Так ли это на самом деле? Каковы плюсы и минусы дистанционного обучения? Об этом нам рассказали профессионалы - руководители программ дистанционного обучения Федерации Интернет Образования Леонид ЯСТРЕБОВ и Александр ЕЛИЗАРОВ.

- Есть ли разница между дистанционным образованием детей и взрослых? Насколько оно эффективно для тех и других?

Ястребов: Мы различаем обучение и образование, а потому предпочитаем говорить: «дистанционное обучение». Потому что «дистант» как попытка дать людям - мы говорим о детях - основное образование, с нашей точки зрения, обречена на провал. Ведь образование обязательно включает в себя воспитание, общение, атмосферу, культуру. Культуры нельзя начитаться, она передается в общении, а образование - это во многом культура, поэтому его очень трудно получать дистанционно. Конечно, бывают исключения, например в случае инвалидности ребенка. Но и тогда учитель все-таки необходим: нужно, чтобы он приходил к ребенку, общался с ним, поддерживал его психологически и мотивационно.

Дистанционное обучение эффективно именно в качестве получения дополнительного образования. В случае взрослых слушателей - как система повышения квалификации. Для детей оно тоже небесполезно: для них есть конкурсы, обучающие программы, олимпиады и т.д.

Мы в Федерации Интернет Образования занимаемся обучением взрослых.

- Для неспециалиста все формы дистанционного образования едины. Как разобраться, какая из них эффективнее?

Елизаров: Можно выделить три ветви: дистанционное обучение, дистанционная поддержка образовательного процесса и дистанционные образовательные проекты. К последней ветви относятся различные олимпиады, конкурсы. Это не обучение, здесь нет целостного учебного процесса. Дистанционное обучение - это регулярность занятий, график прохождения тем. Дистанционная поддержка - это другое. Сегодня мне нужно что-то, я зашел в интернет, взял что нужно или вышел на форум с кличем: друзья, кто мне поможет?

Выбор формы дистанционного образования зависит от активности самого потребителя информации.

- Плюсы дистанта очевидны: можно учиться не выходя из дома, бесплатно и так далее. Но ведь есть и сложности - а как же контроль, который большинству из нас необходим?

Ястребов: Дистанционное обучение вообще больше подходит организованным, упорным, активным людям. В нашей системе образования, в которой большинство - женщины, с этим, на мой взгляд, возникают сложности. Поэтому дистанционное обучение, ориентированное на женщин, работников системы образования, должно учитывать необходимость психологической поддержки слушателей. Электронные курсы должны быть написаны очень точным языком, чтобы исключить необходимость вчитываться. Нужно четко объяснять - ради чего будут проводиться те или иные действия. Иначе дистанционный слушатель потеряет за деревьями лес. Должно быть много иллюстраций, позволяющих буквально увидеть все необходимые действия.

Елизаров: Иллюзия о бесконтрольности дистанта - это именно иллюзия. Конечно, ты в любой момент можешь сойти с дистанции, но если хочешь получить диплом, то, будь добр, выполни задания. Мы проверяем все работы, все этапы четко контролируем, а несправляющиеся отчисляются. Причем раз и навсегда: мы считаем, что раз ты не захотел учиться, то должен освободить место другому.

- Какие курсы дистанционного обучения созданы в ФИО?

Ястребов: У нас есть несколько больших и интересных курсов. Например, курс известного специалиста в области дистанционного обучения Евгении Полат «Интернет в преподавании английского языка», курс «Общие проблемы использования интернет-ресурсов в образовании», обкатаны курсы по предметам школьной программы.

Есть курсы по информационным технологиям. Это прежде всего «Основы работы в интернете. Сетевые технологии» и «Основы Flash-технологий» (автор - известный дизайнер, профессор МИЭМ Надежда Трубочкина).

Также мы опробуем новую форму - открытые курсы самообучения, создавая своего рода копилку электронных методик преподавания. Об успехе этого проекта пока говорить рано, но первые результаты очень обнадеживающие!

Кроме того, мы сейчас тестируем новый большой курс по построению педагогически эффективных презентаций в программе PowerPoint. В этот курс наш коллектив вложил массу опыта, приобретенного нами при очном обучении учителей в ФИО. Мы понимаем, что без методики использования электронных ресурсов сами эти ресурсы будут не востребованы в школе. Наш педагогически ориентированный курс рассчитан прежде всего на профессионалов-предметников. Обучение начинается с того, что ставится конкретная, пусть даже маленькая, но педагогически осмысленная задача. Те, кто просто решил освоить программу PowerPoint из праздного любопытства, просто отсеиваются.

Однако курс очень большой и рассчитан на 15-16 недель. И хотя он написан живым языком, очень подробно, все равно требуется общение с каждым слушателем. Это требует невероятно много времени от человека, который ведет процесс, - в данном случае от меня. Это очень эффективно для слушателей, но весьма трудоемко для преподавателя.

- То есть и в дистанционном обучении трудно обойтись без живого общения?

- Да, и в связи с этим ФИО, и в частности ваши покорные слуги, придумали территориально-дистанционную, или иерархическую модель дистанционного обучения. А именно: в другом городе мы находим будущих тьюторов - это те люди, которые у нас учились когда-то и которые знают наши требования. Скорее всего, это люди, связанные с институтом повышения квалификации, с вузами. Они и собирают вокруг себя группу педагогов, которую хотят обучить.

Тьютор понимает и преподавателя из ФИО, находящегося в Москве, и одновременно видит и знает людей, с которыми собирается работать. Исходя из конкретной ситуации, он проводит семинары. Причем на одну тему может быть два семинара, на другую - ни одного, это зависит от сложности, от возникающих вопросов. То есть здесь есть элементы образования, которых нет в обычном дистанте. Учащиеся одновременно участвуют и в процессе дистанционного обучения на нашем сайте, и в живом общении на семинарах.

В итоге и эффективность занятий повышается, и контроль осуществляется более тщательный. Территориальный тьютор ведет первоначальный отбор, осуществляет контроль за группой, ведет текущую переписку. Нам в Центр тьютор высылает сделанные слушателями и первоначально оцененные самим тьютором текущие задания, а также материалы выпускных работ, которые мы оцениваем вместе - по почте. Преподаватель ФИО таким образом контролирует его работу, но это уже гораздо легче.

- Получают ли слушатели какие-то свидетельства о прохождении курсов повышения квалификации?

Елизаров: По результатам дистанционного обучения просто нельзя выдавать свидетельства государственного образца. Поэтому мы высылаем дипломы ФИО. Но если такие дистанционно-территориальные курсы проводятся на базе институтов повышения квалификации, то фактически наши курсы могут рассматриваться как дистанционная поддержка обучения, а сами институты могут проводить очное тестирование выпускников и по результатам этого тестирования выдавать свидетельства государственного образца. Это зависит от желания самих ИПК проводить такую работу.

- Каковы перспективы у этой групповой формы обучения?

Ястребов: Сейчас у нас действуют две пилотные группы. Одну из них возглавляют два наших выпускника (директор гимназии и его заместитель). Они учат учителей своей школы. Это вообще идеальный вариант, потому что они учат под свои конкретные задачи, со своими требованиями. Другая группа собрана из сотрудников и методистов одного из ИПК. Готовимся к запуску таких групп и в других городах.