​Педагогические работники могут защищать свои права

Павел СЕРГОМАНОВ, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ:

В соответствии с частью 1 статьи 333 ТК РФ для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. При регулировании рабочего времени педагогических работников Министерство образования и науки РФ исходит из того, что:
    продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) не может быть одинаковой для всех педагогических работников, так как она зависит от занимаемой должности и (или) специальности, а также особенностей их труда; согласно Номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. №678, в сфере образования используют 40 наименований должностей педагогических работников;
    труд педагогических работников как на должностях с различными наименованиями, так и по одноименным должностям может существенно отличаться по сложности и условиям выполнения работы в различных образовательных организациях, с различным контингентом обучающихся и воспитанников.
Как следует из пункта 2 приложения №1 к приказу МОН РФ №1601, в зависимости от занимаемой педагогическим работником должности устанавливают либо фиксированную продолжительность рабочего времени, составляющую 36 или 30 часов в неделю, либо нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющие 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов педагогической работы в неделю за ставку заработной платы. Следовательно, понятие «продолжительность рабочего времени не более 36 часов» не единая для всех педагогических работников продолжительность рабочего времени, она определена только для педагогических работников, наименования должностей которых предусмотрены в пункте 2.1 приложения №1 к приказу №1601, а продолжительность рабочего времени 30 часов в неделю - в пункте 2.2 этого приложения. Педагогическим работникам, замещающим, в частности, должности «учитель», «педагог дополнительного образования», а также другие должности педагогических работников, поименованные в пунктах 2.3-2.8 приложения №1 к приказу №1601, установлена не продолжительность рабочего времени, а нормы часов педагогической работы в неделю за ставку заработной платы. Согласно пункту 2.8.1 приложения №1 к приказу №1601 учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, и другим педагогическим работникам, поименованным в этом пункте, устанавливают норму часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы, которая признана:
- нормируемой частью их педагогической работы (пункт 2.8 приложения №1 к приказу №1601);
- расчетной величиной для исчисления заработной платы за месяц с учетом установленного организацией, осуществляющей образовательную деятельность, объема педагогической работы или учебной (преподавательской) работы в неделю (пункт 3 примечаний к приложению №1 к приказу №1601).
Определение для педагогических работников, поименованных в пункте 2.8.1 приложения №1 к приказу №1601, нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы как нормируемой части их педагогической работы, означает, что обязанности этих работников не ограничивают только выполнением учебной (преподавательской) работы.
Другую часть педагогической работы педагогических работников, указанных в этом пункте, регулирует пункт 2.3 Положения приказа №69, предусматривающий, что должностные обязанности учителей помимо выполнения учебной нагрузки могут быть связаны с выполнением работ по подготовке к занятиям, с участием в деятельности педагогических и иных советов, методических объединений, в других формах методической работы, осуществлением связи с родителями, родительских собраний и т. п.
Кроме того, педагогические работники с их согласия могут выполнять дополнительную педагогическую работу на условиях дополнительной оплаты (классное руководство, заведование учебными кабинетами, учебно-опытными участками, проверка письменных работ и др.). По своему характеру выполнение большей части перечисленной работы осуществляют не в определенные рабочие дни недели, а рассчитывают на более длительные сроки: на месяц, учебную четверть, полугодие, учебный год, в связи с чем такая работа не может иметь конкретных норм времени, а регулируется соответствующими планами и графиками работ, как это предусматривает Положение приказа №69.
Таким образом, дни недели (периоды времени, в течение которых образовательная организация осуществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т. п. (пункт 2.4 Положения приказа №69).
Согласно пункту 2.2 Положения приказа №69 рабочее время учителей может быть конкретизировано по времени (то есть в часах, в минутах) только в части проводимых уроков и других учебных занятий, не превышающих 45 минут, коротких перерывов (перемен), а также согласно пункту 2.3 в части периодических кратковременных дежурств в образовательной организации в период образовательного процесса, к которым педагогических работников привлекают в дни проведения ими уроков и учебных занятий не ранее чем за 20 минут до начала учебных занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего учебного занятия.
Оснований для нормирования локальными актами образовательных организаций в часах (минутах) времени выполнения иных обязанностей учителей нет, в связи с этим подобные действия работодателей не могут быть признаны правомерными. Кроме того, работодатель не вправе возложить на педагогического работника без его согласия обязанности, не предусмотренные квалификационной характеристикой по занимаемой им должности.
Таким образом, нормируемая часть учебной (преподавательской) работы для педагогических работников, предусмотренных пунктом 2.8.1 приложения №1 к приказу №1601, фактический объем учебной (преподавательской) работы каждого педагогического работника, который зависит от различных условий работы: количества часов по учебному плану образовательной организации, количества классов (групп), преподаваемого предмета (дисциплины), режима работы организации в течение дня и в течение недели, укомплектованности персоналом и других обстоятельств. Объем учебной (преподавательской) работы каждого педагогического работника может быть равен норме часов, установленной за ставку заработной платы, может с письменного согласия педагогического работника составлять менее или более нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, что пропорционально уменьшает или увеличивает их рабочее время и размер оплаты труда по сравнению с нормой часов и размером ставки заработной платы. Таким образом, если учитель проводит, к примеру, 9, 18, 27 или более учебных занятий в неделю, то нормируемая часть его рабочего времени будет составлять соответственно 9, 18, 27 или более часов в неделю. В трудовой договор педагогического работника вносится фактически установленный объем учебной нагрузки (педагогической работы), изменение которого регулируют в порядке и на условиях, предусмотренных пунктами 1.5-1.7 приложения №2 к приказу №1061. Установление учителю или педагогу дополнительного образования продолжительности рабочего времени 36 часов в неделю, то есть сверх фактического объема учебной нагрузки (педагогической работы), признанной нормируемой частью их рабочего времени, неправомерно. Неправомерно также без учета нормативных правовых актов, принятых в целях реализации статьи 333 ТК РФ, а также иных федеральных нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, включая приказ №1601, применять часть 6 статьи 47 Закона №273, возлагая на любого педагогического работника все перечисленные в этой части статьи 47 обязанности без учета занимаемой им должности, а также устанавливая какие-либо соотношения учебной нагрузки педагогических работников, определенной на учебный год, и другой деятельности. В случаях нарушения порядка регулирования рабочего времени педагогические работники, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, вправе для защиты своих социально-трудовых прав и интересов обращаться в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (комиссия по трудовым спорам, суд) либо в федеральную инспекцию труда.

Внесите уточнения в трудовой договор с педагогом

МГО профсоюза на селекторах неоднократно (09.12, 28.10, 12.02.) давала разъяснения по этому вопросу, однако количество жалоб от работников не уменьшается. Директора школ, в которых вводят 36-часовую рабочую неделю для учителей независимо от педагогической нагрузки, объясняют свою позицию устными рекомендациями и разъяснениями ГИТ Москвы по этому вопросу. МГО профсоюза и АНО «Профзащита» считают, что позиция ГИТ основана на неправильном толковании норм трудового законодательства по данному вопросу.
Нормативные документы, в которых идет речь о рабочем времени учителя:
- часть 3 статьи 333 Трудового кодекса РФ;
- части 6 и 7 статьи 47 Федерального закона от 29.12.12 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. №69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений».
Если коротко, то ни один из перечисленных документов в настоящее время не устанавливает, что норма рабочего времени учителя должна быть 36 часов.
Для педагогических работников устанавливают сокращенную продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю (ст. 333 ТК РФ).
В зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включена учебная (преподавательская), воспитательная и другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных и иных мероприятий, проводимых с обучающимися (ч. 6 ст. 47 Закона №273-ФЗ).
В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяет приказ Минобрнауки №1601.
В приказе №1601 для учителя установлен не режим рабочего времени, а только норма часов преподавательской работы за ставку зарплаты (нормируемая часть рабочего времени).
В соответствии с приказом Минобрнауки №69 рабочее время делят на нормированную (преподавательскую) и ненормированную (воспитательскую, иную педагогическую) работу (п. 2.1). В приказе №69 сказано, что ненормированная часть рабочего времени не может быть конкретизирована по количеству часов. Она вытекает из должностных обязанностей педработника, предусмотренных уставом, ПВТР, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в том числе личными планами педагогического работника (п. 2.3). Предусмотрено, что дни недели (периоды времени, в течение которых образовательное учреждение осуществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т. п. (п. 2.4). Таким образом, специфика работы педагогов предполагает невозможность жесткой регламентации сроков выполнения определенной работы (например, вряд ли будет возможно заранее определить, сколько времени потребуется для подготовки к занятию), а также не требует от них осуществлять весь объем педагогической работы исключительно на своем рабочем месте (например, преподаватель вправе осуществлять мероприятия по самообразованию в библиотеке или любом другом удобном для этого месте).
Режим рабочего времени определяют коллективный договор, ПВТР, иные локальные акты, трудовой договор, графики работы и расписание занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных приказом Минобрнауки от 27.03.2006 №69 (ч. 7 ст. 47 Закона № 73-ФЗ).
При этом в силу действия ст. 333 ТК РФ педагогическим работникам, в отношении которых установлено нормирование преподавательской работы за ставку заработной платы, в любом случае должна быть обеспечена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
Иными словами, если для учителя установлена норма часов преподавательской работы 18 часов в неделю, а продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю, то отработка нормы преподавательской работы не предоставляет педагогу права прекратить работу. В рабочее время, оставшееся после отработки нормы преподавательской работы, учитель должен выполнять иную педагогическую работу в соответствии с локальными актами организации, должностной инструкцией, трудовым договором. Однако если время выполнения иных обязанностей не регламентировано, то педагог вправе самостоятельно планировать свое рабочее время для выполнения мероприятий согласно личному плану, самоподготовки, повышения квалификации и выполнения иной педагогической работы. Если выполнение такой работы возможно вне места работы педагога, он вправе также покинуть свое рабочее место.
Для разрешения всех разногласий МГО профсоюза и АНО «Профзащита» предлагают школам прописать особенности режима рабочего времени в ПВТР и непосредственно в трудовых договорах с педагогическими работниками (это одно из требований при введении эффективного контракта).
Предлагаем в трудовом договоре с учителем прописать так:
«Рабочее время работника состоит из нормируемой его части, включающей проводимые уроки (учебные занятия) и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием, и ненормируемой части рабочего времени, не имеющего четких границ, и определяется учебным расписанием, планами и графиками, а также должностными обязанностями, предусмотренными уставом образовательной организации и правилами внутреннего трудового распорядка образовательной организации, настоящим трудовым договором и должностной инструкцией».
«Дни недели (периоды времени, в течение которых образовательная организация осуществляет свою деятельность), свободные для работника от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т. п. и может находиться вне образовательной организации».

Сергей КАНДРИКОВ, директор АНО ЦПП «Профзащита», кандидат политических наук

Информация к сведению

Статья 47 Федерального закона №273
«В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями.
Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий.

Приказ №69 Минобрнауки РФ от 27 марта 2006 года «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»:
2.1. Выполнение педагогической работы... характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой.
Выполнение другой части педагогической работы... осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов. Другая часть педагогической работы... вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т. ч. личными планами педагогического работника, и включает:
- выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;
- организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;
- время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;
- периодические кратковременные дежурства;
- выполнение дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).
2.4. Дни недели... свободные от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т. п.