Продолжение. Начало в «ИКТ в образовании», №№ 6-13

Второй вариант - вариатив отличается глубиной проработки. Тогда можно выбирать учебные модули в соответствии с программируемым в данном образовательном учреждении уровнем знаний или уровнем подготовленности и способностей обучаемого.

Третий тип вариатива наиболее отчетливо просматривается в практикумах и аттестации - виды лабораторных занятий, варианты задач и контрольных вопросов составляют практически неограниченное множество.

На рис. 2.8 представлено ЭИР модульной архитектуры (МА) с вариативным исполнением модулей по всем учебным разделам.

При изучении определенного учебного раздела у пользователя появляется возможность выбирать И-, П-, А-модули, исходя из собственных соображений. По существу, он становится соавтором учебного курса. Аналогия из традиционного опыта образования - просмотр множества различных книг по предметной области, посещение нескольких лабораторий, отбор отдельных страниц, комплектация лабораторного стенда и - работа с самостоятельно сформированным учебным курсом.

Вполне ясно, использование ЭИР модульной архитектуры плотно связано с понятием индивидуальной образовательной траектории. Если это локальное издание на CD, преподаватель имеет возможность априорно задавать траекторию для каждого ученика или однородной группы обучаемых. Самый примитивный способ - перечислить индексы модулей. В случае удаленного доступа ситуация несколько сложнее. Полный объем вариативов по данному учебному разделу (суммарный информационный объем всех имеющихся в разделе модулей) может оказаться достаточно большим для пересылки по Сети. Поэтому, разумнее представить пользователю метаданные, описывающие все модули данного раздела, с тем чтобы на основе их анализа можно было бы сделать выбор нужных модулей.

Следует отметить, что система метаданных предоставляет много других возможностей, например для построения учебно-методических комплексов, в том числе межпредметных.

На рис. 2.8 часть модульного массива представлена незаполненной. Предполагается, что это - зона творчества преподавателей-практиков (возможно - вместе с учениками). С этой целью преподавателям предлагается адаптированный (упрощенный по сравнению с профессиональным) набор инструментальных средств. В зависимости от желания авторов и качества созданных модулей они могут использоваться локально (на местах) или в составе ЭИР модульной архитектуры, доступного всем.

Перспективы образовательных ЭИР

Теперь стоит остановиться и оглядеться, связав ретроспективу и перспективы образовательных электронных изданий и ресурсов.

Имеет смысл всесторонне рассмотреть преимущества и недостатки предложенной модульной архитектуры, соотношение с мировыми тенденциями развития образовательных ЭИР, а главное - с предполагаемой динамикой информатизации образования в реальных российских условиях.

Мы пришли к идее модульной архитектуры электронного образовательного продукта, решая задачу повышения образовательной эффективности ЭИР путем объединения возможностей всех новых педагогических инструментов (см. рис. 2.7). Далее, исходя из практических запросов образования, расширили педагогические возможности ЭИР МА, добавив еще одно измерение - вариативы содержания И-, П-, А-модулей (см. рис. 2.8).

Рассмотрим преимущества ЭИР МА:

Продукт может распространяться как на локальных носителях (CD-ROM, DVD), так и в Сети (Internet/Runet). Последнее предпочтительнее, поскольку дает возможность оперативного обновления (дополнения, изменения) контента издателем, а с пользователей снимает проблемы размещения носителей или их копий, бережного хранения контента и т.д. Еще одна проблема - программно-техническое совершенствование компьютера пользователя. При распространении ЭИР МА по Сети она ложится на плечи издателя.

Однако в реальных условиях настоящий Runet придет в каждое образовательное учреждение не завтра, поэтому почтовая рассылка CD актуальна, а с учетом экономических факторов (раздел 1.4) разумна и в перспективе.

Пользователь ЭИР МА (преподаватель, учащийся) принимает непосредственное участие в формировании учебного курса. Предоставляются две возможности: выбрать понравившийся вариатив модуля, подготовленный профессиональными разработчиками, или сделать учебный модуль своими руками. Понятно, что специальные знания и технологические возможности преподавателя ограничены, но работа с текстовыми элементами и простыми иллюстрациями представляется выполнимой.

В обоих вариантах (использование/создание) ЭИР МА стимулирует активную образовательную деятельность, открывает новые творческие грани учебной работы, содержательно наполняет понятие индивидуальной образовательной траектории.

Важно, что разработка открытых систем, к которым относятся ЭИР модульной архитектуры, является одной из основных тенденций развития электронных образовательных продуктов во всем мире. Более подробно связанные с этим вопросы мы рассмотрим в главе 5. Здесь же уместно подчеркнуть основное преимущество предлагаемой модульной архитектуры ЭИР.

В настоящее время за рубежом живо обсуждаются понятия учебного объекта (learning object) и групп объектов. Под учебным подразумевается любой информационный объект - строка текста, фотография, видеоролик и т.д. Однако кто сказал, что созерцание, скажем, картины Рубенса имеет отношение к образованию? Цели, мотивы, ассоциации и реакции у разных людей будут совершенно разными.

Понятие группы объектов не ограничено по объему, не детерминировано по функциональному назначению. В качестве основной ценности такого подхода декларируется универсальность описания «и капли, и моря». Тут-то и проявляется «оборотная сторона медали». Объявляется агрегирование любого объекта с любым, в том числе изъятым из другой группы, и возникают существенные проблемы увязки объектов в группе. Это очень напоминает идею универсального комплекта деталей для сборки любого автомобиля - грузовика, внедорожника, лимузина и т.д. Общность подхода начинает вредить прагматичности.

Если группа learning objects строится на подходе «от частного к общему», то модуль ЭИР МА мы получили на пути «от общего к частному». И-, П-, А-модули представляют собой законченные, функциональные образовательные продукты. Каждый модуль на дидактической основе объединяет необходимые объекты в многосвязную среду с использованием новых педагогических инструментов, которые дает нам компьютер. Другое дело, что при разработке модуль можно дробить или расширять в соответствии с методической идеей. Но основные признаки - функциональность, многосвязность, поддержка среды средствами мультимедиа и моделинга при высокой интерактивности - остаются неизменными.

Если попытаться найти понятный аналог, то можно сказать, что learning objects - это «кирпичи», из которых, вообще говоря, строится все на свете: жилой дом, офис, университет, забор, садовая дорожка и т.д. Только вот простой забор или дорожка - это завершенный объект, готовый к функциональному использованию, а здание для жизни надо еще оборудовать. В такой интерпретации ЭИР МА относятся к новому блочному домостроению: модуль - жилая комната с мебелью, модуль - ванная со всеми удобствами, модуль - оборудованная кухня и т.д., причем, в отличие от нелюбимых нами блочных домов, стены собраны из тех же экологичных кирпичей.

Электронное издание/ресурс модульной архитектуры с вариативами содержания (см. рис. 2.8) допускает бесконечное расширение по осям - по мере получения новых знаний в предметной области или создания новых, педагогически более эффективных вариативов И-, П-, А-модулей. Издатель, поддерживающий весь объем данного ЭИР МА, заботится о своевременной модернизации программных компонентов продукта, по возможности совершенствует технологически содержательные компоненты с тем, чтобы и те, и другие отвечали современному уровню развития аппаратно-программных средств.

Однако, даже если какие-либо модули устарели (технически, содержательно, методически), изъятие из массива или запрещение к ним доступа осуществляется крайне просто. При этом структура продукта и преимущественная часть основного массива не затрагиваются.

В результате электронное издание/ресурс модульной архитектуры в обозримой перспективе представляется «вечным» продуктом, не требующим «перелопачивания» контента, полнообъемного переиздания в новых версиях и т.п.

Модули различных учебных дисциплин могут быть использованы и в межпредметном курсе. Заметим, именно использованы. Здесь нужно быть осторожным, поскольку начинают проявляться ограничения ЭИР МА в узкополосных сетях.

При всех перечисленных достоинствах модульная архитектура требует выполнения ряда условий, которые следует отнести к недостаткам ЭИР МА:

- Каждый используемый модуль может иметь ссылку на другой модуль. В соответствии с рис. 2.8 ссылки могут осуществляться «только назад», т.е. к модулям предыдущих учебных разделов курса, уже накопленным на компьютере пользователя. Разумеется, И-,

П-, А-модули одного раздела могут ссылаться друг на друга, но не на модули следующих разделов - их попросту еще нет у пользователя.

- Для использования в межпредметном курсе модули различных предметных ЭИР должны работать под управлением одинаковых программ-реализаторов и иметь сходные интерфейсы пользователя.

- Внедрение ЭИР МА требует уделять постоянное внимание главной проблеме открытых систем - стандартизации. В определенных случаях стандартизация - во благо, но имеются и отрицательные моменты, которые перерастают в проблемы, как только мы переходим к представлению сложных систем. Высокопоточные образовательные продукты развиваются в направлении все более адекватного представления, предельным случаем которого является виртуальная реальность. Спрашивается: в какие стандарты впишется бесконечно разнообразный окружающий мир?

Поставленные вопросы пока могут быть отнесены к риторическим, однако стоит понимать необходимость их решения в перспективе. Понятно, что предложенные ЭИР модульной архитектуры образуют целый класс открытых мультимедиасистем.

Как указывалось в предыдущем разделе, для начала ЭИР МА решают проблему off-line доставки эффективных образовательных продуктов в современных узкополосных компьютерных сетях. Но в ближайшей перспективе просматриваются по крайней мере два частных решения проблемы широкополосного доступа. Одно из них - хDSL (см. раздел 1.4). «Цифровые абонентские линии» уже получили распространение за рубежом, недавно объявлено о развертывании ADSL в Москве. Зона рентабельности хDSL - крупные мегаполисы и густонаселенные районы, поскольку многое решает удаленность абонента от телефонной станции и развитость магистральных каналов между АТС.

Для пользователей отдаленных регионов с низкой плотностью населения приходится использовать спутниковый канал. Асимметричный доступ построен на идее низкопоточного запроса по телефонной линии через модем и высокопоточного ответа, принимаемого со спутника индивидуальной антенной тарелочного типа.

Важно отметить, что при наличии широкополосного доступа ЭИР модульной архитектуры получают дальнейшее развитие, в процессе которого снимаются многие ограничения. При этом области применения и функциональные возможности открытых мультимедиасистем значительно расширяются.