Рассказывая об особенностях профессионального стандарта педагога, министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов подчеркнул, что данный документ должен внедряться только после прохождения апробации.
- Мы сразу договорились о том, что профессиональный стандарт будет вводиться по мере готовности, - подчеркнул Дмитрий Викторович. - Он не должен стать неожиданностью для учителей, именно поэтому обязательное применение профессионального стандарта по инициативе Минобрнауки и Минтруда России было перенесено на 1 января 2017 года. По мере того как будет продвигаться апробация этого проекта, мы можем этот срок перенести на более поздний период.
В настоящее время апробация профстандарта учителя проходит в 43 регионах России.
Министр также отметил, что в апробации профессиональных стандартов должны участвовать как можно больше учителей и воспитателей из разных регионов России, при этом сам процесс стандартизации не должен приводить к росту бюрократической работы и бумажной нагрузки на учителя.
Отдельное внимание Дмитрий Ливанов уделил вопросам оценки качества педагогической деятельности, призвав не ориентироваться при оценке учителя на результаты единого государственного экзамена.
- Еще раз хочу обратить внимание, и это принципиально для нас, - отметил Дмитрий Викторович, - что работу учителя не нужно оценивать по результатам ЕГЭ. Сейчас этот показатель уже устранен из оценки работы губернаторов, мы его убираем из различных рейтингов, оценки работы школ. Это один из показателей, но далеко не самый важный. Самый важный показатель - это динамика индивидуальных результатов каждого школьника.
Ректор МГППУ Виталий Рубцов в своем выступлении отметил широкий охват педагогического сообщества в процессе апробации стандарта.
- Во многих регионах - и на уровне министерств, и на уровне педагогического сообщества, - прокомментировал Виталий Владимирович, - проведена эффективная работа с обязательным учетом всех предложений и корректировок, поступающих от учителей. Наши задачи - показать, что концепция - очень живая система, сделать так, чтобы документ стал инструментом педагогической общественности, и помочь педагогам увидеть, что результаты их труда имеют значение.
Работа съезда предполагала обсуждение ключевых аспектов деятельности учителей. На пленарных заседаниях, дискуссионных площадках и круглом столе участники Всероссийской конференции обсуждали основные итоги апробации и внедрения профстандарта педагога.  Работу педагога в рождающихся сегодня условиях и формирование системы профессионального роста для педагогических работников рассмотрели детально и на дискуссионных площадках, и во время встречи на круглом столе «Кто и как должен оценивать учителя» с заместителем руководителя Рособрнадзора Анзором Музаевым. В сфере внимания участников съезда оказались проблемы проектирования и реализации основных профессиональных образовательных программ с учетом требований стандарта, требования к дифференциации уровней профессионального образца, изменение процедуры аттестации на основе стандарта, а также трудовой договор (эффективный контракт), требования к квалификации и должностные обязанности педагогического работника, формируемые на основе нового эталона.
В интервью, опубликованном в «Учительской газете» №45 от 10 ноября, с руководителем группы разработчиков концепции образа современного учителя, членом Общественного совета Минобрнауки России, директором центра образования №109 академиком Евгением Ямбургом мы уже обсудили некоторые риски внедрения профстандарта. Для того чтобы их избежать или хотя бы свести к минимуму, Евгений Александрович объезжает регионы, пытаясь разъяснить, что в том или ином случае педагоги и административные работники делают не так. И в то же время благодаря поездкам ему удалось увидеть, какая колоссальная работа ведется по повышению качества образования на местах.
- Внедрение стандарта происходит в крайне напряженных условиях, ощущается дефицит финансовых, кадровых ресурсов, - заостряет проблему Евгений Ямбург. - Школе нужны сильные команды дефектологов, психологов, а их нет, и их из-за экономии средств сокращают в первую очередь. Вопреки всему этому люди верят в улучшение ситуации и продолжают заниматься важными вопросами преемственности, подготовки специальных педагогов. Ведь, несмотря на дефицит бюджета, требование стандарта, чтобы педагог был квалифицированным специалистом в области специального образования, не ставил диагноз, а понимал, кто перед ним, есть. И повышать квалификацию педагога нужно, другого пути все равно нет! Работа идет. Это не значит, что есть какие-то иллюзии. Данный съезд - это возможность поговорить не о достижениях, а о рисках внедрения профессионального стандарта и способах их избежать.
Неуверенность в возможности реализации комфортных условий работы и страх, не превратится ли такая характеристика квалификации и уровня компетенции в очередной экзамен для учителя и рычаг давления на него со стороны административных властей, поначалу сквозили в выступлениях большинства делегатов съезда. По завершении его работы недоверия к новому документу наверняка стало меньше, педагоги наконец-то поняли: то, как все-таки будет применен стандарт, зависит от них самих, а значит, в их воле создавать себе наиболее благоприятную реальность. В этом широкую аудиторию абсолютно уверил заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ Павел Сергоманов. А первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова, сделав акцент на том, что вопросам профессионализма издание всегда уделяло особое внимание, добавила:
- Нам кажется, что профессиональный стандарт можно причислить к педагогическому авангарду. Команда разработчиков сумела совместить в этом документе, казалось бы, несовместимое - стандарт и творчество. Как сторонники конструктивного подхода, мы видим это, потому что стандарт нацелен на будущее, он создает качественно новую планку учителю и тем самым создает новые параметры развития системы образования. Мне кажется, что суть профессионального стандарта и его сверхзадача повышения уровня профессионализма, расширения пространства педагогического творчества сродни конкурсу «Учитель года России». Не случайно темой круглого стола победителей прошлогоднего конкурса, который традиционно ведет министр образования и науки, был профессиональный стандарт. Не случайно конкурсные испытания в этом году затронули тему инклюзивного обучения.  Мне видится, что и конкурс, и профессиональный стандарт могли бы стать единым образовательным проектом для преодоления тех противоречий, которые есть в нашем образовании.

Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)