Елена К., учитель русского языка и литературы, Новгородская область:
- Пожаловалась бы на кумовщину в школе. Наш директор назначила на должность завуча свою родственницу, многие учителя - ее родственники или подруги. Это само по себе не страшно, плохо другое - сама директор - человек не слишком интеллигентный, несдержанный в общении. В результате такой кумовщины и другие педагоги позволяют себе считать себя «пупами земли», грубо общаться с учениками и коллегами. Если проверять педсостав школ на предмет родства, боюсь, под угрозой окажутся хорошие педагогические династии. Поэтому предлагаю другое. Нужно, чтобы педагоги,  ученики, родители имели реальную возможность анонимно пожаловаться в местный Департамент образования на плохое руководство школы или отдельного учителя.

Лилия МУХАМЕДОВА, преподаватель информатики, Екатеринбуг:
- Реально ни на что бы жаловаться не стала: не люблю жаловаться, да и понимаю, что это бесполезно. Но вы ведь спрашиваете о проблемах? Думаю, не буду оригинальна. Прежде всего хочу выделить обилие бумаг, которые сегодня приходится заполнять. Помню, раньше (а я работаю в разных школах более 30 лет) мы тоже были недовольны тем, что требовалось в журналах подробно расписывать ведение уроков. Сейчас такое количество бумажной работы выглядит просто смешным! Сегодня нам приходится отвечать на огромное количество самых неожиданных запросов. То подай сведения о средней загруженности педагогов, то собери информацию о социальном статусе родителей. Иногда так и хочется ответить: уважаемые чиновники, мы учителя, а не статисты!

Елена Р., учитель биологии сельской школы, Воронежская область:
- Очень многое из того, что нам обещают как материальную поддержку, не сбывается. Говорю это как молодой учитель, который работает в школе второй год. У нас, вчерашних выпускников, нет никаких льгот по оплате съемного жилья. Я еще скромно плачу, всего пять тысяч рублей в месяц, но это почти половина моей зарплаты, остается семь тысяч - как на них прожить? «Подъемных», на которые рассчитывает молодой учитель, переезжая работать в село, тоже нет. Начинаем самостоятельную жизнь буквально без копейки! Еще нам обещали надбавку к зарплате в 25%, а в школе директор говорит, чтобы подождала до конца года, тогда все сразу выплатят, а пока денег нет. Вот я бы и хотела спросить нашего министра, он бы смог в таких условиях работать в школе?

Елена ЖУКОВА, учитель географии, г. Балахна, Нижегородская область:
- У меня три вопроса к министру. Первый: сможет ли он прожить на 20 тысяч? Второй: снятся ли ему кошмары на тему образования? И третий: заинтересован ли он в получении объективной информации о состоянии образования и что делает, чтобы получать ее?