На открытии семинара участников приветствовала Елена Евгеньевна Алимова, проректор по учебно-методической работе РИПК и ППРО, кандидат психологических наук, почетный работник общего образования. От себя лично и от имени ректора РИПК и ППРО, доктора педагогических наук, профессора Сарры Федоровны Хлебуновой Елена Евгеньевна выразила благодарность всем, кто приехал на семинар, и отметила значимость продолжения такого творческого сотрудничества учителей в дальнейшем.
Теплые слова в адрес всех присутствовавших прозвучали от Ирины Георгиевны Димовой, первого заместителя главного редактора «Учительской газеты», кандидата педагогических наук, заслуженного работника культуры РФ, одного из главных организаторов всероссийского финала конкурса на протяжении многих лет, давнего друга  лазаревских семинаристов.
В этом году участников семинара приехала поздравить  Лариса Николаевна Тутова, председатель Комитета по молодежной политике, физической культуре, спорту и туризму Законодательного собрания Ростовской области, лауреат конкурса «Учитель года России-2011».
И конечно, на открытии прозвучало приветствие бессменного вдохновителя конкурсного движения в Ростовской области, организатора семинаров в Лазаревском, организатора педагогических десантов по территории Ростовской области Галины Михайловны Нестеренко, методиста отдела учебно-методической и организационной работы РИПК и ППРО, заслуженного учителя РФ.

Зажигать в душах
свечи...
За годы проведения семинара в Лазаревском сложилась особая атмосфера содружества и сотворчества.  «Пеликаны» слетаются сюда, для того чтобы получить возможность услышать советы и суждения организаторов конкурса «Учитель года России», увидеть мастер-классы победителей и лауреатов конкурса. Но не только увидеть, а еще и задать вопросы, пообщаться с людьми, которые прошли жесткий конкурсный отбор и чье профессиональное мастерство получило наивысшую оценку на всероссийском уровне. Ради такой возможности на семинар приезжают молодые учителя, планируя свое участие в профессиональном состязании.
Ирина Георгиевна Димова рассказала об  особенностях новой модели конкурса последних двух лет и отметила, что самым ценным, чего достигает учитель в ходе конкурсных испытаний, становится развитие его собственной личности, его профессионализма. На протяжении всей истории своего существования конкурс менялся, оставаясь общественно-государственным проектом. Появлялись разные варианты конкурса, разные подходы к формированию критериального аппарата, но все годы главной целью проведения конкурса было развитие системы образования внутри школы, конкурс выступает инструментом этого развития. Он выявляет лучшие образцы педагогического мастерства и открывает доступ учительству к передовому опыту в профессии. И не менее важную роль играет то постконкурсное движение, которое вовлекает в свою орбиту все больше и больше участников, - это межрегиональные семинары в Тюмени, Ульяновске, Московской области, Ростовской области. Это педагогические десанты, марафоны... Это зимние и летние школы под руководством Владимира Нодаровича Головнера, учителя химии школы №1259, лауреата конкурса «Учитель года Москвы».  
В этом году на семинаре выступали два абсолютных победителя конкурса «Учитель года России» - Алла Николаевна Головенькина из Республики Татарстан (победитель 2014 года) и Сергей Сергеевич Кочережко из Самары (победитель 2015 года). Замечательные выступления вызвали целую бурю оваций и восторженные отклики. Сергей Сергеевич, говоря о «ремесле учителя», смело указал на те порой абсурдные стремления «сделать все как можно лучше», теряющие здравый смысл... Учитель должен учить ребенка целеполаганию, но разве должен ученик на каждом уроке выдвигать цель, определять задачи урока?.. Разве должен каждый урок опираться на ту форму работы, которая сейчас считается наиболее «актуальной», например метод работы в группе? Не теряем ли мы ориентир на целесообразность использования форм и методов организации учебного процесса, излишне увлекаясь тем, «как надо»? Не теряем ли мы ориентир на собственные основополагающие ценности в профессии?
Ежегодно на семинаре выступают видные ученые в области образования. Этот год не стал исключением. На семинар приехал доктор педагогических наук, профессор Московского института открытого образования Андрей Наумович Иоффе, который представил национальное исследование по оценке качества граждановедческого образования в России.
Работа над новым проектом только начинается, а проект Ростовской области по внедрению технологии смешанного обучения в педагогическую практику, старт которому был дан два года назад на семинаре в Лазаревском, завершился. На семинаре были подведены его итоги. Проект был проведен на базе методического отдела РИПК и ППРО при поддержке «Учительской газеты», журнала «Химия в школе» и журнала РИПК и ППРО «Практические советы учителю». Результатом проекта явилась система апробации тех моделей смешанного обучения, которые являются наиболее эффективными в средней школе. Проведены методические семинары в школах Ростова-на-Дону, Таганрога, Каменска-Шахтинского, Пролетарска, Цимлянска, Мартыновского, Веселовского, Азовского, Морозовского районов Ростовской области. Издательством РИПК и ППРО издан сборник методических рекомендаций для учителей «Смешанное обучение».
Новым событием на семинаре стало участие работников дошкольного образования, для которых была разработана дополнительная программа мероприятий помимо общего плана работы. Перед педагогами ДОУ выступала заведующая кафедрой раннего развития ребенка младшего возраста ГБОУ ИРО Краснодарского края Юлия Валерьевна Илюхина по вопросу подготовки участников Всероссийского конкурса «Воспитатель года России». Также профессиональным конкурсам дошкольных работников было посвящено выступление Людмилы Александровны Баландиной, начальника отдела дошкольного образования РИПК и ППРО, кандидата педагогических наук. Работники дошкольных учреждений Ростовской области показали ряд мастер-классов, открыв новую традицию участия в семинаре.

Творческий калейдоскоп
Конечно, новый заряд энергии каждый получает не только от творческих идей в конференц-зале, но и от общения с коллегами во время прогулок по улицам уютного приморского городка, от экскурсий, за что отдельная благодарность организаторам семинара Галине Михайловне Нестеренко и Дарье Олеговне Алимовой. В день Всероссийского праздника народного единства 4 ноября участники семинара имели возможность поехать в Красную Поляну, подняться по канатной дороге в горы и посетить Олимпийский парк в Сочи.
Особое удовольствие получили наши коллеги-туристы, которые отправились в поход в Крабовое ущелье под руководством Григория Левановича Люлюмова, учителя физической культуры  Клюевской средней школы Зерноградского района Ростовской области.
А как разнообразна и интересна была в этом году культурная программа семинара: «Гренада» встречает друзей...», «Творческий калейдоскоп участников межрегионального семинара», «В единстве наша сила»! Сколько душевного тепла, творчества, энергии подарили присутствовавшим профессиональные клубы гостей семинара и, конечно, клуб «Учитель года Дона»! Нельзя представить наш клуб без блестящих ведущих всех торжественных мероприятий, всех культурных программ Марины Игоревны Мирошник, заместителя директора средней школы №5 г. Ростова-на-Дону, лауреата конкурса «Учитель года России-2000», Игоря Игоревича Апольского, заместителя главы Песчанокопского района по социальным вопросам, победителя конкурса «Учитель года России-2006», и Анны Владимировны Дмитровой, преподавателя кафедры речевой коммуникации и издательского дела ИФЖ и МКК ЮФУ, кандидата филологических наук.
Особым подарком для всех участников стал творческий вечер поэтессы Марины Шкробовой-Верналис «Что нас к себе приводит, к настоящим...» (Ульяновск), на котором Марина читала как свои стихи, так и стихи классиков.

Будем память беречь. До свидания! До новых встреч!
Каждый год я беру билеты на поезд Ростов - Адлер еще в сентябре, не сомневаясь в том, поеду ли... Почему я чувствую такую потребность в этой поездке? Почему по окончании семинара всегда возникает один-единственный вопрос: в следующем году семинар состоится? Почему так хочется услышать утвердительный ответ? Только ли море и красота гор? Только ли малая передышка после перегрузки первой четверти? Нет, приехать сюда можно в любое время, от Ростова ехать не так уж и далеко... Но притягательна та атмосфера, которая царит на нашем семинаре, которая соткана из чувств содружества и сотворчества, доброжелательства и взаимоподдержки, восторга от встречи. Это редкая возможность побывать в кругу друзей. Это редкая возможность обрести новый взгляд по многим профессиональным вопросам благодаря общению с теми коллегами, кто сейчас находится в процессе участия в конкурсе. Это редкая возможность общения с учеными, которые сегодня своей деятельностью влияют на формирование системы образования в России. Это редкая возможность общения с учредителями конкурса в лице представителей «Учительской газеты», которая является отражением живой педагогики, формирующейся здесь и сейчас...
Мой конкурсный год - 2008-й. Почти десять лет прошло... С какой радостью я еду на семинар, зная о том, что встречу Гюзель Мингазову (Татарстан), с которой мы были вместе на конкурсе в Санкт-Петербурге в гимназии №56!
Спасибо всем, кто организует НАШ конкурс, УЧИТЕЛЬСКИЙ! Это великое событие в жизни каждого, кто принимал в нем участие, вне зависимости от баллов и мест. На конкурсе мы обретаем друзей и, что самое важное,  обретаем себя. После конкурса мы видим новые перспективы, появляется новый взгляд на привычные вещи и новое осознание своей роли в профессии.
Каждый раз, уезжая с семинара, я увожу с собой новые идеи проектов и мастер-классов, которые обогащают мою педагогическую палитру и позволяют мне быть успешной в своей профессии.

​Елена НЕЧИТАЙЛОВА, учитель химии лицея №1 Цимлянска Ростовской области, победитель конкурса «Учитель года России-2008», Лазаревское, Краснодарский край