Возьмем конкретный пример. Типичная школа в спальном районе Петербурга. Не самая маленькая - 654 ученика. На это количество - 12 машин ненового поколения, две из которых требуют ремонта. Итого: десять компьютеров на 654 ребенка. Понятно, что на одну машину на уроке информатики приходится по два-три человека. В пору загрустить. Однако даже при таком пессимистическом раскладе, к примеру, в школе № 318 унывать не собираются. Мало того, здесь, веря в будущее присутствие в школе нового компьютерного класса, разрабатывают программы применения информационных технологий в школьных предметах. О теоретической составляющей этого процесса рассказывает заместитель директора по школьной информационной системе Алла Анатольевна Фомина:

- Следует выделить несколько направлений подобного применения компьютерной техники: поддержка других предметов, подпитка современными технологиями информатики как фундаментальной отрасли знаний и интегрированные уроки, которые демонстрируют связь информатики с другими предметами. Можно также упомянуть об обучении компьютерным навыкам самих учителей-предметников. Это направление из перспективных, поскольку учитель, знающий свой предмет и понимающий, как на нем можно использовать компьютер, выступает носителем новых, интересных идей.

- Что касается непосредственного применения компьютерных технологий в конкретном предмете, то здесь мы ориентируемся на существование разнообразных, разработанных программных продуктов. Допустим, на уроке литературы это могут быть записи уроков по литературе, виртуальные экскурсии по музеям классиков, наборы иллюстраций к произведениям, сцены из спектаклей. Как раньше роль помощника учителя выполняли проигрыватели, то теперь их место заняли компьютеры. Причем можно не только слушать отрывок из литературного произведения, но и подключать изображение. У ребенка при этом задействован не только слух, но работает визуальная память, а эмоциональный отклик на происходящее сильнее.

- Если, допустим, говорить о географии, то ребята вместе с учителем могут совершать путешествия по всему миру. Существует масса компакт-дисков со всевозможными видами. Если есть выход в интернет, то можно отыскать какой-либо любопытный сайт. Например, в некоторых местах планеты установлены видеокамеры реального времени. Достаточно знать сайт, и можно увидеть, что в данный момент происходит на улицах города или страны, которую изучаешь.

- Дети также создают собственные проекты по предмету. Делают подборку по определенной теме, оформляют реферат как своеобразную презентацию.

- При изучении естественно-научного цикла вырисовывается еще одно направление - моделирование. Скажем, почти нереально показать ребенку взаимодействие электрических полей или поставить опыт, связанный с астрономическими явлениями. Однако, смоделировав это на экране компьютера, мы можем дать ребенку представление о сложных процессах, происходящих в природе. И это будет доступно и понятно. Данное направление дает широкий простор для интегрированных уроков информатики и физики, математики, химии. Ребята способны сами создавать модели каких-то процессов. В программу информатики входит изучение языка программирования, и, зная его, дети свободно моделируют.

- Это направление, кстати, может иметь и воспитательный эффект. Что мешает старшим детям, умеющим моделировать физические процессы, сделать в качестве задания какую-либо разработку для младших школьников? Это ведь еще и помощь учителю. И что очень важно, ребенок при этом осознает, что способен не только брать, но и отдавать.

- На основе информатики можно также использовать на уроках такой контролирующий инструментарий, как тесты. Можно создавать различные информационные центры, допустим, те же газеты. Это и введение в профессию, и формирование определенной гражданской позиции, и приобретение коммуникативных навыков.

- Проблема заключается только в том, чтобы иметь в школе мультимедийные проекты и то, на чем их демонстрируют, то есть саму технику. Сегодня большинство современных интересных проектов завязано на машинах, что стоят у детей дома. Да, у нас идет базовый курс информатики, но если ребенку что-то интересно, он стремится изучать это самостоятельно, прибегая к помощи учителя. В этой связи любопытно следующее: поскольку информатика развивается очень бурно, то учитель отстает от уровня науки мгновенно. Поэтому важно не столько знать какие-то вещи, сколько владеть информацией о том, что они в принципе существуют. А детям иногда интереснее разобраться в том, чего не знает учитель.

- То есть самим научить его?

- А почему бы и нет? Кстати, многие районные и городские конкурсы не рассчитаны на то, что ребенку помогает учитель, и тот лишь выступает в роли заказчика, а потом оценивает работы. Это своеобразное моделирование взрослой ситуации, когда ребенок полностью отвечает за свою работу.

- Алла Анатольевна, мы поговорили о теоретических вещах, а как должно выглядеть практическое воплощение применения информационных технологий в школьных предметах?

- Если мы ведем речь о технических проблемах, то специфика информатики, конечно, в полной зависимости от техники. Хотелось бы, чтобы каждый учитель-предметник имел в классе хотя бы одну машину. Компьютер-проектор. При большом количестве ребят в классе оптимальное решение - это выведение изображения на большой экран. Поскольку мечта о компьютере в каждом классе утопична, то в принципе можно довольствоваться одним, лишь бы он был мобильным, то есть перемещался из кабинета в кабинет. Есть и другой вариант: специальное программное обеспечение, которое позволяет посылать изображение с компьютера учителя на машины учеников. Другое дело, что данная программа довольно дорогая. У школы нет возможности отдавать за нее почти тысячу долларов.

Санкт-Петербург