Актуальность проведения конкурса опирается на начавшиеся в России в конце 80-х годов ХХ века преобразования в политической и экономической жизни, которые показали необходимость не только роста экономической активности граждан, но и повышения уровня их финансовой грамотности. Возникновение финансовых пирамид и общая настороженность населения по отношению к рынку ценных бумаг обращают внимание на опасность экономической неграмотности людей. Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами - вести учет доходов и расходов, избегать излишней задолженности, планировать личный бюджет, создавать сбережения, ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, приобретать их на основе осознанного выбора, использовать накопительные и страховые инструменты. Это влияет не только на деятельность отдельного человека и касается конкретно его жизни, но и воздействует на процессы в экономике на уровне производства, страны и всего мира.
В конце 2006 года Президент РФ дал Правительству РФ, Центральному банку и Ассоциации российских банков ряд поручений, призванных способствовать развитию национальной банковской системы. А также поручил разработать систему мер, направленных на повышение финансовой грамотности и информированности населения в области банковской деятельности и банковских услуг. Весной 2008 года в России стартовала общефедеральная программа «Финансовая культура и безопасность граждан России». Важной ее составляющей является обращение внимания в системе образования на повышение финансовой грамотности молодого поколения граждан России.
Под финансовой грамотностью будет пониматься комплексное направление, имеющее разные аспекты, вырабатывающие общее понимание, как те или иные процессы с финансами повлияют на жизнь. Финансовая грамотность включает совокупность знаний о финансовых рынках (особенностях их функционирования и регулирования), финансовых инструментах, продуктах и услугах, планировании бюджета и накоплении средств на значимые цели (траты и сбережения), правовых основах регулирования экономических отношений, роли денег в общественной жизни, информацию о банковских услугах, особенностях и рисках, которые стоит учитывать при заключении договора на оказание банковских услуг.
В современном мире финансово грамотным считается человек, который может правильно распорядиться не только личным или семейным бюджетом, а который может грамотно вложить деньги и получать дополнительную прибыль в виде дивидендов, правильно оценивать ситуацию на рынке и делать разумный выбор. Для этого необходимо умение использовать финансовые знания с полным осознанием последствий своих действий и готовностью взять на себя ответственность за принимаемые решения.
Миссия конкурса - повышение финансовой культуры молодого поколения граждан России через систему образования.
Конкурс проводится с целью продвижения идей развития финансовой грамотности в системе образования, повышения знаний о социально-экономической сфере жизни современного общества у педагогов и обучающихся 8-11-х классов, повышения мотивации к получению финансовых знаний.
Задачи конкурса:
- содействовать профессиональному развитию учителей в области финансовой грамотности;
- способствовать разработке учебно-методических материалов по финансовой культуре в интересной и доступной форме;
- распространять в педагогическом сообществе лучшую практику преподавания, обеспечивающую высокую эффективность деятельности учителя в области финансовой грамотности;
- получить объективную обратную связь на основе апробации разработанных материалов;
- разработать четкие критерии и показатели оценки учебно-методических материалов по финансовой грамотности;
- привлечь педагогов к участию в конкурсе через широкое информирование и открытость установленных правил.
Номинации и участники конкурса
Участниками конкурса могут быть учителя истории, математики, русской литературы, обществознания и информатики независимо от стажа работы, которые проводят уроки для учеников 8-11-х классов.
Пять предметных номинаций для участников конкурса:
1. Учебно-методические разработки по преподаванию основ финансовой грамотности для учеников старших классов (8-11-е) на уроках истории.
2. Учебно-методические разработки по преподаванию основ финансовой грамотности для учеников старших классов (8-11-е) на уроках математики.
3. Учебно-методические разработки по преподаванию основ финансовой грамотности для учеников старших классов (8-11-е) на уроках русской литературы.
4. Учебно-методические разработки по преподаванию основ финансовой грамотности для учеников старших классов (8-11-е) на уроках обществознания.
5. Учебно-методические разработки по преподаванию основ финансовой грамотности для учеников старших классов (8-11-е) на уроках информатики.

Перечень документов, необходимых для участия в конкурсе
Для участия в конкурсе необходимо подать заявку с общими сведениями по установленной форме.
Учебно-методическая разработка представляется в форме файла в формате DOCX (объемом от 10 до 15 страниц, 12 кегль, шрифт Times New Roman), включая описание плана урока(ов), сценарии дополнительных занятий и структуру модульных учебных курсов.
Сопровождающая электронная презентация представляется в форме файла в формате PowerPoint (объемом не более 10 слайдов).
Обязательным сопровождением учебно-методической разработки должны быть аннотация  не менее 4 предложений (содержит тематику разработки, используемые методы и приемы, результативность проведения занятий, а также обосновывает связь учебно-методических материалов с финансовой грамотностью), перечень ключевых понятий (не менее 3  терминов).
Отзыв школы о проведении апробации учебно-методической разработки объемом не менее 2 страниц А4 присылается в формате PDF (сканированный вид) с подписью руководителя образовательной организации или ее структурного подразделения.
Отчет учителя о проведении занятий с использованием учебно-методической разработки в свободной форме с самоанализом, рефлексией и самооценкой проведенного занятия(ий) по учебно-методическим материалам.
Согласие учителя - участника конкурса на обработку персональных данных.

Условия, механизм и порядок участия в конкурсе
Конкурсные материалы представляются до 17 января 2016 года в электронном виде на цифровых носителях по адресу электронной почты: ug@ug.ru с пометкой «Финансовая грамотность» (фамилия, номинация - школьный предмет).
К участию допускаются заявки с наличием отчета (присылается в сканированном виде) о проведении занятий с использованием учебно-методической разработки в свободной форме с приложением отзыва школы, в которой проводились занятия об апробации разработанных материалов.
Разработанные учебно-методические материалы должны затрагивать темы, связанные с формированием финансовой грамотности. Данный список не ограничивает участников конкурса при убедительном обосновании связи своих материалов с определенными целями и задачами.
Информация о проведении конкурса и критериях оценки учебно-методических разработок помещается в открытом доступе и заранее известна всем участникам.
Участником конкурса может стать любой желающий педагог, проводящий занятия в 8-11-х классах по определенным в номинациях учебным курсам.
Не подлежат рассмотрению материалы, подготовленные с нарушением основных требований к их предоставлению.
Материалы, представляемые на конкурс, не возвращаются.
Эксперты (члены жюри) оценивают учебно-методические материалы в соответствии с положением о критериях оценки конкурсных работ.

Порядок организации экспертизы конкурсантов и процедуры отбора лучших работ
Разрабатывается положение о критериях оценки конкурсных работ, включающее экспертные листы оценивания и показатели.
Формируется конкурсная комиссия, которая утверждает критерии оценки представляемых работ, утверждает форматы документов и аннотированного списка лучших работ, а также итоговый аннотированный список 30 лучших работ. Численность и состав экспертной группы определяется организаторами конкурса.
Определяется группа экспертов для отбора лучших разработок из специалистов в области финансовой грамотности, содержания и методики преподавания в установленных в номинациях учебных дисциплинах. Группа экспертов должна иметь опыт работы в системе образования, связь с системой повышения квалификации педагогов, знания о государственных требованиях в области содержания образования и методики преподавания, знания в области финансовой грамотности. Численность и состав экспертной группы определяются организаторами конкурса.
Определяются 30 лучших учебно-методических разработок (по 6 лучших работ в пяти установленных номинациях), прошедших документально подтвержденную апробацию в школах Российской Федерации.

Проведение церемонии награждения победителей
Все участники конкурса получат сертификаты об участии в конкурсе.
Победители конкурса получают дипломы, ценные призы и приглашение на церемонию награждения. Учебно-методические разработки победителей будут опубликованы.
Место проведения церемонии награждения победителей - город Москва.
По итогам конкурса будет подготовлен сборник 30 лучших конкурсных работ (учебно-методических разработок).

Прим. ред. Положение о конкурсе лучших учебно-методических разработок учителей по преподаванию основ финансовой грамотности опубликовано на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/contest/fingramot.