Обучение студентов и преподавателей религиозных учебных заведений проводится в Федерации четвертый год подряд. Правда, на этот раз буддистов решили пригласить в региональный центр ФИО, расположенный в том регионе, где проживает большая часть буддистов России. А 71-й поток слушателей Московского центра набрали из числа семинаристов Московской духовной академии и студентов Московского исламского университета.

Из 40 последователей православия и мусульманской религии сформировали четыре группы согласно их религиозной принадлежности и уровню владения информационными технологиями. Нас заинтересовало, почему для разделения был выбран именно конфессиональный признак. В Федерации нам объяснили, что это в меньшей степени связано с разницей в тематическом наполнении курса (скажем, в качестве примеров православным и мусульманам приводятся сайты соответствующей религиозной направленности и т.д.). Более важная причина кроется в принципиально разных схемах расписания для православных и мусульман. Дело в том, что в священный месяц Рамадан мусульманам разрешается принимать пищу только после захода солнца, в то время как православные студенты будут обедать в привычное время. Таким образом, перерывы в занятиях назначены в разное время.

Несмотря на деление потока, темы занятий у разных групп полностью совпадают. Правда, преподавание зависит от уровня подготовленности студента в области ИКТ-технологий. В течение 12 дней (с 10 по 22 ноября) слушатели ФИО прослушали несколько курсов и приняли участие в семинарах по основам работы в Microsoft Windows, созданию сайтов, мультимедийных презентаций, работе с электронной почтой, поисковыми системами. В расписании отдельно выделялось время для самостоятельной работы, в процессе которой готовилась выпускная квалификационная работа.

Интенсивные занятия начались у слушателей сразу же после торжественного открытия их потока, на котором слушателей познакомили с деятельностью ФИО. В своей презентации ведущий специалист Московского центра Федерации Интернет Образования Александр Александрович Елизаров напомнил собравшимся о том, что Федерация была создана для реализации проекта «Поколение.ru» в 2000 году. Целью проекта стало содействие информатизации российского образования. За время существования ФИО были созданы региональные центры интернет-образования в 42 регионах, обучение в этих центрах прошли более 110 тысяч работников сферы образования.

С приветственными словами в адрес слушателей выступили представитель Министерства образования и науки Александр Викторович Барабанов, заместитель проректора по учебной работе Московской духовной академии и семинарии Сергей Вячеславович Поляков, секретарь ученого совета Московской духовной академии и семинарии отец Павел Великанов, заместитель председателя Духовного управления мусульман европейской части России Дамир-Хазрат.

Как же священнослужители могут применить полученные знания в своей работе? Вот что ответил нам Дамир-Хазрат: «Наши студенты, которые в течение четырех лет получали здесь интернет-образование, через Всемирную сеть получают необходимую им информацию. Они имеют возможность общаться со своими прихожанами, со своими сверстниками не только на родине, но и за рубежом.

Только высокообразованный священнослужитель, у которого есть полномасштабные знания, в том числе знания в области современных технологий, поведет прихожан за собой по правильной дороге. Если мы сегодня будем говорить проповеди на языке средних веков, это будет не сразу воспринято. Сегодня надо говорить с молодежью на том языке, на котором они говорят. Конечно, информационными технологиями пользуются не все, но те священнослужители, которые ими пользуются, обладают высочайшим авторитетом».

У отца Василия весьма схожая точка зрения. Он выразил ее так:

«Задача семинариста состоит в том, чтобы в процессе обучения в Федерации научиться профессионально работать с теми программами, которые обеспечивают человеку хорошую работу в интернете, создание собственных сайтов, работу с теми прикладными программами, которые являются обязательным подспорьем для работы в Сети.

На сегодняшний день в Сети существует более двух тысяч сайтов православной тематики. Это позволяет расширить границы миссионерской проповеди. Для многих людей появление Русской православной церкви в интернете стало открытием Православной церкви. Многие люди увидели, что в Церкви находятся живые, интересные люди, вступили с ними в диалог. Так благодаря интернету сегодня разрушается дистанция между клиром и миром.

Мы внимательно и ответственно относимся к делу интернет-образования в семинарии. В начале года в числе обзорных лекций предлагается лекция на тему «Православная оценка научно-технического прогресса». С самого начала мы расставляем приоритеты, говорим, что в современных технологиях для нас важно, что - не очень, какие в них есть опасности и как их избегать, как православный человек может жить в техногенном мире и в то же время быть от него совершенно свободным. Затем в течение года мы в режиме он-лайн транслируем через спутник лекции в другие семинарии России. Мы также пользуемся электронными библиотеками, где порой можно найти информацию, которой нет даже в РГБ. Эти же библиотеки помогают тем из наших прихожан, которые не имеют возможности купить некоторые книги духовного содержания».