Ведется  последовательная научная работа по теоретическому и методическому обеспечению процессов формирования созидательной культуры обучающихся. Созидательная культура молодежи - это психологическая и функциональная готовность к созданию артефактов - искусственно созданных объектов материальной и духовной культуры.
Казалось бы, созиданию нужно учить на уроках технологии, но не тут-то было. Количества часов, отведенных на этот учебный предмет, явно недостаточно, а в старшей школе он заявлен как предмет по выбору.
Нужно искать другие образовательные ресурсы. И нашли. Организации дополнительного образования как нельзя лучше подходят для формирования личности ученика созидающего. Но как задействовать ресурс дополнительности?
Технологическое и дополнительное образование должны объединиться в единое образовательное пространство. Не вдаваясь в теоретическое обоснование этого понятия, скажем просто - дети должны получать результаты обучения, единые для технологического и для дополнительного образования. Такие результаты четко представлены в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения. Выделены три вида результатов: предметные, метапредметные и личностные. Для целей формирования личности ученика созидающего, конечно, главными становятся личностные результаты обучения, поскольку дополнительное образование - это мотивированное образование, когда молодой человек «...включил свою личность: чувства, способности, разум в эту деятельность». С нашей позиции это правомерно и для общеобразовательной школы.
Предметные результаты остаются за учебным предметом «Технология». Дополнительное образование только опирается на эти результаты и обеспечивает максимальное раскрытие личностного потенциала ребенка.
При таком подходе учителя технологии должны знать культурно-образовательную среду учреждений дополнительного образования, а преподаватели дополнительного образования в этом случае знакомятся с программами и методиками технологического образования.
Понадобится усовершенствовать программы высшего профессионального образования по педагогическим специальностям, программы переподготовки и повышения квалификации работников учреждений образования. Особенно это значимо для педагогов дополнительного образования, которые довольно часто не имеют специального педагогического образования.

Анатолий БЫЧКОВ, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО