Московская городская организация Общероссийского профсоюза образования, проводя в 2014 году изучение психологического здоровья педагогов в возрасте до 35 лет, использовала методику диагностики уровня профессионального выгорания В.Бойко. По итогам обработки анкет было отмечено, что даже у молодых педагогов наблюдают сложившуюся стадию профессионального выгорания. Эти результаты подтверждают и другие исследователи.
Профессиональное выгорание может произойти в любое время независимо от стажа работы, а вот признаки профессионального выгорания по-разному фиксируют педагог и его окружение в разное время профессиональной деятельности. В начале своего профессионального пути педагог не замечает у себя эти признаки, для окружающих это тоже не так заметно, как в более зрелый период. По истечении пятилетнего стажа у педагогов с синдромом профессионального выгорания могут появляться ощущения, что что-то не так, они испытывают дискомфорт на рабочем месте, и это становится очевидным для окружающих. Удивительно, но при большом стаже работы педагог перестает отмечать у себя признаки профессиональной деформации, тогда как для окружающих это становится более заметно.
Профессиональная деформация педагога. Когда она заметна? (См. табл. 1.)
Профессиональная деятельность педагогов имеет особенности, позволяющие отнести ее к группе риска возникновения и развития синдрома выгорания. Это:
    высокий динамизм;
    нехватка времени;
    рабочие перегрузки;
    сложность возникающих педагогических ситуаций;
    ролевая неопределенность, социальная оценка,
    необходимость осуществления частых и интенсивных контактов;
    взаимодействие с различными социальными группами.
Профессии - лидеры по профессиональному выгоранию:
1-е место - врачи;
2-е место - учителя;
3-е место - психологи.
 Помимо этого в настоящее время в современной системе образования происходят многоструктурные изменения: объединение образовательных организаций в крупные комплексы;

введение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения; введение профессионального стандарта педагога; создание открытой образовательной среды, переведение трудового договора в эффективный контракт. Следствие масштабных преобразований - интенсификация труда и повышение требований к педагогу, которые не могут не отразиться на здоровье работников системы образования.
По результатам исследования МГО профсоюза, проведенного в 2013-2014 учебном году, в котором принял участие 641 столичный педагог, было выявлено, что недельная рабочая нагрузка учителя (при оплачиваемой нагрузке в среднем 24 часа в неделю) составляет 70,5 часа, что почти в два раза превышает установленный для этой категории работников режим рабочего времени. Если провести пересчет полученной фактической занятости на один рабочий день, то становится очевидной его избыточная длительность - один рабочий день длится более 11 часов (см. табл. 2).
Кроме того, в проведенном исследовании было отмечено, что:
    более 76% педагогов имеют ненормированный режим питания;
    более 90% учителей испытывают на работе нервно-эмоциональное напряжение, причем они не могут полноценно после этого отдохнуть ночью;
    четвертая часть педагогов отмечает 5-часовую продолжительность сна, еще чуть более 70% сообщают, что их сон длится от 6 до 7 часов, что для полноценного восстановления после психоэмоционального и физического напряжения сил в течение рабочего дня абсолютно недостаточно;
    свыше 50% участников исследования обращаются к врачам один-два раза в полугодие или один-два раза в год, но самолечением при этом занимаются более 45% опрошенных учителей.
Таким образом, постоянные перегрузки в связи с выполнением рабочих обязанностей, неравномерность питания и недостаток сна, невнимание к своему здоровью - очень серьезные проблемы современного учителя, вызванные в основном занятостью по выполнению своих профессиональных обязанностей как в рабочих аудиториях, так и в домашних условиях.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что это исследование проводили в Москве, респондентами выступили столичные учителя - работники московских школ, которые на сегодняшний момент не испытывают трудностей в поиске учебных материалов и имеют хорошо оборудованные рабочие места для проведения занятий на высоком уровне, широкий спектр возможностей как для их развития и личностного самосовершенствования, так и профессионального развития. Однако представленная картина показывает, что этого недостаточно, что необходимо говорить о профилактике и коррекции профессионального выгорания педагогов.
Есть такие вопросы:
    Кто виноват, что происходит профессиональное выгорание?
    Почему есть немалое количество педагогов, которые через 5-7 лет после начала своей профессиональной деятельности начинают задумываться о смене профессии?
    Почему у вчерашнего энтузиаста пропадает интерес к работе и он превращаются в урокодателя?
    Почему педагоги, такие улыбчивые в начале учебного года, начинают становиться агрессивными уже к окончанию первой четверти, а то и срываться на учеников и коллег?
На них каждый из нас должен дать в первую очередь себе ответ на эти вопросы.
А вот ответы на вопрос, что можно сделать, чтобы минимизировать риски профессионального выгорания, надо искать всем миром. Этот вопрос необходимо задать властям, учреждениям профессионального образования и переподготовки педагогических кадров, руководителям образовательных организаций, в которых работают педагоги, профсоюзной организации и самому учителю.
Качество жизни - возможность предотвращения синдрома профессионального выгорания. Его обеспечивают в первую очередь:
    решение жилищных проблем педагогических работников, в частности, выполнением ФЗ-273 (ст. 47 п. 5);
    стабильность и конкурентоспособность уровня оплаты труда;
    создание условий для психологической разгрузки педагогов (необходимость сегодня - создание психологических центров для помощи педагогам);
    организация возможностей для сохранения и укрепления здоровья педагогов и обеспечение их отдыха;
    обеспечение высокого статуса педагогической профессии - все это в силах властей.
К сожалению, эти проблемы в отношении различных профессиональных групп, в том числе педагогов, не решают совсем или решают очень слабо, это отдано в руки самого педагога: заработная плата выросла, так купи себе все сам.     На самом деле даже московский учитель со средней заработной платой в 70 тысяч рублей не может без особых условий, без помощи государства или Правительства Москвы купить себе квартиру, съездить с семьей на отдых или получить без очереди и напряжения высококачественную медицинскую помощь.
Необходимо, чтобы профильные учебные заведения и курсы повышения квалификации:
    внесли в учебный план дисциплины и тренинги по повышению стрессоустойчивости, конфликтологии, сохранению психологического здоровья;
    формировали компетенции учителя, обозначенные в профессиональном стандарте педагога, особенно в областях возрастной психологии детей, здоровьесберегающих технологий и вопросах инклюзивного образования.
Руководитель образовательной организации может и должен:
    проводить грамотно профессиональный отбор, расстановку и ротацию кадров;
    рационально распределять нагрузку;
    способствовать повышению квалификации педагогов, которая включает траекторию профессионального развития и карьерного роста;
    обеспечивать безопасность и хорошую оснащенность рабочего места;
    не загружать учителя лишней отчетностью, а следовательно, не повышать занятость и без того загруженного учителя;
    создавать систему мотивации работников, включая поощрение и награждение работников;
    обеспечивать для педагога ситуацию успеха и поддержки со стороны коллег;
    создавать и развивать корпоративную культуру;
    обеспечивать психологическую разгрузку педагогов, создавая места отдыха для педагогических работников (создание кабинета психологической разгрузки в каждом здании образовательной организации).
К сожалению, начало каждого учебного года для многих педагогов - время стресса. Так бывает, когда неожиданно меняют нагрузку, а то и должность, когда меняют режим рабочего времени без достаточных оснований. Все это отражается на учителе и его учениках, и здесь на помощь педагогу может и должна прийти профсоюзная организация:
    отслеживая условия труда работников (рабочие места, графики работы, нагрузку), выполнение работодателем трудового законодательства и других нормативных актов, касающихся особых условий труда;
    участвуя в организации повышения квалификации педагогов, их аттестации;
    отслеживая и участвуя в организации медосмотров;
    создавая доброжелательный климат в коллективе;
    организуя проведение тренингов психологической разгрузки, снижения стрессоустойчивости, профилактики эмоционального выгорания вместе с администрацией;
    предлагая социальные программы членам профсоюза по организации отдыха, досуга и укрепления здоровья;
    разрабатывая совместно с администрацией дружелюбные по отношению к работнику локальные нормативные акты;
    формируя и развивая корпоративную культуру.
Конечно, многое зависит от самого педагога, поэтому он должен:
    быть открытым для нового;
    повышать собственную самооценку;
    участвовать в семинарах, конференциях, съездах, обмениваться опытом;
    не бояться отстаивать свои позиции;
    владеть технологиями тайм-менеджмента;
    владеть технологиями планирования и контроля собственной траектории профессионального развития;
    встречаться и общаться с людьми не только своей профессии;
    повышать свою квалификацию;
    при необходимости пользоваться правом на длительный отпуск.
Профессиональное выгорание педагогов - комплексная проблема, требующая системного подхода, которую можно решить, только объединив усилия власти, работодателя, профессионального союза и педагога. Нельзя экономить на педагогах! Только здоровый, увлеченный своей работой учитель может воспитать успешного ученика!