты, анкеты), а также методическое сопровождение опубликованы на сайте «Учительской газеты»: http://www.ug.ru/method_article/1027.

​Марина Бочарова, учитель начальных классов средней школы №19 с углубленным изучением отдельных предметов города Черногорска Республики Хакасия

PDF-версия: